Возникновение и развитие сознания

Психика человека развивалась в ходе культурной истории человечества. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, возникновению сознания способствовала совместная деятельность. Совместный труд предполагает разделение функций его участников и выполнение как биологически целесообразных, так и биологически бессмысленных (например, подготовительных) действий. Происходит отделение цели деятельности конкретного участника от ее мотива, что ведет к переживанию смысла деятельности. Смысл понимается Леонтьевым как отражение отношения цели действия к мотиву деятельности.

Появление второго фактора развития сознания – языка - связано с необходимостью общения в процессе совместной трудовой деятельности. С начала язык выполнял функции организации и обозначения, а затем общения и аккумуляции знаний, добытых поколениями людей. Благодаря этому язык стал носителем совместного знания.

Основными образующими человеческого сознания по А. Н. Леонтьеву являются смыслы и значения.

Значения - обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

В различных психологических школах сознание рассматривается по-разному:

- как совместное знание;

- как соотнесение человеком своего опыта с социальными образцами;

- как система знаний, стремлений и отношений;

- как образ мира: система образов прошлого, настоящего и будущего.

Классическим для отечественной психологии является рассмотрение сознания как высшего уровня психики, свойственного человеку.

Для сознания характерны следующие особенности:

- способность выходить за рамки наличной ситуации, которая проявляется в абстрактном мышлении, воображении, прогнозировании;

- способность присваивать и передавать общественно-исторический опыт;

- способность перестраивать содержание своего сознания, деятельности, общения.

Последняя особенность сознания заслуживает особого внимания. Эта особенность сознания основывается на рефлексии, которая проявляется в анализе своих мыслей, поступков, переживаний.

Рефлексия становится возможной, когда человек отделяет свое тело от окружающего мира, а психику от тела, и определенным образом относится к миру, своему телу и психике. Благодаря этому человек узнает, оценивает и регулирует себя.

Можно выделить, по крайней мере, три вида рефлексии:

- рефлексия причин активности (в ходе ее осознаются смыслообразующие мотивы);

- рефлексия процессов формирования образа (в ходе ее осознаются стереотипы восприятия и мышления);

- рефлексия активности (осознаются шаблоны деятельности, поведения).

Механизмом рефлексии является переосмысление, перестройка человеком своего сознания, деятельности, общения.

Результатом рефлексии является осознание человеком своих потребностей и мотивов, активизации познавательных процессов, регуляции эмоциональной сферы, поведения, деятельности.

Можно выделить следующие функции сознания:

- познавательную, выражающуюся в том, что человек не только целенаправленно познает окружающий мир и самого себя, но и производит знания о мире и себе самом;

- коммуникативную, состоящую в том, что человек не только присваивает опыт всего человечества, но и передает его другим; благодаря этой функции сознания опыт и свойства человека включаются в опыт и свойства других людей, и наоборот;

- регулятивную, выражающуюся в контроле за телом и психикой, в регуляции непроизвольных биохимических, физиологических, психофизиологических и психических функций организма (температура, пульс, чувствительность, эмоции, внимание, память и т.д.).

Сознание характеризуется следующими качествами:

1. широта сознания. Детальный анализ этого качества проведен Кеном Уилбером, который описал различные по широте виды сознания в зависимости от того, с чем человек себя идентифицирует. Человек может идентифицировать себя с вселенной, человечеством, психикой, персоной.

2. ясность сознания (связать с Вундтом). Анализ этого качества дан Фишером, выделившим шесть уровней ясности сознания.

Сознание постоянно развивается, изменяется, обретает новые функции: способность к самоанализу, саморегуляции, саморазвитию.

По мнению У. Джеймса, развитая способность к самоанализу появилась у человека не так давно – в средние века. Например, греки гомеровской эпохи не осознавали собственных психологических качеств. Обожествляя в своих героях силу, красоту, ловкость, они не наделяли их умом, волей. Наиболее важные решения герои эпосов принимают после совета с богами (голоса богов, голоса внутри).

Те же закономерности проявляются в процессе развития ребенка – отношение к себе, как к другому, возникает в три года.

Источником развития сознания являются присущие психике противоречия, а фундаментом – усложнения совместной деятельности (между разумом и эмоциями; между эгоизмом и альтруизмом; между созидательным и разрушительным началами).

Тойнби считает, что на развитие сознания существенно влияют две социокультурные традиции: европейская и азиатская (первая ориентирована на структурирование социальных систем, стимулирует рационализм и прагматизм, вторая – структурирование индивидуальности, стимулирует интуитивизм и созерцательность).

Однако, помимо сознания, следует говорить еще об одном уровне психики – о бессознательном. Если сознание образует высший уровень психики (или отражения, создания образа действительности, регуляции поведения), то бессознательное - низший уровень психики.

Если сознание – особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности человека, в том числе на контроль функционирования самой психики, то бессознательное – совокупность психических явлений, обусловленных воздействиями, во влиянии которых индивид не дает себе отчета.

Можно сказать, что сознание и бессознательное – два параллельных контура управления жизнедеятельностью индивида.

Один из них – осознание, которое способно к ограниченному самоконтролю функционирования отдельных элементов психики, их взаимосвязи и психики в целом. Другой – бессознательное, действующее автоматически, неконтролируемо, непроизвольно.

Как связаны между собой осознаваемые и неосознаваемые психические явления?

Одни психологи, преимущественно отечественные, считают, что главную роль в жизнедеятельности человека играют осознаваемые психические явления, поскольку они доступны для использования в различных ситуациях, а неосознаваемые психические явления играют вспомогательную роль, облегчая и ускоряя управление человеческой жизнедеятельностью в типичных ситуациях.

Другие психологи, в основном зарубежные, считают неосознаваемые психические явления наиболее важными для управления жизнедеятельностью человека.

Вместе с тем, и те, и другие отмечают, что, во-первых, все психические явления могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми; во-вторых, возможен переход осознаваемого психического явления в неосознаваемое, как, например, выработка навыка или, наоборот, осознание ранее не осознаваемого явления, например, психотравмирующей ситуации. Это длительная и сложная работа.

Развитие сознания как раз состоит в том, что ранее неосознаваемые процессы становятся осознаваемыми. Сознание развивается от детского к зрелому возрасту и деградирует от зрелого возраста к старости.

Осознанные и неосознанные стороны есть в каждом психическом явлении. Не бывает полностью осознаваемых или абсолютно неосознаваемых психических процессов.

Например:

- невозможны полностью неосознаваемые двигательные навыки;

- неосознаваемые мотивы когда-то были вполне осознаваемыми, но потом были вытеснены в бессознательную область;

непроизвольное запоминание связано с осознаваемыми мотивами и целями;

- возникновение неконтролируемых эмоций может зависеть от осознаваемого достижения цели.

Терминами «сознательное» и «бессознательное» условно очерчиваются крайние границы функционирования психических процессов, которые характеризуются большей или меньшей осознанностью.

Развитие сознания в онтогенезе отличается от филогенетического его становления. Вообще проблема онтогенеза психики человека связана в отечественной психологии с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. Согласно этой концепции, человек в процессе эволюции овладевает с помощью орудий не только природой, но и собственной психикой (психическими функциями). Овладевая психикой, он использует особые психологические орудия – знаки или знаковые средства. Знаки эти имеют культурное происхождение. Наиболее универсальной системой знаков является язык.

Первоначально в фило- и онтогенезе психологическими орудиями становятся предметы и события внешнего мира (узелок, зарубка, внешняя речь). Они используются в общении как средство воздействия на другого человека. Со временем человек обращает их на себя. Межличностные отношения превращаются во внутриличностные акты самоуправления. При этом психологические средства из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами.

Этот переход Л.С. Выготский определял как интериоризацию.

Интериоризация – это переход, в результате которого внешние действия с внешними предметами преобразуются во внутренние умственные. В качестве примеров интериоризации часто приводят обучение счету, чтению, правилам поведения и т.д.

Процесс же перехода, в результате которого внутренние, умственные действия преобразуются во внешние, получил название экстериоризации.

Концепция Л. С. Выготского в дальнейшем развивалась в работах А. Н. Леонтьева и его учеников. Процесс интериоризации, согласно взглядам исследователей, включает в себя:

- индивидуализацию, т.е. переход от социальной групповой деятельности к собственной психической деятельности (в онтогенезе это связано с превращением «речи для других» в «речь для себя»;

- интимизацию, которая отражает процесс формирования самосознания личности и выражается в переходе от «мы» к «я» (факт называния детьми себя в третьем лице);

- производство внутреннего плана сознания. Известно, что слово и мысль не тождественны: внешняя речь при преобразовании во внутреннюю изменяется, обобщается, свертывается, ее характеризует особый синтаксис, преобладание смысла над значением, слияние смыслов.

Выготский считал интериоризацию основным механизмом развития психики в онтогенезе.

В процессе развития человеческого общества знаковые средства все более усложняются и в качестве таковых начинают выступать: социальные нормы и роли, приемы саморегуляции, манипулирования, психологической защиты, методы убеждения, внушения и заражения, формы мышления, приемы запоминания и т.д.

В процессе жизнедеятельности эти средства осваиваются (интериоризируются) человеком и используются для изменения своих отношений с окружением и преобразованием своего поведения, для подчинения своего поведения своей воле, власти.

В процессе обучения и воспитания ребенок присваивает готовые знания о способах и средствах деятельности и общения, нормах и правилах поведения.

Эти знания кристаллизированы в значениях. Значения существуют в виде понятий. Значения изучаются всеми науками, в частности, психологией. Значения отражают свойства, связи и отношения реального мира. Значения по-разному представлены в общественном и индивидуальном сознании.

В общественном сознании они существуют в форме языка. В индивидуальном – ведут двойную жизнь: объективную и субъективную. Здесь имеется ввиду объективное (адекватное) и субъективное (пристрастное) понимание значения. Так, экзаменационная оценка (как объективное значение) может иметь для студента разный смысл (субъективное значение) как способ утвердить себя, как шаг к овладению профессией и т.д.

Субъективное понимание значения и называется личностным смыслом. Личностные смыслы формируются в ходе преломления значений через особенности человека – его опыт, установки, темперамент и т.д. Значения, воспринятые человеком, могут не иметь реальной жизненной почвы (имеется ввиду жизненный опыт человека) и остаться только значениями, только декларируемыми мотивами деятельности, поведения. Так же как личностные смыслы могут не высказывать себя в адекватных значениях.

Вместе с тем, интериоризация не раскрывает сущность развития психики, его причину; она является только механизмом ее развития. Большинство психологов считают, что движущей силой развития психики является противоречие между желаемым и возможным. В отечественной психологии оно понимается как противоречие между изменяющимися в процессе деятельности потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Согласно этому положению, новые потребности порождают новую по форме и содержанию деятельность, а новая деятельность порождает новые потребности. При этом непонятно, откуда же берутся новые потребности, а, следовательно, и новая деятельность? Дело в том, что психика избыточна, т.к. все ее элементы функционируют на уровне, превышающем требования ситуации. В чем это выражается? Достижение любой цели, которую ставит человек, всегда полимотивировано, т.е. обусловлено многими мотивами. Среди них выделяется один, смыслообразующий мотив. Другие мотивы придают дополнительное побуждение деятельности.

Следствием полимотивированности поставленной цели является избыточность психического образа, который несет в себе гораздо больше информации, чем это необходимо для достижения цели, (прямые и косвенные методы достижения цели, личные и социальные последствия достижения цели, возможности, личные особенности, явные и неявные характеристики цели и т.д.). В свою очередь, следствием избыточности психического образа цели является надситуативная, избыточная деятельность.

Созданный в процессе деятельности (активности) продукт (прямой и побочный) и сформировавшиеся навыки могут неоднократно использоваться человеком для достижения других целей.

Важнейшей стороной психического развития является его динамика. Она отражает способности индивида.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, природные предпосылки развития способностей.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1979

Наши рекомендации