Эволюционное введение в психологию
Развитие психики и сознания можно рассматривать на уровнях фило- и онтогенеза.
Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.
В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Рассматривая психику как субъективное отражение объективного мира, А. Н. Леонтьев выделяет отражение как самую общую и существенную характеристику психики. Согласно его концепции, отражение является фундаментальным свойством материи. На уровне неорганической материи отражение протекает в форме механического, оптического и химического взаимодействия и проявляется в изменении состояния, структуры, формы вещества. Здесь отражение не является активным.
На уровне органической материи возникает активное отражение. Объект активно реагирует на воздействие окружающей среды. В настоящее время подлинно неизвестно, когда и почему возникло активное отражение и как оно достигло своего высшего уровня – психического отражения. Для ответа на эти вопросы имеются лишь некоторые гипотетические подходы. Один из них – эволюционная теория.
Эволюция происходит под влиянием изменений внешней среды. Для приспособления к этим изменениям необходимо, чтобы скорость изменения организма была не меньше скорости изменения среды. Чем быстрее и сильнее организм изменяется, тем больше у него шансов на выживание.
Известны три основных способа изменения организма в процессе эволюции:
- наследственное изменение организма;
- функциональное изменение организма;
- изменение поведения без физического изменения организма.
Последний способ наиболее оперативен, т.к. предполагает определенную активность организма, отражающего воздействие внешней среды. Он связан с возникновением психического отражения.
Как и почему возникло психическое отражение? Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, необходимым условием существования организма является обмен веществ. А он невозможен, если организм не обладает раздражимостью, т.е. способностью реагировать на биологически значимые раздражители. Раздражимость обеспечивала обмен веществ, т.е. жизнь организмов в однородной среде обитания. Появление неоднородной среды обитания обусловило возникновение чувствительности, т.е. способности реагировать на абиотические воздействия или сигналы о биологических раздражителях.
Чувствительность и является первой, элементарной формой психического отражения.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Стадии развития психики | Формы психического отражения | Формы поведения |
1. Сенсорная | Чувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал) | Приспособление, инстинкт |
2. Перцептивная | Отражение предмета в целом – чувственный образ | Навык |
3. Ручного интеллекта | Отражение физических связей и отношений предметов, представление | Интеллектуальное поведение |
В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Первая из них называется стадией элементарной чувствительности. Она свойственна насекомым, червям, ракообразным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свойства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.
На второй стадии развития психики внешний мир отражается уже не в форме отдельных свойств, а в их совокупности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млекопитающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индивидуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.
На третьей стадии развития психики, стадии «ручного» интеллекта, отражаются не только сами предметы, но и объективные связи, в которых они находятся. Этой формой психики обладают наиболее высокоорганизованные животные (человекообразные обезьяны, крысы, дельфины, кошки и др.). «Ручной» интеллект связан с возникновением сложной формы поведения, называемой интеллектуальным поведением животных. Оно проявляется в способности животных решать двухфазные задачи и переносить решение в сходные ситуации. Многочисленные опыты с человекообразными обезьянами показывают, что их поведение состоит из двух фаз: первая фаза является подготовительной, а вторая - исполнительской, т. е. связана с достижением цели.
Эволюция психического отражения сопровождалась развитием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психикой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики животных.
При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.
Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.