Понятие жизнестойкость и его структура
Содержание
1. Введение……………………………………………………………3
2. 1 Теоретические аспекты изучения жизнестойкости …………..5
3. 1.1 Понятие жизнестойкость и его структура……………………5
4. 1.2 Влияние личностных и социально-психологических факто-ров на выбор копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях…………………………………………………………..8
5. 1.3 Личностные особенности «студенческого» возраста……...12
6. 2 Эмпирическое исследование уровня жизнестойкости у студентов – взрослых детей алкоголиков………………………18
7. 2.1 Организация и методы исследования жизнестойкости у сту-дентов - взрослых детей алкоголиков………………………….18
8. 2.2 Описание и анализ результатов исследования жизнестой-кости у студентов – взрослых детей алкоголиков……………..20
9. 2.3 Практические рекомендации по результатам исследова-ния…………………………………………………………….…...28
10. Заключение…………………………………………………….31
11. Приложение А. Результаты испытуемых по методике «Тест жизнестойкости»…………………………………………………34
12. Приложение Б. Результаты статистической обработки данных………….…………………………………………………36
13. Список использованной литературы………………………...39
Введение:
Проблема устойчивости человека перед лицом жизненных трудностей всегда была интересна и значима, привлекала и привлекает внимание философов, медиков, просветителей, поэтов и писателей, педагогов, психо-логов.
В настоящее время эта тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна. Бурные социальные, экономические, политические изменения в обществе, увеличивающийся ин-формационный поток, скорость технических и технологических изменений отражаются на психологическом здоровье человека, провоцируя стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния.
Поэтому все больше интереса среди исследователей вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека.
При угрозе жизни, угрозе социальному или психологическому благополучию человека проблема его психологической устойчивости перед лицом трудностей актуализируется. Идея жизнестойкости подразумевает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях (С. Мадди).[1]
Разнообразные факторы внешней среды, внутренней психологической жизни, индивидуальные особенности психики, специфика ситуаций взаимо-действия человека с миром способствуют или не способствуют развитию и проявлению жизнестойкости, как интегрального свойства личности человека.
Несмотря на активное изучение феномена жизнестойкости отечествен-ными и зарубежными психологами, проблема развития, особенностей прояв-ления этого личностного образования в современном мире людьми различных возрастов, профессий, социального статуса остается открытой.
Отдельно нужно говорить об особой категории людей - это взрослые дети алкоголиков.
Цель исследования: диагностировать уровень выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов - взрослых детей алкоголиков.
Объект исследования:жизнестойкость студентов - взрослых детей алкоголиков
Предмет исследования:степень выраженности компонентов жизнестойкости у ВДА
Задачи исследования:
- осуществить теоретический обзор проблемы жизнестойкости;
- охарактеризовать особенности личности взрослых детей алкоголиков;
- подобрать методики, направленные на выявление выраженности ком-понентов жизнестойкости;
- осуществить сравнительный анализ выраженности различных ком-понентов жизнестойкости у студентов - взрослых детей алкоголиков.
В исследовании приняли участие студенты. В качестве диагностического инструментария был использован тест-опросник жизнестойкости Мадди в адаптации Д.А Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
Заключение
Общая направленность жизнестойкости определяется возможностью и способностью человека к преодолению, совладанию с трудностями жизни, связанными с разными временными отрезками, разными предъявляемыми жизнью требованиями за счет сознательной и бессознательной актуализации жизненного опыта, так или иначе объединенного в индивидуальных психологических свойствах человека.
В процессе развития и проявления жизнестойкости личности сущест-вует множество причин, предпосылок, условий, которые образуют сложную взаимосвязь. Жизнестойкость развивается и трансформируется в процессе жизни человека, опираясь на позитивное самоотношение и чувство удовлетворенности от собственной жизнедеятельности, включает в себя ценностно‑смысловые установки на собственную возможность определять и контролировать события своей жизни. Жизнестойкость опосредуется такими факторами как типологические особенности, возраст, профессия, социальный статус, и проявляется в особенностях сознательной саморегуляции, успешности преодоления стрессовых ситуаций, в реализации своей жизненной программы.
Жизнестойкость связана не только с поведением и выработкой новой философии жизни в трудной жизненной ситуации, она связана с различными способами реализации повседневной жизни и всевозможными моментами жизненной неопределенности.
Выявлено, что более высокий уровень самопринятия (р=0,001) у тех респондентов, которые ответили: «обращаюсь за помощью, поддержкой» и «зависит от вида трудностей». По сравнению с указанными вариант «пробую сам, при необходимости, обращаюсь за помощью» соответствует более низкому показателю, но он выше, чем у испытуемых, которые «самостоятельно» разрешают проблемные ситуации. Самый низкий уровень самопринятия у лиц, которые дистанцируются от решения проблем и преодоления жизненных трудностей, пуская все на самотек.
Следовательно, наиболее благоприятным в плане психологического благополучия ВДА является вариант, когда человек готов при необходимости обратиться за помощью, уверен, что ему окажут поддержку, а наиболее непродуктивным – вариант, когда респондент считает, что при столкновении с жизненными трудностями он «плывет по течению», а трудности «проходят сами». Эффективность установки «рассчитывать только на собственные силы» нельзя оценить однозначно, поскольку в большинстве случаев она сформировалась вследствие дефицита доверия к окружающим или связана с неумением воспользоваться ресурсами социальной сети.
Таким образом, вопреки сложившемуся мнению о том, что дети из алкогольных семей автоматически могут быть отнесены к группе риска, с уверенностью можно утверждать, что часть ВДА разрушают «порочный круг» алкогольной семьи и продуктивно выходят из семейного кризиса, вызванного алкоголизмом родителя. Отсроченными критериями эффективности процесса переживания кризиса являются осмысленность жизни, стремление к самореализации, принятие себя и собственной жизни, чувство автономии, способность строить доверительные отношения с окружающими и т. п.
Эмпирически выделенные социальные и личностные переменные, связанные с показателем психологического благополучия ВДА, позволяют говорить о возможности повышения эффективности и продуктивности переживания личностью ситуации алкоголизма в семье. В частности, основными направлениями работы психолога с ВДА могут быть: повышение уровня самооценки и уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции, а также использование ресурсов социальной сети, разработка временной перспективы, принятие ответственности за происходящее в жизни, выработка эффективных способов совладания, осознание и проработка механизмов психологической защиты и т. д.
Любовь к жизни и внутренняя энергия, свойственные жизнестойкому человеку, проявляются не только в экстремальных обстоятельствах, но и в повседневной жизни. Например, они укрепляют здоровье и помогают преодолеть порою даже серьезные недуги, так как там, где пессимист предвидит фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду и силы для борьбы с болезнью. Жизнестойкость — одно из качеств, необходимых представителям профессий, связанных с опасностями и риском для человеческой жизни: спасатели, медработники, представители правоохранительных органов. Это качество нужно всем воинам для успешного прохождения армейской службы. Жизнелюбие часто присуще верующим людям, так как они убеждены в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.
Для повышения собственной жизнестойкости сначала надо понаблюдать за собой, чтобы определить свою реакцию на проблемные ситуации. Это может быть один из двух вариантов: либо активное стремление справиться с обстоятельствами и изменить то, что возможно (совладание с проблемой), либо пассивное принятие ситуации (апатия, стремление плыть по течению). Очевидно, что высокая жизнестойкость несовместима со вторым вариантом. Жизнестойкость — это сочетание жизнелюбия и энергичности; она предполагает активность человека, проявление его воли, силы духа, характера.
Чтобы тренировать жизнеспособность у себя и у детей, необходимо развивать три основных ее компонента: вовлеченность, контроль и умение рисковать.
Вовлеченность — это умение максимально включиться в про-исходящие события, погрузиться в работу или в общение так, чтобы найти для себя что-то стоящее и интересное. При слабой вовлеченности человек ощущает себя отвергнутым, «выпавшим» из жизни. А сильная вовлеченность проявляется в том, что человек получает удовольствие от своей жизни, от работы и общения. Для развития этого качества необходимо и у детей, и у взрослых поощрять заинтересованную деятельность, одобрять устремления и сосредоточенность, находить в работе удовольствие.
Свое поведение и работу необходимо контролировать. Контроль — это убежденность в том, что человек может влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не полное, и не всегда гарантирован успех. При сильном контроле человек ощущает, что сам выбирает свой жизненный путь, свою работу, сам строит отношения с другими людьми. Слабый контроль приводит к беспомощности и жертвенности. Для развития этого компонента нужно поддерживать в ребенке инициативу и его желание выполнять все более сложные задачи. Взрослым людям очень важно научиться самоодобрению и самоподдержке; это помогает не «раскисать», не опускать руки и не отступать, если какое-то дело «забуксовало».
И, наконец, умение рисковать — показатель смелости. Оно основано на уверенности человека в том, что все, что с ним происходит, способствует его развитию, так как из любого опыта он получает новые знания и впечатления. Конечно, опыт и знания могут быть как позитивными, так и негативными. И все же, смелый человек, будет действовать в сложной ситуации на свой страх и риск, даже если успех не гарантирован, так как пассивное и комфортное существование ему быстро становится скучным. Если же человек боится рисковать и нарушать привычное течение жизни, то у него, скорее всего, заниженная самооценка, подавленная воля, и он подвержен страхам и тревогам. Для развития этого компонента большое значение имеет окружающая человека среда, которая должна быть разнообразной, полной новых ярких впечатлений. С детства в ребенке нужно поощрять активность, поддерживать его инициативы. Важно учить его извлекать положительный опыт из любых жизненных коллизий, одобрять стремление выходить из них победителем.
Жизнестойкость помогает человеку выжить в неблагоприятных условиях. Но и во вполне благополучной жизни она дает своему обладателю несомненные преимущества по сравнению с другими людьми. Так, она придает силы для преодоления препятствий, развивает способности, помогает человеку проявить лучшие свои качества, избавляет от неуверенности и пессимизма, дает удовлетворение от понимания жизненных процессов, пробуждает уважение к себе, к людям и к жизни. И это достаточно весомые аргументы в пользу еще одного синонима слова «жизнестойкость» — жизнетворчество.
Приложение А
Приложение Б
Таблица – Расчеты по показателю жизнестойкости
№ | группа студентов, не проживающих с родителем-алкоголиком | Ранг | группа студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком | Ранг |
2.5 | ||||
10.5 | ||||
25.5 | ||||
10.5 | ||||
2.5 | ||||
10.5 | ||||
25.5 | ||||
10.5 | ||||
Суммы: |
Результат: UЭмп = 64
Критические значения
p≤0.01 | p≤0.05 |
Н1 зона значимости зона неопределенности H0 зона незначимости
0,01 0,05
U =64 66 83
Полученное эмпирическое значение Uэмп (64) находится в зоне значимости
Список использованной литературы
1. Новак, Н.Г. Психологическое благополучие как фактор самореа-лизации студентов, переживших критическую ситуацию в семье / Н.Г. Новак // Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности: сб. ст., Мозырь, 15–16 мая 2008 г. / Мозыр. гос. пед. ун-т им. И.П. Шамякина; редкол.: В.В. Валетов [и др.]. – Мозырь, 2008. – С. 112–114.
2. Woitiz ,G.Тhe self-sabotage syndrome: adult children in the workplace / by Janet Woitiz, G./ Healt Communications, New York.-1992. 357р.
3. Смитт, Э.У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье / Э.У. Смитт; пер. с англ.; М.:Просвещение, 1991.
4. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
5. С.,Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2010 – 63с.
6. Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 2013.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М., 1980. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 2009. С. 50.
8. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений //Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
9. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений //Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………3
2. 1 Теоретические аспекты изучения жизнестойкости …………..5
3. 1.1 Понятие жизнестойкость и его структура……………………5
4. 1.2 Влияние личностных и социально-психологических факто-ров на выбор копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях…………………………………………………………..8
5. 1.3 Личностные особенности «студенческого» возраста……...12
6. 2 Эмпирическое исследование уровня жизнестойкости у студентов – взрослых детей алкоголиков………………………18
7. 2.1 Организация и методы исследования жизнестойкости у сту-дентов - взрослых детей алкоголиков………………………….18
8. 2.2 Описание и анализ результатов исследования жизнестой-кости у студентов – взрослых детей алкоголиков……………..20
9. 2.3 Практические рекомендации по результатам исследова-ния…………………………………………………………….…...28
10. Заключение…………………………………………………….31
11. Приложение А. Результаты испытуемых по методике «Тест жизнестойкости»…………………………………………………34
12. Приложение Б. Результаты статистической обработки данных………….…………………………………………………36
13. Список использованной литературы………………………...39
Введение:
Проблема устойчивости человека перед лицом жизненных трудностей всегда была интересна и значима, привлекала и привлекает внимание философов, медиков, просветителей, поэтов и писателей, педагогов, психо-логов.
В настоящее время эта тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна. Бурные социальные, экономические, политические изменения в обществе, увеличивающийся ин-формационный поток, скорость технических и технологических изменений отражаются на психологическом здоровье человека, провоцируя стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния.
Поэтому все больше интереса среди исследователей вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека.
При угрозе жизни, угрозе социальному или психологическому благополучию человека проблема его психологической устойчивости перед лицом трудностей актуализируется. Идея жизнестойкости подразумевает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях (С. Мадди).[1]
Разнообразные факторы внешней среды, внутренней психологической жизни, индивидуальные особенности психики, специфика ситуаций взаимо-действия человека с миром способствуют или не способствуют развитию и проявлению жизнестойкости, как интегрального свойства личности человека.
Несмотря на активное изучение феномена жизнестойкости отечествен-ными и зарубежными психологами, проблема развития, особенностей прояв-ления этого личностного образования в современном мире людьми различных возрастов, профессий, социального статуса остается открытой.
Отдельно нужно говорить об особой категории людей - это взрослые дети алкоголиков.
Цель исследования: диагностировать уровень выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов - взрослых детей алкоголиков.
Объект исследования:жизнестойкость студентов - взрослых детей алкоголиков
Предмет исследования:степень выраженности компонентов жизнестойкости у ВДА
Задачи исследования:
- осуществить теоретический обзор проблемы жизнестойкости;
- охарактеризовать особенности личности взрослых детей алкоголиков;
- подобрать методики, направленные на выявление выраженности ком-понентов жизнестойкости;
- осуществить сравнительный анализ выраженности различных ком-понентов жизнестойкости у студентов - взрослых детей алкоголиков.
В исследовании приняли участие студенты. В качестве диагностического инструментария был использован тест-опросник жизнестойкости Мадди в адаптации Д.А Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
Понятие жизнестойкость и его структура
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноцен-ного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость инди-видуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие». Термин stability переводится как:
- устойчивость, стабильность, состояние равновесия;
- постоянство, твердость; психическая стабильность(устойчивость).[4]
В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений.
Два основных таковы:
- «неустойчивый» это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;
- «неустойчивый» это индивид, склонный демонстрировать невротичес-
кие, психотические или просто опасные для других модели поведения.
«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность).
Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости . Л.В.Куликов, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:
- стойкость, стабильность;
- уравновешенность, соразмерность;
- сопротивляемость (резистентность).
По словам Л.В. Куликова, стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической само -регуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптировать-ся. Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной деривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.
Уравновешенность Куликов Л.В. определяет как способность соразме-рять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъектив-ной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события.
Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости.[4]
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Г. Оллпорт не без иронии говорил о взаимосвязи смеха и жизненной ориентации в нашей жизни: «…Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие - смехотворная слабость».[4]
Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева[4], понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.
Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежден-ность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» .
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек,рассматриваю-щий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [4].
Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Так, например Мадди в одном из своих первых исследований вывел модель стресса. В крупной телекоммуникационной компании возникла стрессогенная ситуация, которая спровоцировала у сотрудников реакцию дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании . При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов - 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов - 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов - 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности .
Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации - дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестой-кости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. А главное - это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить то, что способствует поддержанию физического, психического и социально-го здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации - благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматич-ная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодоле-нию трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.