Мини-лекция «как играть с гиперактивными детьми»
11. ИГРА «ЧЕРЕПАХА»
Цель: Научиться контролировать свои движения.
Тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.
По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».
Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.
Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.
12. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ»
Ю. С. Шевченко рекомендует взрослым, работающим с гиперактивными детьми руководствоваться следующими правилами:
1. Тренировку слабых функций проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка (тог-да ему легче будет сфокусироваться на задании).
2. При подборе игр учитывать, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть внимательным, контролировать свое поведение и неподвижно сидеть. Поэтому на начальных этапах работы необходимо подбирать игры на тренировку только одной функции, например, игры, которые способствуют развитию внимания.
3. Затем можно усложнять работу, переходя к играм, способствующим развитию двух
(а впоследствии и трех) функций одновременно, например, развитию внимания и контролю поведения.
Группы делятся на 3—4 подгруппы, каждая из которых должна заполнить таблицу игр (см. выше), рекомендованных на отработку одной, двух, трех слабых функций гиперактивного ребенка.
Примечание. Для сокращения временных затрат можно каждой из подгрупп дать свое, индивидуальное задание, например:
первая группа подбирает игры на отработку только одной функции
вторая — на отработку двух функций
третья — на отработку трех функций.
Возможны и другие варианты. По окончании выполнения упражнения группа может по желанию поиграть в одну или несколько понравившихся малоизвестных игр, например, в игру «Маленький зверек».
Название слабой функции | Индивидуальная игра | Групповая игра |
Внимание | ||
Мышечный контроль | ||
Импульсивность | ||
Внимание + мышечный контроль | ||
Внимание + импульсивность | ||
Мышечный контроль + импульсивность | ||
Внимание + мышечный контроль + импульсивность |
ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК»
(модификация игры «Маленькая птичка»)
Цель: Давать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов может осуществлять мышечный контроль.
Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка ит. д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение: Тренер задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения? Затем тренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.
13. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА».
Часто родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае, прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребенок не виноват ни в чем. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие еще больше.
Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например, поглаживания, массаж, а также ряд игр, описанных в книге Чистяковой М. И. «Психогимнастика» («Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Винт» и др).
Педагог должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка для совместного эффективного сотрудничества. Одна из возможностей для этого — ежедневный обмен карточками. Каждый вечер воспитатель или учитель может передавать родителям письмо-карточку (образец см. в приложении 19) в котором зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители по желанию могут поощрить его за это (например, разрешить ему на 10 минут дольше погулять, поиграть или почитать ему любимую книгу и др.). Утром следующего дня мама или папа приносят педагогу аналогичную карточку с информацией о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома.
Таким образом, устанавливается контакт между воспитателями и родителями, а, главное, у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.