Эволюционное введение в психологию

Развитие психики и сознания можно рассматривать на уровнях фило- и онтогенеза.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Рассматривая психику как субъективное отражение объективного мира, А. Н. Леонтьев выделяет отражение как самую общую и существенную характеристику психики. Согласно его концепции, отражение является фундаментальным свойством материи. На уровне неорганической материи отражение протекает в форме механического, оптического и химического взаимодействия и проявляется в изменении состояния, структуры, формы вещества. Здесь отражение не является активным.

На уровне органической материи возникает активное отражение. Объект активно реагирует на воздействие окружающей среды. В настоящее время подлинно неизвестно, когда и почему возникло активное отражение и как оно достигло своего высшего уровня – психического отражения. Для ответа на эти вопросы имеются лишь некоторые гипотетические подходы. Один из них – эволюционная теория.

Эволюция происходит под влиянием изменений внешней среды. Для приспособления к этим изменениям необходимо, чтобы скорость изменения организма была не меньше скорости изменения среды. Чем быстрее и сильнее организм изменяется, тем больше у него шансов на выживание.

Известны три основных способа изменения организма в процессе эволюции:

- наследственное изменение организма;

- функциональное изменение организма;

- изменение поведения без физического изменения организма.

Последний способ наиболее оперативен, т.к. предполагает определенную активность организма, отражающего воздействие внешней среды. Он связан с возникновением психического отражения.

Как и почему возникло психическое отражение? Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, необходимым условием существования организма является обмен веществ. А он невозможен, если организм не обладает раздражимостью, т.е. способностью реагировать на биологически значимые раздражители. Раздражимость обеспечивала обмен веществ, т.е. жизнь организмов в однородной среде обитания. Появление неоднородной среды обитания обусловило возникновение чувствительности, т.е. способности реагировать на абиотические воздействия или сигналы о биологических раздражителях.

Чувствительность и является первой, элементарной формой психического отражения.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Стадии развития психики Формы психического отражения Формы поведения
1. Сенсорная Чувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал) Приспособление, инстинкт
2. Перцептивная Отражение предмета в целом – чувственный образ Навык
3. Ручного интеллекта Отражение физических связей и отношений предметов, представление Интеллектуальное поведение

В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или ста­дий. Первая из них называется стадией элементарной чувст­вительности. Она свойственна насекомым, червям, ракооб­разным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свой­ства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.

На второй стадии развития психики внешний мир отра­жается уже не в форме отдельных свойств, а в их сово­купности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млеко­питающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индиви­дуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.

На третьей стадии развития психики, стадии «ручного» интеллекта, отражаются не только сами предметы, но и объек­тивные связи, в которых они находятся. Этой формой психики обладают наиболее высокоорганизованные животные (челове­кообразные обезьяны, крысы, дельфины, кошки и др.). «Руч­ной» интеллект связан с возникновением сложной формы по­ведения, называемой интеллектуальным поведением живот­ных. Оно проявляется в способности животных решать двух­фазные задачи и переносить решение в сходные ситуации. Многочисленные опыты с человекообразными обезьянами по­казывают, что их поведение состоит из двух фаз: первая фаза яв­ляется подготовительной, а вторая - исполнительской, т. е. связана с достижением цели.

Эволюция психического отражения сопровождалась раз­витием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психи­кой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики живот­ных.

При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

Наши рекомендации