Понятие, задачи и основные категории этики деловых отношений
Термин «этика» в науку был введен Аристотелем. Дефиниция «этика» (лат. еthiсa; греч. еthos привычка, обычай, нрав) в литературе трактуется как философская наука, объектом изучения которой является мораль. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в науке, в семейных и международных отношениях [[1]; философское учение, исследующее нравственную жизнь отдельной личности, определенной социальной группы и общества в целом [2]; учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле [3]; философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе[4] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «этика», приведенного в работе [3]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантику этого понятия.
Основу предмета этики составляет учение о морали в деловых отношениях, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей. Этика занимается:
– конкретно-социологическим исследованием морали в различных группах общества, показывает роль морального фактора в социальном развитии общества, в становлении человеческой личности;
– анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности.
Главная причина вызвавшая интерес к деловой этике – суммарный вред неэтического, делового поведения людей, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
В цивилизованном мире реакция на это выразилась в падении престижа корпораций и бизнесменов, что в свою очередь поставило под сомнение качество товаров и услуг, а тем самым под угрозу их прибыли.
Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Этические нормы используются непосредственно в практике воспитательной деятельности и в практике повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.
Требования нравственности (морали) формируются в практике массового поведения, в процессе взаимного общения и являются отражением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле.
В отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках.
Нормы морали выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как необходимо поступать. В морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, воспитываемых в личности убеждений и побуждений.
Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.
В морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
Деловые отношения – взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. Участники взаимодействия получают возможность влиять на знания, умения и навыки, отношения, чувства друг друга.
По мнению Б.Ф. Ломова, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать и то, с кем и как он общается [9]. Это знание партнера общения в профессиональной жизни не менее значимо, чем в быту. Таким образом, сфера деловых отношений может раскрыть сущность нашего партнера по общению.
Этика переговоров – кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров, создающих определенный морально психологический климат в процессе деятельности, Она включает
1. Изучение исторического опыта в области деловой этики.
2. Рассмотрение современной деловой этики.
3. Интеграция с международной этической деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами.
4. Изучение форм и правил ведения деловых отношений.
5. Моральное воспитание людей.
Среди специалистов, занимающихся этикой деловых отношений, существует несколько различных подходов к изучаемой проблеме.
1. Этика наполняет предпринимательство смыслом при всех обстоятельствах, в любой сфере экономики, финансов, в условиях любой культуры [7]. Автор считает, что этика учит быть полезным, т.е. уметь стать на точку зрения другого лица, научиться ставить себя на место другого, проявлять желание к этому. Отыскивать смысл и ценность в интересе к другому человеку и в заботе о нем. Вторым этическим компонентом П. Костенбаум считает заботу, любовь, преданность и верность [7 ].
2. М. Фридман считает, что общество отвело предпринимательству роль «добывания возможно большего количества денег». Правда, автор оговаривает, что методы добывания денег не означают вседозволенности. Эти правила подразумевают, что исключается обман, принуждение и нечестность. Партнеры по общению должны вести открытую и свободную конкурентную борьбу без мошенничества и обмана. Многие специалисты по этике считают, что выход следует искать в воспитании людей [12].
К основным категориям науки «этика» относятся: добро, долг, добродетель, совесть, терпимость, честь, любовь к ближнему, чувство собственного достоинства, честность, мораль и др. Для обеспечении результативности процесса общения, все вышеназванные качества должны быть сформированы у участников деловых отношений.