Расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся

расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru Г.В. Олпорт описал восемь личностных качеств, кото­рые необходимо учитывать для того, чтобы хорошо разби­раться в людях:

1. Опыт.

2. Сходство (точнее описывают какую-то черту в другом
человеке те, кто сами ей обладают).

3. Интеллект (чем выше интеллект, тем точнее оценка).

4. Глубокое понимание себя.

5. Отстраненность (кто хорошо разбирается в других,
менее общительны).

6. Эстетические склонности (часто с необщительностью
связаны эстетические склонности).

7. Социальный интеллект («социальный дар»).

8. Сложность (как правило, трудно понять того, кто слож­
нее и тоньше нас самих).

Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволит учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, что-бы пустить беседу в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.

Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

1. Позитивный человек.

Самый приятный тип собеседника, добродушный и тру-

долюбивый. С таким собеседником можно спокойно про­сти беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему

нужно занять следующую позицию:



Глава 4

расширение диапазона раскрытия.,.




• вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных
вопросов;

• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были
согласны с его позитивным подходом;

• в спорных и трудных случаях искать поддержку у собе*
седников этого типа.

2. Вздорный человек.

Этот собеседник часто выходит за рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

• обсудить с ним спорные вопросы до начала беседы;

• всегда оставаться хладнокровным;

• когда есть возможность, предоставлять другим опро­
вергать его утверждения, а затем отклонять их;

• следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии
решения учитывались его предложения;

• привлечь его на свою сторону;

• беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров,
чтобы узнать истинные причины его негативной пози«
ции;

• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы бесе?
да была приостановлена, а позднее, когда атмосфера
станет менее напряженной, продолжить ее.

3. Всезнайка.

Этот собеседник думает, что все знает наилучшим обра­зом. Обо всем у него есть собственное мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• посадить его рядом с Позитивным человеком или с со*
бой;

• время от времени напоминать ему, что другие тоже
хотят высказаться;

• дать ему возможность сформулировать промежуточные
заключения;

• при незначительных и рискованных утверждениях дат!
возможность остальным собеседникам выразить свок
точку зрения;

• иногда задавайте вопросы, на которые ответить може
те только вы.

4. Болтун.

Этот собеседник часто бестактно и безо всякой види­мой причины прерывает ход беседы, не обращая внима­ния на бесполезно потраченное время.

В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• как и Всезнайку посадить рядом с Позитивным собе­
седником или с авторитетной личностью;

• когда он начинает отклоняться от темы, его нужно так­
тично остановить и спросить, в чем он видит связь с
предметом беседы.

5. Трусишка.

Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выгля­деть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

• задавать ему несложные информативные вопросы;

• обращаться к нему с предложением пояснить свое за­
мечание;

• помогать ему формулировать свои мысли;

• решительно пресекать любые попытки насмешек в его
адрес;

• обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хоте­
ли услышать ваше мнение»;

• специально благодарить его за любой вклад в беседу,
но делать это тактично.

6. Хладнокровный неприступный собеседник.
Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне

времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.

Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

• заинтересовать его в обмене опытом;

• спросить его примерно так: «Кажется, Вы не совсем
согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам
всем было бы интересно узнать почему»;

в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.

52%

Глава 4

расширение диапазона раскрытия...




7. Незаинтересованный собеседник.

Тема беседы вообще не интересует такого собеседни­ка. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:.

• задавать вопросы информативного характера;

• придавать беседе более интересную и привлекатель­
ную форму;

• попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. «Важная птица».

Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы долж­ны вести себя следующим образом:

• нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

• нужно незаметно предложить ему и дать возможность
занять равноправное положение с остальными участ­
никами беседы;

• не допускать никакой критики в адрес присутствую­
щих или отсутствующих руководителей и других лиц;-

• очень полезно в диалоге с таким человеком отрабаты­
вать метод «да — но».

9. Почемучка.

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

• все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать
всем собеседникам, а если он один, то переадресовать
вопрос ему самому;

• на вопросы информационного характера отвечать сразу;

• без промедления признавать его правоту, если нет воз<
можности дать ему нужный ответ.

Вопросов собеседников бояться не следует, так как они для ведения беседы очень полезны и позволяют:

• Направить процесс передачи информации в русло, со­
ответствующее вашим планам и пожеланиям.

• Перехватить и удержать инициативу в беседе.

• Активизировать собеседника, чтобы от монолога пе­
рейти к гораздо более эффективному, с точки зрения
передачи информации, диалогу.

# Дать собеседнику проявить себя, показать, что он зна­ет, и самому предоставить нужную вам информацию. Чем же определяется успех в общении? Обычный от­вет: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собе­седника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в обще­нии — это сам человек.

Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен инфор­мацией (пусть даже самой нужной), сколько за возмож­ность соприкоснуться с уникальными мирами — челове­ческими личностями. Для этого надо совсем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естествен­но, понимается вовсе не обрушивание на другого интим­ных подробностей своей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и пережи­вания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, спо­собность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас все уже есть — наша неповторимая лич­ность. Поэтому выражение «научиться общаться» в прин­ципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем. Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевоз­можные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

Время — одно из объективных условий, влияющих на эффективность взаимодействия.

Поэтому временной показатель является одним из ве-дущих при изучении процесса деятельности и общения. Зарубежные психологи X. Манн, М. Зейглер, X. Осмонд, основываясь на личностных особенностях восприятия времени и на различный тип ориентации во времени (про­шлое, настоящее, будущее), предлагают свою классифи­кацию личностей. Отталкиваясь от концепции К. Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышле-ние, ощущение, интуиция), они выделили четыре типа личности.

54

Глава 4

расширение диапазона раскрытия...

Ф 55



Эмоциональный тип

Время для представителей этого типа циркулирует еле-дующим образом: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое как воспоминание. Пове­денческие реакции определяют личное прошлое. Времена меняются, человек — нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодос­ти. Они оценивают события не по результатам, ибо для них только те события значительны, которые могут стать яркими воспоминаниями. Они предпочитают сильные пе­реживания, пусть даже неприятные, слабым, хотя, может быть, и приятным. Все беды берут на себя. Трудно меняют первоначально сложившееся мнение о человеке и все ви­дят с позиции личных отношений.

Мыслительный тип

Эти люди также воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое — это не личное, а отвлеченное, историческое. По их мнению, любое дей­ствие можно предпринять только после выяснения при­чин и следствий того или иного события. Такие люди жи­вут в соответствии с принципами. Они придают основное значение преемственности и последовательности. Поэто­му они стремятся к тому, чтобы все их поступки органич­но входили в некую единую концепцию и чтобы возмож­ность случайности была сведена к минимуму.

Быстрота действий им не свойственна. Они предпочи­тают подумать. Часто бывают бездейственны в кризис­ных ситуациях, но если кризис продолжается, их способ­ность справиться с такими ситуациями возрастает. Все­гда планируют свои действия. Время и план для них — серьезный фактор. Создав свою теорию реальности, эти люди готовы отстаивать ее всеми силами, часто поддер­живают свою версию, даже если соотношение сил не со-ответствует их теории или разрушают ее силой логики.

Ситуативно-сенсорный тип

Люди этого типа воспринимают настоящее во всей полноте и игнорируют прошлый опыт. Хорошо справля­ются с кризисами, неожиданностями. Не очень задумы­ваются над событиями и реакциями окружающих. Не спо-

собны ждать. «Ощущающие» люди не осознают длитель­ности времени, в глубине души не воспринимают его дви­жение, хотя могут понять, что время движется. Только восприятие настоящего для них богато, полно, глубоко. Они движутся от одного момента времени к другому по­средством своих действий, а не с течением времени. Не­внимательны как к прошлому, так и к будущему. Они пред­почитают их вообще не ощущать. Именно это влечет их к постоянной деятельности. Трудно найти человека этого типа, который был бы ленив.

Интуитивный тип

Для человека интуитивного типа настоящее — всего лишь бледная тень, прошлое — туманно. Тот, кто отно­сится к интуитивному типу личности, проводит жизнь, стремясь к горизонту. Он часто производит впечатление человека легкомысленного, непрактичного, нереалисти­ческого. Поскольку для «интуитивов» то, что будет, реаль­нее того, что происходит, они нетерпеливы. Перескаки­вают с одной деятельности на другую. Не осознают вре­мени. Эти люди вдохновляют других видением будущего. Но при этом не считаются с тем, что другие могут видеть будущее по-другому.

Авторы, данной типологии делают из своих исследова­ний чрезвычайно значительные выводы, полагая, что все социальные конфликты проистекают из различного вос­приятия реальности и взаимного непонимания. Отсюда рецепт: уметь диагностировать описанные типы личнос­ти и, дифференциально подходя, научить каждого инди­вида понимать людей, не относящихся к его типу, не по­хожих на него.

Упражнения

Упражнение «Индивидуальная минута» Цель:

* определение длительности индивидуальной минуты.

Группа разбивается на пары. Один из членов группы будет испытуемым, другой — экспериментатором. Зада-ча первого: считать от одного до шестидесяти равномер­но» так, чтобы каждая последующая цифра называлась че­рез одну секунду. Экспериментатор должен засечь с по-

56

Глава 4

Расширение диапазона раскрытия...

57



мощью секундомера время, которое понадобится испыту­емому на то, чтобы выполнить данное задание. Затем, уча­стники меняются ролями. Таким образом, все участники тренинга узнают, какова длительность их «индивидуаль­ной минуты».

Примечание: в среднем «индивидуальная минута» со­ставляет 58-62 секунды, однако ее длительность сильно варьируется как у разных людей, так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом люди с высокими способностями к адаптации в усло­виях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмо­циональных и физических) умеют «растягивать» время. Их «индивидуальная минута» чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85. Лица с низкими адап­тационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще от­считывают «индивидуальную минуту» ускоренно, и зна­чения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.

Эту информацию предоставить участникам тренинга целесообразнее после того, как задание будет выполнено и каждый участник тренинга будет знать, какова длитель­ность его «индивидуальной минуты».

Затем следует провести обсуждение упражнения, при котором обратить внимание на чувства, которые испыты­вали участники, выполняя его, и то, каким образом, по их мнению, полученная ими информация может быть исполь­зована в жизни.

Упражнение «Развитие событий» Цель:

• исследование различных типов ориентации во времен

ни.

Вариант 1.

Участники группы располагаются по кругу. Каждый получает по листу бумаги. Всем участникам тренинга пред­лагается выполнить следующее задание: продолжить рас­сказ (развитие события) во времени, в прошлом, настоя­щем или будущем, по их выбору. Для работы могут быть предложены самые различные короткие предложения, на­пример: растет гриб. Затем предлагается разделиться по

выбору времени на группы: те, кто выбрал описывать со­бытие в настоящем, будущем или прошлом времени. По желанию участников из каждой подгруппы получившие­ся рассказы могут быть прочитаны.

Вариант 2.

Всей группе предлагается продолжить данное предло­жение, развернуть во времени событие. Причем это мо­жет быть прошлое, настоящее или будущее время, по вы­бору участников тренинга. Для начала все должны рас­пределиться по группам, в зависимости от того, какое время им «ближе». Таким образом, должно образоваться три подгруппы: одна группа будет развивать события в про­шлом, другая — в настоящем и третья — в будущем. После распределения у всех подгрупп будет по 5 минут на сочи­нение своего рассказа. После этого, каждая подгруппа предоставляет свой рассказ всей группе. Начинать луч­ше с группы, выбравшей прошедшее время.

При обсуждении необходимо выяснить: в какой под­группе оказалось больше человек, с чем был связан их вы­бор, какие чувства они испытывали, описывая развития данного события.

Очень часто в обыденной жизни мы, объясняя поведе­ние того или иного человека, упоминаем о его темпера­менте. Каждый из нас что-то слышал или читал о четырех типах темперамента и, ориентируясь на их описание, до­вольно успешно определял конкретный его тип для себя и других.

Под темпераментом принимают определенное устой­чивое сочетание психодинамических свойств, проявляю­щихся в деятельности и поведении. Выделяют два основ­ных компонента темперамента: активность и эмоциональ­ность.

Активность поведения характеризует степень энергич­ности, стремительности, быстроты — или наоборот, мед­лительности, инертности; эмоциональность — особенно­сти протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: Знак (положительный, отрицательный) и модальность (ра­дость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Специфика общения определяется тем, что в его про­цессе субъективный мир одного человека раскрывается Для другого. В общении человек самоопределяется и са-

Т

Глава 4



       
  расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru   расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru

расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru

мопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные осо­бенности. По форме взаимодействия можно судить о ком­муникативных умениях и чертах характера, а по специфи­ке организации речевого поведения не только об общей культуре и грамотности, но и о типе темперамента собе­седника. Учитывая особенности, присущие каждому оп­ределенному типу, можно более уверенно выстраивать эффективную стратегию своего собственного поведения во взаимодействии.

Упражнение «Определение свойства темперамен­та по речевому поведению» Цели:

• исследование особенностей невербального общения;

• развитие навыка выделения особенностей темперамен­
та, наиболее резко выступающих в речевом поведении
собеседника.

Участникам предлагается попробовать определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знако­мых.

Общение должно проходить в виде беседы на нейтраль­ную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание толь­ко на формальных аспектах его речевого поведения:

• перепады интонации;

• длительность высказываний;

• частота обращения к партнеру;

• легкость включения в разговор;

• переадресации;

• громкость голоса;

• плавность и легкость речи;

• быстрота реакции (ответов);

• паузы — остановки;

• эмоциональные характеристики;

• междометия;

• явные грамматические нарушения и новообразования.,
Обращайте также внимание на использование невер­
бальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица,
положение головы, поза.

Речевое поведение — это важная информация о ком­муникативной стороне темперамента. Можно выделить следующие компоненты, его составляющие. Именно их,

степень выраженности и будут оценивать участники уп ражнения:

1. Социальная эргичность.

а) Социальная пластичность.

б) Социальная активность (САК).

в) Социальный темп.

2. Социальная эмоциональность.

Социальная активность (САК) включает в себя следую­щие составляющие, которые можно оценить по степени выраженности: социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность.

Каждому участнику для облегчения задачи можно раз­дать карточки с написанными паттернами поведения, на которые нужно обратить внимание при общении. Необхо­димо отметить, каких проявлений больше наблюдается в речевом поведении собеседника.

Социальная эргичность



Глава 4



расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru Социальная пластичность

Низкие значения Высокие значения Долго думает, прежде чем Быстрые и даже мгновенные ответить, с трудом включа- ответы, легко включается в ется в разговор, новообразо- разговор, импульсивен, много вания отсутствуют, каждую новообразований и грамматических фразу взвешивает. нарушений, телеграфный стиль. Дополнительные признаки: Дополнительные признаки: живаямимика вялая. мимика, много движений руками.

Социальная эмоциональность (нейротизм) СЭМ

Низкие значения Высокие значения Дополнительные признаки: Дополнительные признаки: глаза голова приподнята, близкая бегают, руки дрожат, много дистанция с партнером. движений, часто вертит головой, трет руками лицо, теребит руками мелкие предметы.
Голос спокойный, Интонации резкие (падающие или уверенный, преобладают восходящие), обилие отрицатель-радостные и приказные ных эмоциональных компонентов эмоциональные (печали, гнева, страхов, грусти), компоненты. обилие междометий, много шумовых эффектов (причмо­кивание, присвистывание и т.д.).

расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru Учет темперамента оппонента при планировании обще­ния, во многом повысит его эффективность. Наиболее со­вместимыми на психофизиологическом уровне являются люди, у которых показатели темперамента имеют противо­положные значения (например, холерик — флегматик, сан­гвиник — меланхолик).Зная свой темперамент и учитывая темперамент оппонента, можно более или менее точно про­гнозировать его реакции на те или иные моменты общения.

расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся - student2.ru

ГЛАВА 5.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ^ПАРТНЕРОВ

5. 1. Управление собственным эмоциональным состоя­нием

Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, доста­точно велики, но, с другой стороны, ограниченны. Чело­век вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли. Самоконтроль пси­хологии и поведения может осуществляться исключитель­но на сознательной основе.

Прежде всего, нужно научиться регулировать свои эмо­ции и непосредственные действия в ответ на эмоции и действия других людей, так как от этого зависит ваше соб­ственное благополучие, а также нормальное существова­ние других людей и взаимоотношения с ними.

Нужно научиться влиять на свои настроения и чувства, причем даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей и стрессов, то их желательно предупреж­дать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмо­ции и поведенческие реакции можно, например, посредством специальных упражнений типа аутотренинга.

Эмоции как целесообразные приспособительные жиз­ненные реакции человека служат одновременно несколь­ким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетво­рения потребностей; стимулируют и регулируют его дея­тельность; выполняют определенную роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях Друг друга. Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.

Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреж­дать их возникновение. Для этого нужно знать:

62

Глава 5

развитие навыков коррекции эмоционального.




• когда и при каких обстоятельствах чаще всего возни­
кают нежелательные эмоции;

• что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, ко­
торыми сопровождается возникновение соответству­
ющей эмоции в типичных случаях);

• каким образом можно предупредить возникновение со­
ответствующей эмоциональной реакции.
Рассмотрим каждый из указанных факторов в отдель­
ности вместе с возможными способами управления ими.

Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные об­стоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незна­чительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различия­ми в темпераментах, является чаще всего природно обуслов­ленной, т. е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоцио­нальную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

Но есть эмоциональность и другого рода, представляю­щая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он, в принципе, в со­стоянии управлять, но для этого ему нужно знать их при­чину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.

Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмо­ций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекват­ные эмоциональные реакции возникают и как они разви­ваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли у меня неадекватные эмоциональные реакции?

2. При каких обстоятельствах они возникают?

3. В чём эти реакции проявляются?

4. Как можно практически воздействовать на эти реакции?
Ответить на эти вопросы можно, проанализировав свое

поведение в жизненных различных ситуациях, поговорив

с близкими, прослушав записи собственного голоса или просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциогенных ситуаций.

Собрав необходимые сведения, вы можете принять кон­кретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции.

Внешнему проявлению эмоций обычно предшествуют определенные образы и мысли, которые обязательно нуж­но знать. Они, как правило, индивидуальны у разных лю­дей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутотренинга.

Пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой.

Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа челове­ка над собой, так как нежелательные эмоциональные ре­акции, от которых хочется избавиться, представляют со­бой довольно устойчивые жизненные привычки, психоло­гические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосред­ственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.

С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют и действуют, и мы нахо­димся в их власти. Тем не менее необходимо научиться сдерживать, блокировать их, не давать развиваться даль­ше. Здесь, однако, требуется иная тактика поведения.

При возникновении эмоции нужно постараться отвлечь­ся от причин, ее вызывающих, и сосредоточить свое вни­мание на самой эмоции, поставив перед собой цель, сдер­жать ее, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключение вни­мания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы Получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомни­те, что вы давно собирались встретиться с другом детства Или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти заня-тия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.

64

Глава 5

развитие навыков коррекции эмоционального...

65



Есть меры, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это прежде всего внутреннее рас­слабление и самовнушение успокаивающего характера. Здесь вполне могут оказаться полезными специальные упражнения, например, расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоитель­ного типа: «Я спокоен», «Я сдерживаю свои эмоции», «Я расслаблен», «Мне становится лучше» и некоторых дру­гих.

Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полно­го эмоционального самоуспокоения требуется от 10-15 минут до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охва­тывает человека и он пытается её сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не по­могают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции свя­заны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идет длительная внутренняя борьба между факторами, сохра­няющими (усиливающими) эмоцию, и факторами, кото­рые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой чело­века, если он, не отвлекая свое внимание от эмоции, на­стойчиво пытается её погасить.

Внутренняя победа человека над собственной эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувство­вать себя спокойнее, физически и психологически рас­слабленным. Дальше для того, чтобы окончательно пога­сить эмоцию, требуется только продержать ее и связан­ные с ней состояния в течение определенного времени,;' причем такое время обычно равняется тому, которое не­обходимо, чтобы психологически добиться важного пере­лома в динамическом развитии эмоционального состоя­ния.

Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведе­нием человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их.

Когда мы говорим о практической психологии, то име­ем в виду не только психологические воздействия челове­ка на самого себя, но и возможность оказывать влияние

на других людей. Окружающих мы воспринимаем иначе, чем самих себя, поэтому и оказание психологического воз­действия на них несколько отличается от влияния на себя. Категорически запрещается экспериментировать над людьми ради любопытства, а также тогда, когда вы не уве­рены в положительных результатах своего эксперимента, не в состоянии контролировать ситуацию, не обладаете необходимыми для этого психологическими знаниями. Запрещается также при оказании влияния на людей пользоваться научно не обоснованными, не проверенны­ми специалистами методами психологического воздей­ствия, включая и тесты, с помощью которых можно полу­чить сведения, психологически травмирующие людей. Запрещается, например, пользоваться техникой гипноза, психоанализом, вообще любыми методами психологичес­кого воздействия тем людям, которые не имеют государ­ственного диплома о специальном высшем медицинском или психологическом образовании соответствующего об­разца.

Наши рекомендации