Специальность «Клиническая психология»
С 1.03.2007 по 26.07.2007
ВВЕДЕНИЕ
Практика в структуре подготовки специалиста – психолога, клинического, медицинского психолога занимает особое место. В сегодняшних условиях от выпускника ВУЗа требуются не только глубокие теоретические знания, но и уверенное владение приёмами решения практических проблем.
Достижение этой цели обуславливает необходимость придать практике комплексный характер. Её содержание должно отражать ход учебного процесса в целом. Успешное выполнение заданий практики на каждом этапе подводит итог всей предыдущей работы. Процесс обучения завершается квалификационной практикой, в ходе которой студент интегрирует знания, умения и навыки, приобретённые в учебном процессе, и подтверждает готовность к присвоению квалификации. Все предыдущие виды практик выступают в качестве промежуточных, их содержание не только позволяет закрепить уже освоенный материал, но и служит предметом для дальнейшего осмысления.
Форма прохождения практики студентами – очная, дневная.
Общие сроки (период) прохождения ознакомительной практики – с 26 февраля по 30 августа. График прохождения – в соответствии с основным расписанием. Общее количество часов ознакомительной практики 3 недели (100 часов), включая подготовку документов отчётности и итоговый контроль практики.
СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Студент знакомится со структурой и функционированием учреждения (организации), особенностями коллектива сотрудников, основными целями, задачами, проблемами и трудностями, способами их решения, принятыми в учреждении (организации).
В ходе ознакомительной (пропедевтической) практики на втором курсе студент использует метод наблюдения и беседы.
Объект практики — учреждение психологического, медико-психологического или социального профиля.
Цель данного вида практики — содействовать профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего специалиста в области психологии и клинической (медицинской) психологии посредством построения образа деятельности учреждения и профессиональных функций специалистов – сотрудников данного учреждения.
Задачи и обязанности студентов на период прохождения практики:
Ø освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив задание практики;
Ø наладить взаимодействие с коллективом учреждения;
Ø самостоятельно сформировать представление о проблемах населения в районе, городе, регионе, возможностях и способах их решения, месте и роли системы психолого-педагогической и медико-психологической помощи в РФ;
Ø составить представление о системе психолого-педагогической или медико-психологической помощи, её возможностях в удовлетворении потребностей населения и отдельных его категорий в услугах на примере конкретного учреждения;
Ø ознакомиться с основными типами учреждений психологического профиля (на примере одного из учреждений): направлениями деятельности, целями и задачами, функциями, структурой, кадровым потенциалом, делопроизводством, а также клиентами или пациентами, являющимися основными потребителями услуг данного учреждения или организации;
Ø применить метод наблюдения и беседы;
Ø выполнять распоряжения руководителей ознакомительной практики со стороны университета и сотрудников учреждения, организующих и контролирующих процесс прохождения практики со стороны ведомственных учреждений – базы практики;
Ø предварительно определить приоритетное направление своей будущей профессиональной деятельности.
Ø составить отчёт о практике и защитить его.
Предполагаемые результаты практики (для студента-практиканта):
• закрепление теоретического материала учебного плана;
• формирование навыков профессионального общения с коллективом специалистов;
• освоение профессиональной позиции психолога-наблюдателя;
• приобретение навыков использования общепсихологических методов исследования (наблюдения и беседы);
• приобретение опыта участия в профессиональной деятельности психолога и специалиста по социальной работе;
• личностный рост, связанный с осознанием новых возможностей своей личности при освоении новой деятельности и преодолением сложностей, возникающих в ходе её осуществления.
Методы руководства и контроля практикой студентов:
Для работников ведомственных учреждений, на базе которых проводится практика руководство и текущий контроль выражаются
1) в ознакомлении студентов с основными типами учреждений системы социальной работы или психологии (на примере своего конкретного учреждения), направлениями деятельности учреждения, целями и задачами, функциями, структурой, кадровым потенциалом, делопроизводством, а также клиентами (пациентами), являющимися основными потребителями услуг данного учреждения (или организации);
2) в ознакомлении с функциональными обязанностями специалиста социальной работы или психолога данного учреждения;
3) в приобщении студентов к профессиональной деятельности специалиста социальной работы или психолога путём частичного привлечения студентов к посильной неквалифицированной помощи специалисту данного учреждения в его профессиональной деятельности, в частности, применению методов наблюдения и беседы;
4) в контроле за ходом выполнения поручений на рабочем месте практиканта;
5) в предоставлении отзыва (характеристики) о каждом студенте по результатам прохождения им ознакомительной (или учебно-производственной) практики, заверенной подписью и печатью учреждения, на базе которого проводилась практика.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ:
- Отчётно-Реферативная работа, выполняемая по материалам прохождения практики на базе одного из учреждений (или организаций) и текстам соответствующей специальной литературы.
- Отражение хода практики (хронометраж событий и мероприятий) в Дневнике практиканта.
- Отзыв-характеристика на каждого студента от лица куратора ведомственного учреждения – базы практики.
- Итоговая конференция, посвященная обсуждению итогов практики с участием преподавателей, ответственных за практику и представителей учреждений и организаций – баз практики.
- Зачёт с проставлением соответствующей записи в зачётной книжке студента.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА-РЕФЕРАТА ПО ПРАКТИКЕ
Специфика отчёта-реферата определяется тем, что выполнение задания по практике, хотя и представляет собой самостоятельную исследовательскую работу, но имеет, в первую очередь, учебную направленность. Отчёт-реферат о прохождении учебно-психологической практики оформляется в соответствии с общими требованиями, принятыми для оформления отчётов о проведении практических и исследовательских работ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Отчёт о проделанной во время практики работе оформляется на стандартных листах формата А4 в машинописном варианте (как правило, используется компьютерный набор). При использовании программ текстовых редакторов (например, Microsoft Word) задаются следующие параметры (для листа А4 в вертикальной — «книжной» ориентации): поля — 2 см сверху, 2 см снизу, 3 см слева, 1.5 см справа; шрифт Times New Roman Cyr, кегль (размер шрифта) 14; интервал между строчками полуторный, отступ абзаца 1 см. Нумерация страниц производится по центру на нижней стороне листа (на первой странице номер не проставляются).
Первый лист является титульным (образец оформления приведён ниже). На втором листе приводится содержание работы с указанием страниц.
Первый раздел любого реферативного отчёта — введение. Во введении (первый раздел) указывается название практики, приводятся данные о месте и сроках прохождения практики. В нём даётся краткое описание проблематики и структуры практики, общая характеристика полученных сведений, определяются цель, задачи, объект, предмет практики.
Второй раздел обычно освещает круг вопросов: что достоверно установлено по проблематике деятельности учреждения вообще и должности специалиста-психолога или специалиста по социальной работе в частности, описываются условия прохождения практики и методы (методики), которые удалось применить по её ходу.
Третий раздел может представлять собой эмпирическое описание процесса и результатов прохождения практики, проводится их обсуждение. Этот раздел как правило содержит основные выводы по работе. Каждый вывод желательно соотносить с одной из задач практики.
Последний раздел отчёта — заключение. Его содержанием служит обобщение полученных результатов. Как правило, в нём указываются аспекты проблем, открывшихся практиканту в ходе прохождения практики, и раскрывается перспективы дальнейшей работы учреждения с учётом возможного улучшения, изложенной практикантом в своих практических рекомендациях.
Кроме основных разделов, в отчёте-реферате должны присутствовать необходимые рабочие материалы (описания использованных методик, первичные результаты и т.п.).