Ошибки в обсуждении конфликтов

К тяжелым ошибкам в обсуждении конфликта можно отнести: партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах; не выражает полностью свои потребности; сходу принимает «боевую стойку»; уходит в оборону; свое поведение диктует исключительно из тактических соображений; укрывается за «производственной необходимостью»; настаивает на признании своей власти и авторитета; бьет по самым уязвимым местам оппонента; припоминает старые обиды, а также в конце концов выявляются победитель и побежденный [10].

Кроме того, при разрешении конфликтов существуют ряд других ошибок, к которым относятся: отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает; высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Следовательно, если кто-то говорит, мозг человека в данный момент времени свободен и отвлекается от речи говорящего; антипатия к чужим мыслям; избирательное внимание. В порядке самозащиты мы попеременно выбираем то, что представляет интерес сейчас для нас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном; потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных аргументов и комментариев» и др.

Все вышесказанное означает, что для успешного выполнения своей профессиональной деятельности необходимо формировать у себя культуру разрешения возникающих конфликтов (личных, межличностных и др.) и придерживаться определенных правил в зависимости от ситуации.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте особенности стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2. Назовите основные характеристики стратегий.

3. Какие основные факторы учитываются при выборе той или иной стратегии?

4. Что является ведущим при разрешении конфликта?

5. Соотнесите между собой названные выше правила поведения в конфликте.

6. Что является общим для всех вышеназванных правил поведения в конфликтной ситуации?

7. Назовите основные способы для профилактики предупреждения конфликтных ситуаций?

8. Какими личностными качествами должен обладать руководитель при разрешении конфликта?

9. Назовите типы конфликтных личностей и дайте их краткую характеристику.

10. Назовите основные ошибки, допускаемые в обсуждении конфликтов.

Литература

1. Психология работы с людьми: Советы руководителю. – К.: Политиздат Украины, 1990. – С.196-197.

2. Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. – Таллинн: ЭМОНО, 1994. – 104 с.

3. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 64 с.

4. Линкольн У.Ф. и др. Переговоры. Сокр. Вар-т пособия для слушателей курса. – СПб.: Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1998.

5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

7. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 176 с.

8. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 186 с.

9. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.– М., 1975.

10. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. – 264 с.

11. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

12. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов н/Д.: Феникс, 1992.

13. Дональсон М.К. Умение вести переговоры для «чайников». – Киев-Москва: Диалектика, 1998.

14. Авдеев В.В. Психология решения проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992.

15. Булыгина А.А. Этика делового общения. Курс лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. – 147 с.

16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с.

17. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 112 с.

18. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. – К.: Издательское общество «Верзилин и К, ЛТД, 1991. – 208 с.

19. Роджер Фишер, Уильям Ури. Путь к согласию. – М.: Наука, 1990. – 346 с.

20. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. – М.: Прогресс, 1986. – 254 с.

21. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Екатеринбург: Изд-во «АРД ЛТД, 1998. – 720 с.

Глава 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ

Наши рекомендации