Расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся
Г.В. Олпорт описал восемь личностных качеств, которые необходимо учитывать для того, чтобы хорошо разбираться в людях:
1. Опыт.
2. Сходство (точнее описывают какую-то черту в другом
человеке те, кто сами ей обладают).
3. Интеллект (чем выше интеллект, тем точнее оценка).
4. Глубокое понимание себя.
5. Отстраненность (кто хорошо разбирается в других,
менее общительны).
6. Эстетические склонности (часто с необщительностью
связаны эстетические склонности).
7. Социальный интеллект («социальный дар»).
8. Сложность (как правило, трудно понять того, кто слож
нее и тоньше нас самих).
Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволит учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, что-бы пустить беседу в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.
Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.
1. Позитивный человек.
Самый приятный тип собеседника, добродушный и тру-
долюбивый. С таким собеседником можно спокойно прости беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему
нужно занять следующую позицию:
Глава 4
расширение диапазона раскрытия.,.
• вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных
вопросов;
• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были
согласны с его позитивным подходом;
• в спорных и трудных случаях искать поддержку у собе*
седников этого типа.
2. Вздорный человек.
Этот собеседник часто выходит за рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:
• обсудить с ним спорные вопросы до начала беседы;
• всегда оставаться хладнокровным;
• когда есть возможность, предоставлять другим опро
вергать его утверждения, а затем отклонять их;
• следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии
решения учитывались его предложения;
• привлечь его на свою сторону;
• беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров,
чтобы узнать истинные причины его негативной пози«
ции;
• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы бесе?
да была приостановлена, а позднее, когда атмосфера
станет менее напряженной, продолжить ее.
3. Всезнайка.
Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть собственное мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:
• посадить его рядом с Позитивным человеком или с со*
бой;
• время от времени напоминать ему, что другие тоже
хотят высказаться;
• дать ему возможность сформулировать промежуточные
заключения;
• при незначительных и рискованных утверждениях дат!
возможность остальным собеседникам выразить свок
точку зрения;
• иногда задавайте вопросы, на которые ответить може
те только вы.
4. Болтун.
Этот собеседник часто бестактно и безо всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время.
В общении с ним следует придерживаться следующих правил:
• как и Всезнайку посадить рядом с Позитивным собе
седником или с авторитетной личностью;
• когда он начинает отклоняться от темы, его нужно так
тично остановить и спросить, в чем он видит связь с
предметом беседы.
5. Трусишка.
Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:
• задавать ему несложные информативные вопросы;
• обращаться к нему с предложением пояснить свое за
мечание;
• помогать ему формулировать свои мысли;
• решительно пресекать любые попытки насмешек в его
адрес;
• обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хоте
ли услышать ваше мнение»;
• специально благодарить его за любой вклад в беседу,
но делать это тактично.
6. Хладнокровный неприступный собеседник.
Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне
времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.
Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
• заинтересовать его в обмене опытом;
• спросить его примерно так: «Кажется, Вы не совсем
согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам
всем было бы интересно узнать почему»;
в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.
52%
Глава 4
расширение диапазона раскрытия...
7. Незаинтересованный собеседник.
Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:.
• задавать вопросы информативного характера;
• придавать беседе более интересную и привлекатель
ную форму;
• попытаться выяснить, что интересует лично его.
8. «Важная птица».
Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:
• нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
• нужно незаметно предложить ему и дать возможность
занять равноправное положение с остальными участ
никами беседы;
• не допускать никакой критики в адрес присутствую
щих или отсутствующих руководителей и других лиц;-
• очень полезно в диалоге с таким человеком отрабаты
вать метод «да — но».
9. Почемучка.
Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
• все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать
всем собеседникам, а если он один, то переадресовать
вопрос ему самому;
• на вопросы информационного характера отвечать сразу;
• без промедления признавать его правоту, если нет воз<
можности дать ему нужный ответ.
Вопросов собеседников бояться не следует, так как они для ведения беседы очень полезны и позволяют:
• Направить процесс передачи информации в русло, со
ответствующее вашим планам и пожеланиям.
• Перехватить и удержать инициативу в беседе.
• Активизировать собеседника, чтобы от монолога пе
рейти к гораздо более эффективному, с точки зрения
передачи информации, диалогу.
# Дать собеседнику проявить себя, показать, что он знает, и самому предоставить нужную вам информацию. Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении — это сам человек.
Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо совсем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем. Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.
Время — одно из объективных условий, влияющих на эффективность взаимодействия.
Поэтому временной показатель является одним из ве-дущих при изучении процесса деятельности и общения. Зарубежные психологи X. Манн, М. Зейглер, X. Осмонд, основываясь на личностных особенностях восприятия времени и на различный тип ориентации во времени (прошлое, настоящее, будущее), предлагают свою классификацию личностей. Отталкиваясь от концепции К. Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышле-ние, ощущение, интуиция), они выделили четыре типа личности.
54
Глава 4
расширение диапазона раскрытия...
Ф 55
Эмоциональный тип
Время для представителей этого типа циркулирует еле-дующим образом: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое как воспоминание. Поведенческие реакции определяют личное прошлое. Времена меняются, человек — нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодости. Они оценивают события не по результатам, ибо для них только те события значительны, которые могут стать яркими воспоминаниями. Они предпочитают сильные переживания, пусть даже неприятные, слабым, хотя, может быть, и приятным. Все беды берут на себя. Трудно меняют первоначально сложившееся мнение о человеке и все видят с позиции личных отношений.
Мыслительный тип
Эти люди также воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое — это не личное, а отвлеченное, историческое. По их мнению, любое действие можно предпринять только после выяснения причин и следствий того или иного события. Такие люди живут в соответствии с принципами. Они придают основное значение преемственности и последовательности. Поэтому они стремятся к тому, чтобы все их поступки органично входили в некую единую концепцию и чтобы возможность случайности была сведена к минимуму.
Быстрота действий им не свойственна. Они предпочитают подумать. Часто бывают бездейственны в кризисных ситуациях, но если кризис продолжается, их способность справиться с такими ситуациями возрастает. Всегда планируют свои действия. Время и план для них — серьезный фактор. Создав свою теорию реальности, эти люди готовы отстаивать ее всеми силами, часто поддерживают свою версию, даже если соотношение сил не со-ответствует их теории или разрушают ее силой логики.
Ситуативно-сенсорный тип
Люди этого типа воспринимают настоящее во всей полноте и игнорируют прошлый опыт. Хорошо справляются с кризисами, неожиданностями. Не очень задумываются над событиями и реакциями окружающих. Не спо-
собны ждать. «Ощущающие» люди не осознают длительности времени, в глубине души не воспринимают его движение, хотя могут понять, что время движется. Только восприятие настоящего для них богато, полно, глубоко. Они движутся от одного момента времени к другому посредством своих действий, а не с течением времени. Невнимательны как к прошлому, так и к будущему. Они предпочитают их вообще не ощущать. Именно это влечет их к постоянной деятельности. Трудно найти человека этого типа, который был бы ленив.
Интуитивный тип
Для человека интуитивного типа настоящее — всего лишь бледная тень, прошлое — туманно. Тот, кто относится к интуитивному типу личности, проводит жизнь, стремясь к горизонту. Он часто производит впечатление человека легкомысленного, непрактичного, нереалистического. Поскольку для «интуитивов» то, что будет, реальнее того, что происходит, они нетерпеливы. Перескакивают с одной деятельности на другую. Не осознают времени. Эти люди вдохновляют других видением будущего. Но при этом не считаются с тем, что другие могут видеть будущее по-другому.
Авторы, данной типологии делают из своих исследований чрезвычайно значительные выводы, полагая, что все социальные конфликты проистекают из различного восприятия реальности и взаимного непонимания. Отсюда рецепт: уметь диагностировать описанные типы личности и, дифференциально подходя, научить каждого индивида понимать людей, не относящихся к его типу, не похожих на него.
Упражнения
Упражнение «Индивидуальная минута» Цель:
* определение длительности индивидуальной минуты.
Группа разбивается на пары. Один из членов группы будет испытуемым, другой — экспериментатором. Зада-ча первого: считать от одного до шестидесяти равномерно» так, чтобы каждая последующая цифра называлась через одну секунду. Экспериментатор должен засечь с по-
56
Глава 4
Расширение диапазона раскрытия...
57
мощью секундомера время, которое понадобится испытуемому на то, чтобы выполнить данное задание. Затем, участники меняются ролями. Таким образом, все участники тренинга узнают, какова длительность их «индивидуальной минуты».
Примечание: в среднем «индивидуальная минута» составляет 58-62 секунды, однако ее длительность сильно варьируется как у разных людей, так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом люди с высокими способностями к адаптации в условиях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмоциональных и физических) умеют «растягивать» время. Их «индивидуальная минута» чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85. Лица с низкими адаптационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще отсчитывают «индивидуальную минуту» ускоренно, и значения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.
Эту информацию предоставить участникам тренинга целесообразнее после того, как задание будет выполнено и каждый участник тренинга будет знать, какова длительность его «индивидуальной минуты».
Затем следует провести обсуждение упражнения, при котором обратить внимание на чувства, которые испытывали участники, выполняя его, и то, каким образом, по их мнению, полученная ими информация может быть использована в жизни.
Упражнение «Развитие событий» Цель:
• исследование различных типов ориентации во времен
ни.
Вариант 1.
Участники группы располагаются по кругу. Каждый получает по листу бумаги. Всем участникам тренинга предлагается выполнить следующее задание: продолжить рассказ (развитие события) во времени, в прошлом, настоящем или будущем, по их выбору. Для работы могут быть предложены самые различные короткие предложения, например: растет гриб. Затем предлагается разделиться по
выбору времени на группы: те, кто выбрал описывать событие в настоящем, будущем или прошлом времени. По желанию участников из каждой подгруппы получившиеся рассказы могут быть прочитаны.
Вариант 2.
Всей группе предлагается продолжить данное предложение, развернуть во времени событие. Причем это может быть прошлое, настоящее или будущее время, по выбору участников тренинга. Для начала все должны распределиться по группам, в зависимости от того, какое время им «ближе». Таким образом, должно образоваться три подгруппы: одна группа будет развивать события в прошлом, другая — в настоящем и третья — в будущем. После распределения у всех подгрупп будет по 5 минут на сочинение своего рассказа. После этого, каждая подгруппа предоставляет свой рассказ всей группе. Начинать лучше с группы, выбравшей прошедшее время.
При обсуждении необходимо выяснить: в какой подгруппе оказалось больше человек, с чем был связан их выбор, какие чувства они испытывали, описывая развития данного события.
Очень часто в обыденной жизни мы, объясняя поведение того или иного человека, упоминаем о его темпераменте. Каждый из нас что-то слышал или читал о четырех типах темперамента и, ориентируясь на их описание, довольно успешно определял конкретный его тип для себя и других.
Под темпераментом принимают определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении. Выделяют два основных компонента темперамента: активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты — или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: Знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается Для другого. В общении человек самоопределяется и са-
Т
Глава 4
мопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера, а по специфике организации речевого поведения не только об общей культуре и грамотности, но и о типе темперамента собеседника. Учитывая особенности, присущие каждому определенному типу, можно более уверенно выстраивать эффективную стратегию своего собственного поведения во взаимодействии.
Упражнение «Определение свойства темперамента по речевому поведению» Цели:
• исследование особенностей невербального общения;
• развитие навыка выделения особенностей темперамен
та, наиболее резко выступающих в речевом поведении
собеседника.
Участникам предлагается попробовать определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знакомых.
Общение должно проходить в виде беседы на нейтральную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание только на формальных аспектах его речевого поведения:
• перепады интонации;
• длительность высказываний;
• частота обращения к партнеру;
• легкость включения в разговор;
• переадресации;
• громкость голоса;
• плавность и легкость речи;
• быстрота реакции (ответов);
• паузы — остановки;
• эмоциональные характеристики;
• междометия;
• явные грамматические нарушения и новообразования.,
Обращайте также внимание на использование невер
бальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица,
положение головы, поза.
Речевое поведение — это важная информация о коммуникативной стороне темперамента. Можно выделить следующие компоненты, его составляющие. Именно их,
степень выраженности и будут оценивать участники уп ражнения:
1. Социальная эргичность.
а) Социальная пластичность.
б) Социальная активность (САК).
в) Социальный темп.
2. Социальная эмоциональность.
Социальная активность (САК) включает в себя следующие составляющие, которые можно оценить по степени выраженности: социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность.
Каждому участнику для облегчения задачи можно раздать карточки с написанными паттернами поведения, на которые нужно обратить внимание при общении. Необходимо отметить, каких проявлений больше наблюдается в речевом поведении собеседника.
Социальная эргичность
Глава 4
Социальная пластичность
Низкие значения Высокие значения Долго думает, прежде чем Быстрые и даже мгновенные ответить, с трудом включа- ответы, легко включается в ется в разговор, новообразо- разговор, импульсивен, много вания отсутствуют, каждую новообразований и грамматических фразу взвешивает. нарушений, телеграфный стиль. Дополнительные признаки: Дополнительные признаки: живаямимика вялая. мимика, много движений руками. |
Социальная эмоциональность (нейротизм) СЭМ
Низкие значения Высокие значения Дополнительные признаки: Дополнительные признаки: глаза голова приподнята, близкая бегают, руки дрожат, много дистанция с партнером. движений, часто вертит головой, трет руками лицо, теребит руками мелкие предметы. |
Голос спокойный, Интонации резкие (падающие или уверенный, преобладают восходящие), обилие отрицатель-радостные и приказные ных эмоциональных компонентов эмоциональные (печали, гнева, страхов, грусти), компоненты. обилие междометий, много шумовых эффектов (причмокивание, присвистывание и т.д.). |
Учет темперамента оппонента при планировании общения, во многом повысит его эффективность. Наиболее совместимыми на психофизиологическом уровне являются люди, у которых показатели темперамента имеют противоположные значения (например, холерик — флегматик, сангвиник — меланхолик).Зная свой темперамент и учитывая темперамент оппонента, можно более или менее точно прогнозировать его реакции на те или иные моменты общения.
ГЛАВА 5.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ^ПАРТНЕРОВ
5. 1. Управление собственным эмоциональным состоянием
Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, достаточно велики, но, с другой стороны, ограниченны. Человек вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли. Самоконтроль психологии и поведения может осуществляться исключительно на сознательной основе.
Прежде всего, нужно научиться регулировать свои эмоции и непосредственные действия в ответ на эмоции и действия других людей, так как от этого зависит ваше собственное благополучие, а также нормальное существование других людей и взаимоотношения с ними.
Нужно научиться влиять на свои настроения и чувства, причем даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей и стрессов, то их желательно предупреждать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмоции и поведенческие реакции можно, например, посредством специальных упражнений типа аутотренинга.
Эмоции как целесообразные приспособительные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей; стимулируют и регулируют его деятельность; выполняют определенную роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях Друг друга. Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.
Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. Для этого нужно знать:
62
Глава 5
развитие навыков коррекции эмоционального.
• когда и при каких обстоятельствах чаще всего возни
кают нежелательные эмоции;
• что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, ко
торыми сопровождается возникновение соответству
ющей эмоции в типичных случаях);
• каким образом можно предупредить возникновение со
ответствующей эмоциональной реакции.
Рассмотрим каждый из указанных факторов в отдель
ности вместе с возможными способами управления ими.
Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т. е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.
Но есть эмоциональность и другого рода, представляющая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он, в принципе, в состоянии управлять, но для этого ему нужно знать их причину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.
Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмоций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекватные эмоциональные реакции возникают и как они развиваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у меня неадекватные эмоциональные реакции?
2. При каких обстоятельствах они возникают?
3. В чём эти реакции проявляются?
4. Как можно практически воздействовать на эти реакции?
Ответить на эти вопросы можно, проанализировав свое
поведение в жизненных различных ситуациях, поговорив
с близкими, прослушав записи собственного голоса или просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциогенных ситуаций.
Собрав необходимые сведения, вы можете принять конкретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции.
Внешнему проявлению эмоций обычно предшествуют определенные образы и мысли, которые обязательно нужно знать. Они, как правило, индивидуальны у разных людей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутотренинга.
Пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой.
Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа человека над собой, так как нежелательные эмоциональные реакции, от которых хочется избавиться, представляют собой довольно устойчивые жизненные привычки, психологические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосредственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.
С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют и действуют, и мы находимся в их власти. Тем не менее необходимо научиться сдерживать, блокировать их, не давать развиваться дальше. Здесь, однако, требуется иная тактика поведения.
При возникновении эмоции нужно постараться отвлечься от причин, ее вызывающих, и сосредоточить свое внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель, сдержать ее, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключение внимания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы Получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомните, что вы давно собирались встретиться с другом детства Или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти заня-тия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.
64
Глава 5
развитие навыков коррекции эмоционального...
65
Есть меры, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это прежде всего внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера. Здесь вполне могут оказаться полезными специальные упражнения, например, расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоительного типа: «Я спокоен», «Я сдерживаю свои эмоции», «Я расслаблен», «Мне становится лучше» и некоторых других.
Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полного эмоционального самоуспокоения требуется от 10-15 минут до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охватывает человека и он пытается её сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не помогают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции связаны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идет длительная внутренняя борьба между факторами, сохраняющими (усиливающими) эмоцию, и факторами, которые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой человека, если он, не отвлекая свое внимание от эмоции, настойчиво пытается её погасить.
Внутренняя победа человека над собственной эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувствовать себя спокойнее, физически и психологически расслабленным. Дальше для того, чтобы окончательно погасить эмоцию, требуется только продержать ее и связанные с ней состояния в течение определенного времени,;' причем такое время обычно равняется тому, которое необходимо, чтобы психологически добиться важного перелома в динамическом развитии эмоционального состояния.
Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведением человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их.
Когда мы говорим о практической психологии, то имеем в виду не только психологические воздействия человека на самого себя, но и возможность оказывать влияние
на других людей. Окружающих мы воспринимаем иначе, чем самих себя, поэтому и оказание психологического воздействия на них несколько отличается от влияния на себя. Категорически запрещается экспериментировать над людьми ради любопытства, а также тогда, когда вы не уверены в положительных результатах своего эксперимента, не в состоянии контролировать ситуацию, не обладаете необходимыми для этого психологическими знаниями. Запрещается также при оказании влияния на людей пользоваться научно не обоснованными, не проверенными специалистами методами психологического воздействия, включая и тесты, с помощью которых можно получить сведения, психологически травмирующие людей. Запрещается, например, пользоваться техникой гипноза, психоанализом, вообще любыми методами психологического воздействия тем людям, которые не имеют государственного диплома о специальном высшем медицинском или психологическом образовании соответствующего образца.