Причины закомплексованности и способы её преодоления
Изыскания показали, что закомплексованность личности в общении может быть объективного и субъективного характера (рис. 7).
Закомплексованность объективного характера, не зависит от человека и вызывается различными причинами. К ним относятся:
1. Психические воздействия, которые люди оказывают на человека посредством взглядов, мимики, вопросов, реплик, когда он находится в центре внимания в непривычной обстановке. Исследования показывают, что чем непривычнее обстановка, чем больше людей оказывают воздействие на личность, тем сильнее ее закомплексованность.
2. Индивидуально-типологические особенности личности (повышенная впечатлительность и чувствительность). Если у нее тонкая натура, очень ранимая, впечатлительная и чувствительная психика в большинстве случаев – положительное качество. Однако в этом качестве содержится негативное начало. Из-за повышенной впечатлительности зачастую личность болезненно реагирует на внешние раздражители, непривычную обстановку. И чем тоньше, ранимее душа, тем больше личность подвержена этому недугу.
3. Наличие у личности явно выраженных изъянов во внешности, одежде, вызывающая смех фамилия и др.
Рис.7. Причины закомплексованности личности в общении
Субъективные причины закомплексованности в общении связаны с опытом и с возрастом могут пройти сами. К ним относятся:
1. Человек плохо знает или не умеет то, что делается на людях. Например, читать лекции, не владея материалом, играть на инструменте, не очень хорошо владея им и т.д.
2. Некоторые эмоциональные состояния и их проявления, а также темы разговора.
3. Отсутствие некоторого опыта у личности поведения в непривычной обстановке и соответственно этому нет иммунитета к оказываемому психическому воздействию.
Исследования показывают, что неоднократные неудачи и срывы в непривычной обстановке создают довольно стойкое представление о том, что человеку уже никогда не справиться с закомплексованностью в общении. Возникает психический барьер, ощущение обреченности и страха. И уже при одной только мысли о том, что личность окажется в центре внимания в непривычной ситуации, её начинает колотить, состояние становится каким-то муторным, учащается серцебиение, пропадает сон, и только пересилив себя можно взять себя в руки, чтобы хоть немного успокоиться.
Незакомплексованный человек в любой ситуации, в том числе и непривычной, ведет себя полностью естественно, непринужденно, расковано, соблюдая нормы и правила поведения, принятые в данном коллективе, ярко проявляя при этом свою индивидуальность. Высшее проявление раскованности – вести себя в непривычной обстановке также непринужденно и естественно, как в любой привычной.
Для того чтобы стать раскованным и непринужденным необходимо устранить или нейтрализовать причины, вызвавшие закомплексованность в общении, а также знать способы её преодоления. К таким способам относятся:
1. Заранее настроиться на непривычную ситуацию, вызывая у себя более твердое и спокойное отношение к ней.
2. Стараться хорошо знать и насколько возможно следовать в непривычной обстановке общепринятым нормам и правилам поведения.
3. Знание различных стилей общения, наличие большого опыта поведения в различных ситуациях позволяет увереннее держаться в любой непривычной обстановке.
4. Необходимо быть или стать яркой, оригинальной личностью, так чтобы люди сами тянулись к ней, искали общения и восхищались.
Вышеобозначенные способы используются в сочетании друг с другом. Для нейтрализации закомплексованности в общении предлагаются следующие упражнения:
А) самодиагноз. Устанавливается степень закомплексованности в общении;
Б) формирование представления о своей раскованности. Оно проводится целенаправленно, выполняя при этом следующие действия:
– постоянно анализируется свое поведение в привычной и непривычной обстановке;
– осуществляется наблюдение за тем, как ведут себя раскованные и закомплексованные в общении люди в непривычной обстановке;
– выбирается среди них образец для подражания;
– расширяется собственный кругозор;
– постепенно осуществлять складывание из всей этой мозаики образ собственного раскованного поведения, а также противоположное ему представление о нежелательном для себя закомплексованном поведении;
– органично сочетается формирование представления о своей раскованности с аутотренингом;
В) самовнушающая фраза. Существуют следующие правила пользования самовнушающей фразой:
– необходимо найти свою самовнушающую фразу и вместе с глубоким вдохом активно использовать её в процессе аутотренинга и в жизненных ситуациях;
– по мере избавления от закомплексованности в общении, необходимо почувствовать момент, когда этот способ перестает быть нужным, постепенно отказаться от него применения;
Г) сильный интеллектуальный взгляд и гляделочки.
Сильный взгляд: внутренне напрягитесь, сконцентрируйте волю и вложите ее в силу своего взгляда. Попытайтесь только ею заставить другого человека уступить, подчиниться. Чем сильнее он будет, тем успешнее Вы сможете противостоять, выдерживать направленные на Вас взгляды, тем слабее будет Ваша закомплексованность в общении.
Гляделочки: силу взгляда можно повысить упражнением «Кто кого пересмотрит?». Он проводится в парах. Здесь очень важен выбор партнера. Вы легко пересмотрите человека со слабым взглядом, который обычно бывает у младших по возрасту или у закомплексованных людей.
Интеллектуальный взгляд: воспринимается, поглощается энергия и сила других и, превращая их в информацию, гасится в своем сознании. Этот взгляд в силу своих особенностей позволяет тверже и дольше противостоять сильным взглядам. Кроме того, он не несет в себе вызова агрессии, не провоцирует конфронтацию.
Для использования вышеперечисленных взглядов в реальных условиях можно предложить следующие с о в е т ы:
1. Доводите владение обоими видами взглядов до совершенства, т.е. до быстрой концентрации и свободного переключения с одного на другой.
2. Тренинг сильного взгляда периодически возобновляйте, иначе сила его слабеет.
3. В общении преимущественно пользуйтесь интеллектуальным взглядом. С его помощью Вы расположите к себе окружающих, тогда как сильный взгляд обычно настораживает.
4. Сильный взгляд используется тогда, когда необходимо заставить другого человека подчиниться или дать отпор его подчиняющему взгляду. При этом необходимо иметь в виду, что если ваши взгляды по силе примерно одинаковые, то конфликт почти неизбежен.
5. Убедите себя, что уверенное владение методикой взглядов уже не позволяет Вам впадать в ступор (состояние резкой угнетенности, выражающейся в полной неподвижности, молчаливости и наблюдающееся при некоторых психозах) при малейшем изменении обстановки.
Типичные ситуации общения
Исследования показывают, что закомплексованность возникает еще и потому, что личность не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации, или не умеет этого.
I. Простые ситуации – общепринятые нормы и правила поведения. Например, поздороваться, согласиться с чьей-либо просьбой или отказать в ней, попросить самому, поблагодарить, извиниться и т.д.
Для ориентации в простых ситуациях можно предложить следующие практические советы:
1. Находите для себя удовольствие в том, чтобы проявить уважение к незнакомым людям и поздороваться первым. Их реакция всегда будет одобрительной, что упростит вам дальнейшее общение с ними.
2. Старайтесь использовать любую возможность помочь людям. Особенно если они просят вас об этом. При этом научитесь и мягко, и жестко отказывать, если выполнить просьбу невозможно. Люди поймут это и будут относится к вам по-доброму.
3. Научитесь легко и свободно, не унижая себя, обращаться с просьбой к любому человеку. Не обижайтесь и не затаивайте обиду, если откажут. Это существенно поможет вам в делах и установлении хороших отношений.
4. Обязательно благодарите за любую оказанную помощь и проявленную любезность. Тогда вам будут помогать намного охотнее и относится доброжелательно.
5. Приучите себя просить извинение за малейшую совершенную бестактность или неловкость. Люди простят, и у вас не будет накапливаться чувство вины.
Уверенное владение простыми ситуациями – значит, что почти на треть избавляет человека от закомплексованности.
II. Сложные ситуации.К ним относятся: представление самого себя, поведение на приеме, унижение-оскорбление, анекдотчик, интервью, выступление (выступающий), учитель (педагог), танцор, продавец, деловые переговоры, артист, ведущий, ток-шоу. Рассмотрим их содержание.
1. Представление самого себя – скромно, но с достоинством представить самого себя, рассказать о своих достижениях или потенциальных возможностях и др. Это помогает успешно находить новую работу, продвигаться по службе, приобрести друзей, свободно и непринужденно знакомиться, заметно уменьшить закомплексованность в общении.
2. Поведение на приеме. Психологи называют следующие причины закомплексованности в общении в ситуации на приеме: не знаете предназначения столовых приборов, не умеете пользоваться незнакомыми приборами; не умеете поддерживать беседу за столом; недостаточно практики общения на официальных приемах и торжествах. Понимание тонкостей в ситуации на приеме приходит с опытом и практикой общения. Поэтому необходимо внимательно наблюдать, воспринимать и перенимать. Чаще бывать на торжествах, приемах, званых вечерах и т.д. Это прямой путь к раскованности и свободному общению.
Для выполнения этих рекомендаций необходимо:
а) научиться пользоваться столовыми приборами и постараться освоить большинство тонкостей светского этикета;
б) стараться непринужденно и раскованно вести себя на торжествах и приемах, званых вечерах, заводить и поддерживать знакомства.
3. Унижение и оскорбление. «Вы меня оскорбить не можете, я и не такие оскорбления слышала» – это фраза классика, которая может служить основой для ответа на грубость по отношению к себе. В связи с этим можно предложить следующие приемы:
– ни один человек не может кричать более одной – трех минут без перерыва. Поэтому спокойно, глядя в глаза кричащему, молча дождитесь пока он выдохнется;
– в момент паузы ни в коем случае не повышайте ответного голоса, не прибегайте к колкостям и грубости, иначе крик начнется снова. Наоборот, тихо и спокойно скажите: «Не кричите, пожалуйста!» или «Зачем вы так кричите! Мне жалко вас» и т.д.;
– если вы действительно виноваты, то так и надо сказать: «Да! Я знаю, что виноват. Извините, пожалуйста!». Или если есть очень большая вина, то можно сказать: «Пожалуйста, простите, если сможете!» Практика показывает, что это действует безотказно;
– если вины нет, то переведите обвинение в сферу спокойного разбирательства: «Вы, знаете, никакой вины я за собой не чувствую. Это какое-то недоразумение. Давайте разберемся без нервов».
Все дальнейшие действия зависят от складывающейся ситуации. Поэтому можно предложить следующие с о в е т ы:
а) никогда специально не ищите конфликтов, жизнь сама преподносит их достаточно;
б) всегда будьте готовы выйти из них с честью, уверенно применяйте отработанные приемы, которые помогут преодолеть закомплексованность в общении.
4. Анекдотчик. Осознайте и с помощью аутотренинга преодолейте следующие создающие вам закомплексованность в общении причины:
– неумение выбрать действительно смешной анекдот;
– неумение его рассказать и подать.
При рассказе анекдота необходимо помнить, что анекдот, воспринятый одной аудиторией с восторгом, в другой может произвести даже неприятное впечатление.
Можно порекомендовать некоторые ориентиры при выборе анекдотов:
– по уже прозвучавшим анекдотам можно определить, какие кажутся смешными;
– в кругу сослуживцев лучше принимаются профессиональные анекдоты; в интеллектуальной среде – сложные, с тонкой или глубокой мыслью; в юношеской – на молодежные темы; среди давно женатых – про измену и взаимоотношения супругов и т.п.;
– аудитория, уже настроенная на веселый лад, смеется не особенно смешным и известным анекдотам;
– никогда не рассказывайте нецензурные и похабные анекдоты в присутствии женщин и детей, как бы они ни просили. Впечатление все равно останется неприятным, даже если это вызовет смех.
По поводу подбора анекдотов можно предложить следующие советы:
1. Не пожалейте усилий, чтобы научиться интересно, ярко, профессионально рассказывать анекдоты;
2. Запоминайте наиболее смешные анекдоты из услышанных или прочитанных, отрабатывайте интонационно, мимически и в жестах;
3. Не стесняйтесь рассказывать хорошо отработанные анекдоты при каждом удобном случае, это не только избавит Вас от закомплексованности в общении, но и позволит легко стать своим в любой компании, быстро находить общий язык с малознакомыми людьми, снимать излишнюю напряженность и трение в коллективе.
5. Интервью. «Вы хотите поставить нас в тупик своими вопросами, а мы поставим Вас в тупик своими ответами!» – есть такое выражение у классиков.
Можно порекомендовать следующие практические советы:
– запоминайте ставящие вас в тупик вопросы, разрабатывайте яркие, остроумные ответы, затем заучивайте их;
– практикуйте учебно-тренировочные интервью или шутливые перепалки с друзьями. Это поможет преодолеть ненужные страхи;
– смелее и даже нахальнее напрашивайтесь на роль интервьюируемого на радио и телевидении, в общественных мероприятиях, по возможности организуйте их сами, настойчиво преодолевая закомплексованность в общении.
6. Выступление (выступающий). Проанализируем причины закомплексованности и способы их преодоления.
1. Возможно у вас слабый голос, плохая дикция и врожденный недостаток речи.
2. У вас нет элементарных ораторских умений и навыков. Их отсутствие распространенная причина робости.
3. Слабо знаете то, о чем собираетесь говорить, тогда мысли путаются и вы никак не можете подобрать нужное слово и фразу.
4. Комплексование при выступлениях на темы о собственных достижениях и недостатках, любви и сексе, о сокровенном и другом специфическом.
5. Воспоминание о случившемся провале при выступлении оказываются настолько тяжелыми, что думать о каком-либо предстоящем выступлении – это выше ваших сил.
Практические советы:
– соберитесь с мыслями и разработайте краткое на 3-4 минуты выступление по каждому бытовому торжеству или печальному случаю. Говорите, не отводя взгляда от слушателей. Пытайтесь по их лицам угадать, какое впечатление произвела ваша речь, чтобы затем вновь подкорректировать ее и усилить;
– приобретенные ораторские умения и навыки смелее переносите в широкую аудиторию. Чаще выступайте и постоянно совершенствуйте свои речи. Это всегда поможет в общении.
7. Учитель (педагог).Ради интереса и тренинга попробуйте ощутить всю тяжесть работы учителя. Тогда сможете понять, сколько сил и труда вложено, чтобы направить себя на путь истинный. Это обогатит ваш жизненный опыт и значительно уменьшит закомплексованность в общении.
8. Танцор. Установлено, что трудностями к приглашению на танец являются:
а) танцуете не очень хорошо или вообще не умеете;
б) не сформировались манеры приглашения на танец и общения;
в) стесняетесь отношений с девушками или девушка – с молодыми людьми.
Практические советы:
– научитесь хорошо танцевать несколько современных танцев, которые танцуют в вашем окружении;
– продумайте и отработайте искреннее доброжелательное произнесение фразы приглашения, благодарности за танец. Не забывайте о самовнушающей фразе;
– найдите несколько интересных тем для разговора во время танца. Обдумайте их, заучите, оставляйте резервы для импровизации, и всегда начинайте разговор сами. Знайте, что девушка ждет этого от вас;
– не делайте трагедии из отказа. Подготовьте заранее способ выхода из этой ситуации и постарайтесь справляться с ней достойно, не поддаваясь закомплексованности в общении;
– и танцуйте, танцуйте, обретая с каждым танцем необходимую уверенность в общении в целом.
9. Продавец. Попытайтесь и убедитесь сами, что продавец это живейшая профессия. Она начисто снимает закомплексованность в отношениях с людьми и хорошо учит общению. Главное знать свой товар. Отсюда возникает проблема выбора: что продавать? Сориентируйтесь примерно так:
– лучше продавать какой-либо знакомый товар, когда знаете его хорошо, сможете убедить в полезности и преимуществах и получите выгоду, которая будет стимулировать;
– можно предложить себя торговым агентом в какую-либо фирму;
– можно взяться продавать театральные билеты или газеты, журналы и т.д.
При возврате товара покупателем необходимо:
а) возвращаемый товар забирайте безоговорочно и безропотно. Если возможно и согласен покупатель, обменяйте его на такой же, но качественный или аналогичный. Если нет, верните полностью деньги. Это непременное условие, чтобы ваши извинения были приняты, а противодействие, даже малейшее, прямиком ведет к конфликту;
б) одновременно приносите искренние и как можно более пространные извинения и объяснения случившемуся недоразумению, не обманывая покупателя;
в) сделайте все возможное, чтобы успокоить покупателя, как бы сгладить его обиды и недовольства, проявите к нему глубокое уважение-понимание, попытайтесь, насколько возможно, утешить его и улучшить его настроение.
Практические советы:
а) настройтесь. Что поработать продавцом – это не самоцель, а средство для избавления от закомплексованности в общении;
б) подберите хорошо знакомый вам товар или изучите предложенный фирмой. Составьте броские зазывные фразы, рекламные тексты, ответы на вопросы покупателей и произнесите их с теплой, располагающей интонацией;
в) научитесь спокойно и достойно вести себя в конфликтных ситуациях. Добывайтесь, чтобы разгневанный покупатель после разговора с вами ушел довольный и умиротворенный;
г) знайте: если продажа и прибыль будут расти, количество конфликтов будет незначительным, а все же случившееся вы сможете успешно уладить значит, вы уверенно овладеваете не только профессией продавца, но и искусством раскрепощенного общения.
10. Деловые переговоры. При ведении переговоров выявлены следующие причины закомплексованности:
– слабо владеете информацией, материалом по теме переговоров. Из-за этого больше старайтесь слушать, что говорят другие, невольно поддаваясь их влиянию;
– боитесь, что не сможете полно и правильно выразить свою позицию и отстоять её, поэтому предпочитаете помалкивать;
– сильно теряетесь, когда вас постоянно перебивают и не дают высказаться так, как вы хотели бы. Если такое случается, то быстро сворачивайте свою речь.
В ситуации, когда переговоры начинают срываться (собеседники кричат, перебивают друг друга, не дают говорить и т.д.), необходимо запомнить и освоить ряд приемов:
1. Пауза. Начинают перебивать – приостановите речь и выдержите паузу до тех пор, пока разнервничавшийся человек не поймет, что нужно дать высказаться другому, а потом уже возмущаться чем-либо.
2. Громкость голоса. Слишком долго паузу держать нельзя. Ваши оппоненты не поймут, почему вы молчите, и станут задавать вопросы, окончательно сбивая с невысказанной мысли. Поэтому, если пауза не действует, продолжайте говорить, но громче. Настолько громко, чтобы был слышен ваш голос, а не выдержанного партнера.
3. Реплики. Если предыдущие приемы не действуют, прибегните к репликам – примерно следующим: «Пожалуйста, дайте мне изложить свою позицию!», «Прошу вас не мешайте!», «Мне не перекричать вас!» и т.п.
4. Если вы не достигли нужного эффекта, объявите перерыв, чтобы улеглись страсти. Можно побеседовать с каждым невыдержанным наедине, дать им высказаться, успокоиться, а потом продолжайте переговоры. Не подействует – тогда, скорее, всего, ваши переговоры зашли в тупик и надо бы поискать другие, компромиссные варианты разрешения проблемы или заключения сделки.
Практические советы:
– изучите и потренируйте технику владения переговоров. Это всегда пригодится в жизни;
– старайтесь всегда основательно готовиться к конкретным переговорам. Овладевайте необходимой информацией и прибегните к консультациям специалистов;
– научитесь доводить до конца свою речь, применяя приемы сдерживания недисциплинированных участников. Это поможет активно противостоять речевой агрессии людей при любых обстоятельствах и заметно убавит закомплексованность в общении.
11. Артист. Выучите и хорошо отрепетируйте перед зеркалом какие-либо понравившиеся вам стихи, песню, танцы. Не идите по пути наименьшего сопротивления и не отвергайте сходу песню и танец, внутренне ссылаясь на то, что вам слон наступил на ухо. Учтите, что так, скорее всего, проявляется закомплексованность в общении. По мнению специалистов, преодолеть ее можно только в кругу друзей, незнакомых, на сцене, на прогулке и т.п.
Практические советы:
1. Смелее и настойчивее ищите в себе артистические способности. Подберите яркие, оригинальные стихи, несколько песен или танцев и хорошо отрепетируйте их.
2. Попытайтесь блестяще выступить перед друзьями, в незнакомом обществе или на сцене. Если получится удачно – постепенно расширяйте репертуар и чаще выступайте, совершенствуя раз от раза исполнение.
12. Ведущий (тамада). Можно предложить следующие правила:
1) кому представить слово первым? (мать, отец, близкие родственники, если пришел руководитель фирмы - после родителей, затем друзья, все остальные, затем сам тамада);
2) как предоставлять слово для поздравления?
3) импровизируйте в ходе всего вечера, шутите, подтрунивайте, рассказывайте анекдоты, смешные случаи;
4) не оставляйте без внимания и организацию самой трапезы. По согласованию с хозяйкой объявляйте перерыв, чтобы можно было убрать посуду, перед подачей второго блюда, кофе-чай и десерта и т.д.
Практические советы:
– подготовьте интересный план или сценарий дня рождения;
– по своим впечатлениям, реакции гостей и хозяев, откликам и замечаниям откорректируйте сценарий и сделайте его еще интереснее.
По аналогичной методике можно готовить сценарии и проводить юбилеи, свадьбы, официальные торжества и т. д.
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимается под закомплексованностью в общении?
2. Назовите признаки закомплексованности в общении.
3. Какие вы знаете причины закомплексованности в общении?
4. Дайте характеристику способам преодоления закомплексованности в общении.
5. Какие вы знаете типичные ситуации общения? Дайте краткую их характеристику.
Литература
1. Касаткин С. Мастер общения. – СПб.: Питер, 2001. – 128 с.
2. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995. – 240 с.
3. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный ин-т. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
4. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб пособие. – СПб.: «Паритет», 2002. – 192 с.
5. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 176 с.
6. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 224 с.
Глава 6
СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ