Правила общения с ребенком в семье
· Не подозревать дурного · Не запрещать · Не высмеивать · Не выслеживать · Не выспрашивать · Не подшучивать · Не принуждать к откровенности · Не контролировать интимный опыт общения |
Можно и нужно в общении с детьми:
· создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности;
· формировать навыки общения по принципу открытости, доверительности;
· давать право на собственный опыт;
· прийти к совместному видению ситуации, к совместному устремлению ее разрешить, к общности действий в решении проблемы;
· понимать, что даже в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;
· разделять с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы;
· установить равенство позиций в общении с ребенком, что означает его принятие, признание;
· принять неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;
· научиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;
· строить общение с ребенком как высшее проявление любви к нему, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности, происходящие в нем изменения.
Интересно ли вашему ребенку общаться с вами?
Когда ваш ребенок скучает, он бессознательно отвергает других и тем самым отвергает самого себя. Скука может быть следствием неудовлетворенной потребности в любви, ласке, внимании.
Ребенок требует постоянного внимания. Возьмите за привило выражать свое положительное отношение к делам ребенка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее проявлять свою радость, внимание, а не только думать об этом. Чем больше внимания и заботливости получает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.
Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей
В школе:
· проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания, предоставить ему возможность достижения успеха;
· обращать внимание на положительные стороны характера ребенка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
· постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему;
· предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для ребенка задания;
· уметь ставить реальные для ребенка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам.
В семье:
· создавать атмосферу взаимной привязанности, поддержки и непосредственного эмоционального общения;
· проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
· предпочитать требовательность безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
· снимать авторитарные позиции в общении с детьми -– директивный стиль общения в семье недопустим;
· избегать ортодоксальных суждений в общении с детьми, уметь признавать свои ошибки.
К чему приводят обиды
· к стремлению «уйти в себя»;
· к изолированности;
· к отчуждению во взаимоотношениях;
· к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
· к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
· к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
· к повышению нервно-психической напряженности;
· к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и как следствие к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.
В общем виде обиды, как внезапно возникающие, так и медленно накапливаемые, выступают как явление конфликтогенное, стрессогенное, депрессогенное.
Техника общения
Ошибки общения:
· ортодоксальность суждений;
· решение проблем за других;
· уход от проблемы;
· неточная невербальная информация партнера;
· поиски виновного, а не решение проблемы;
· переход на обсуждение второстепенного, мелочей;
· нет ориентации на цели, задачи партнера;
· отсутствие позитивного подкрепления взаимовзгляда («психологического поглаживания»);
· монолог вместо беседы.
Эффективное слушание:
· минимизация отвлечений;
· ограничение числа вопросов;
· визуальный контакт;
· «слушать всем телом» (поза, дистанция, направленность на
· партнера);
· создание «волн ожидания», «открывающих реплик», «буферных фраз»;
· язык поз и жестов поддерживающий, одобряющий;
· созидание общения вместе с партнером.
Искажения, помехи общения:
· создание «барьеров общения» типа приказов, предупреждений, команд, угроз;
· начало общения с критики, несогласия, негативной оценки,
· осуждения партнера;
· суждение о другом по аналогии с самим собой (перенос,
· проекция);
· «эффект ореола» (влияние общего впечатления о человеке на оценку его отдельных свойств);
· «эффект стереотипизации»;
· видение человека через призму «идеальных моделей»;
· «эффект инерционности» представлений, взглядов (ригидность позиций);
· неадекватная невербальная экспрессивная информация, передаваемая партнеру.
Ведение диалога-общения:
· Не начинайте с общих фраз, вступлений, поучений.
· Рассказывайте все о своих чувствах, переживаниях «здесь и теперь».
· Избегайте присутствия третьих лиц.
· Выражайте свои чувства по отношению к партнеру, не сравнивайте его с другим. Высказывайтесь только по поводу случившегося «здесь и теперь».
· Не критикуйте, не оценивайте партнера, а решайте проблему.
· Не пытайтесь узнать, «разгадать» мотивы поведения партнера.
· He повторяйтесь, выделяйте главное настоящее, но не прошлое.
· Не забывайте отметить приятное, успешное и в начале, и в конце беседы.