Правила общения с ребенком в семье

· Не подозревать дурного · Не запрещать · Не высмеивать · Не выслеживать · Не выспрашивать · Не подшучивать · Не принуждать к откровенности · Не контролировать интимный опыт общения

Можно и нужно в общении с детьми:

· создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности;

· формировать навыки общения по принципу открытости, доверительности;

· давать право на собственный опыт;

· прийти к совместному видению ситуации, к совместному устремлению ее разрешить, к общности действий в решении проблемы;

· понимать, что даже в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;

· разделять с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы;

· установить равенство позиций в общении с ребенком, что означает его принятие, признание;

· принять неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;

· научиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;

· строить общение с ребенком как высшее проявление любви к нему, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности, происходящие в нем изменения.

Интересно ли вашему ребенку общаться с вами?

Когда ваш ребенок скучает, он бессознательно отвергает других и тем самым отвергает самого себя. Скука может быть следствием неудовлетворенной потребности в любви, ласке, внимании.

Ребенок требует постоянного внимания. Возьмите за привило выражать свое положительное отношение к делам ребенка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее проявлять свою радость, внимание, а не только думать об этом. Чем больше внимания и заботливости получает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.

Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей

В школе:

· проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания, предоставить ему возможность достижения успеха;

· обращать внимание на положительные стороны характера ребенка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

· постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему;

· предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для ребенка задания;

· уметь ставить реальные для ребенка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам.

В семье:

· создавать атмосферу взаимной привязанности, поддержки и непосредственного эмоционального общения;

· проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

· предпочитать требовательность безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;

· снимать авторитарные позиции в общении с детьми -– директивный стиль общения в семье недопустим;

· избегать ортодоксальных суждений в общении с детьми, уметь признавать свои ошибки.

К чему приводят обиды

· к стремлению «уйти в себя»;

· к изолированности;

· к отчуждению во взаимоотношениях;

· к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;

· к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

· к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

· к повышению нервно-психической напряженности;

· к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и как следствие к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.

В общем виде обиды, как внезапно возникающие, так и медленно накапливаемые, выступают как явление конфликтогенное, стрессогенное, депрессогенное.

Техника общения

Ошибки общения:

· ортодоксальность суждений;

· решение проблем за других;

· уход от проблемы;

· неточная невербальная информация партнера;

· поиски виновного, а не решение проблемы;

· переход на обсуждение второстепенного, мелочей;

· нет ориентации на цели, задачи партнера;

· отсутствие позитивного подкрепления взаимовзгляда («психологического поглаживания»);

· монолог вместо беседы.

Эффективное слушание:

· минимизация отвлечений;

· ограничение числа вопросов;

· визуальный контакт;

· «слушать всем телом» (поза, дистанция, направленность на

· партнера);

· создание «волн ожидания», «открывающих реплик», «буферных фраз»;

· язык поз и жестов поддерживающий, одобряющий;

· созидание общения вместе с партнером.

Искажения, помехи общения:

· создание «барьеров общения» типа приказов, предупреждений, команд, угроз;

· начало общения с критики, несогласия, негативной оценки,

· осуждения партнера;

· суждение о другом по аналогии с самим собой (перенос,

· проекция);

· «эффект ореола» (влияние общего впечатления о человеке на оценку его отдельных свойств);

· «эффект стереотипизации»;

· видение человека через призму «идеальных моделей»;

· «эффект инерционности» представлений, взглядов (ригидность позиций);

· неадекватная невербальная экспрессивная информация, передаваемая партнеру.

Ведение диалога-общения:

· Не начинайте с общих фраз, вступлений, поучений.

· Рассказывайте все о своих чувствах, переживаниях «здесь и теперь».

· Избегайте присутствия третьих лиц.

· Выражайте свои чувства по отношению к партнеру, не сравнивайте его с другим. Высказывайтесь только по поводу случившегося «здесь и теперь».

· Не критикуйте, не оценивайте партнера, а решайте проблему.

· Не пытайтесь узнать, «разгадать» мотивы поведения партнера.

· He повторяйтесь, выделяйте главное настоящее, но не прошлое.

· Не забывайте отметить приятное, успешное и в начале, и в конце беседы.

Наши рекомендации