Задачи кабинета практического психолога
Кабинет практического психолога (КПП) – одно из звеньев единой системы психологической помощи и поддержки населения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации.
Основной принцип работы практического психолога – индивидуальный и личностно-центрированный подход, который предусматривает:
· поиск специфических путей оптимального развития потенциальных возможностей личности в сфере интересов, способностей, склонностей;
· разработку индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
· выработку и реализацию эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях;
· решение проблем межличностных отношений и планирования карьеры, профессионального роста и профессионального выбора;
· оказание помощи в решении супружеских проблем, семейных конфликтов, детско-родительских отношений, а также психологической поддержки в предразводный и послеразводный периоды;
· решение вопросов психологического здоровья личности.
Особое значение деятельность психологического кабинета приобретает в экстремальных и критических ситуациях, когда необходимо оказать экстренную помощь детям и родителям, оказавшимся, например, в зонах экологических, техногенных катастроф, в районах радиационных загрязнений, подвергшимся насилию или террористическим актам, испытывающим потребность в психологической поддержке и в коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.
Многофункциональность психологического кабинета позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:
· купирование развития острых стрессовых реакций;
· нормализация эмоционального фона деятельности;
· снятие эффектов умственного утомления;
· минимизация негативных последствий психоэмоционального напряжения;
· психологический дебрифинг.
Таким образом, кабинет практического психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая выполняет специфические задачи в особых условиях экстремальных ситуаций и катастроф.
Содержание работы практического психолога в школе
Задачи и специфика работы кабинета школьного психолога предопределяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (школа, школа-интернат, гимназия, лицей и т.п.). Это обеспечит регулярность посещения кабинета разным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.
Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, понять их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияния на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в результате его консультативной и профилактической работы.
Гарантом адекватности и полноценности функционирования кабинета школьного психолога являются его методическое и организационные обеспечение, соответствующее современным требо-ваниям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование.
В кабинете должны работать квалифицированные специалисты-психологи, окончившие высшее учебное заведение по специальности «Психология» или прошедшие переподготовку и получившие квалификацию «Педагог-психолог», «Практический психолог» (диплом установленного образца). Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, взаимодействие психолога и педагога, взаимополняемость их позиций, а также тесный контакт с родителями и лицами, их замещающими. Это позволит точнее определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с детьми разного возраста.
Руководство деятельностью кабинета школьного психолога осуществляется Научно-методическим центром по практической психологии при участии Общества психологов или научно-методическими центрами при департаментах образования.
Кабинет школьного психолога, обеспечивая психологическое и личностное развитие детей, осуществляет свою деятельность на уровнях: актуальном и перспективном.
Актуальный уровень предусматривает решение злободневных проблем и задач, связанных с профилактикой, диагностикой, коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания школьников, их поведения, а также с социальной адаптацией, особенно в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Кабинет при необходимости обеспечивает комплекс мероприятий психопрофилактического плана в целях предупреждения психоэмоционального перенапряжения, снятия посттравматических последствий стрессовых нарушений, нормализации межличностных контактов, обучения навыкам общения и психологической саморегуляции.
Перспективный уровень ориентирован на решение проблем максимального содействия психическому и личностному развитию учащихся, на разработку пролонгированных развивающих и психо-коррекционных личностно ориентированных программ становления индивидуальности ребенка с учетом специфики социализации на каждом возрастном этапе; создание программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии.
На актуальном уровне проводится психологическое обследование каждого ребенка, на основе которого даются заключение, рекомендации и советы родителям, учителям, осуществляются когнитивное и поведенческое «лечение» школьника, коррекция на рушении его поведения, общения, учебной деятельности.
На перспективном уровне проводится работа опосредованно с теми, кто окружает детей в семье, соприкасается с ними в процессе обучения и воспитания – родителями, учителями, воспитателями, сверстниками. Основными формами работы являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком. Решая перспективные задачи, направленные на развитие индивидуальности каждого ребенка, психолог призван оказывать конкретную помощь взрослым, повышать их психологическую компетентность, помогать в организации межличностного взаимодействия с детьми разного возраста. Это дает возможность в будущем эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления, включая социальное и профессиональное самоопределение, психологическую готовность к самостоятельной взрослой жизни.
Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
· психопрофилактическая работа;
· психодиагностическая работа;
· развивающая и психокоррекционная работа;
· консультативная работа.
Психопрофилактическая работа предусматривает:
· с помощью лекций, бесед, тренингов формирование у детей, педагогов, родителей или лиц, их замещающих, общей психологической культуры;
· своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка (периодическая психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска);
· оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
· определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции (участие в работе комиссии по приему детей в школу);
· предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима работы школы; беседы с учителями и родителями; наблюдение за детьми группы риска);
· создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения.
Психодиагностическая работа включает:
· психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
· изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
· дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения (проводится совместно со специалистами соответствующего профиля);
· диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения;
· диагностику проявлений последствий травматического стресса, сензитивности к нему и к различным типам травм с учетом возраста учащихся.
Развивающая и психокоррекционная работа психолога предполагает разработку и осуществление программ, предусматривающих:
· развитие личности в целом и отдельных ее сторон;
· коррекцию отклонений в психическом развитии;
· коррекцию посттравматических нарушений с учетом специфики и типов травмирующих ситуаций;
· обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций;
· обучение взрослых технике оказания экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Консультативная работа включает:
· консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
· консультирование детей по их запросам;
· проведение совместных консультаций для работников учебно-воспитательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.