Типы личности в нейролингвистическом программировании
Остановимся на одном из самых важных неречевых ключей доступа к личности собеседника, а именно — к визуальному контакту.
Исключительно важную часть общения составляет взгляд. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом, было доказано, что направление взгляда связано с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью сформировалась, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера и только для
того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо определенный вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
Имеет значение и то, куда направлен взгляд собеседника. Этот аспект влияет на ход общения и обычно совершенно точно истолковывается собеседниками. Существует несколько разновидностей взглядов. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредоточиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу управленческого общения. Этот взгляд передает нашему собеседнику деловой настрой, статусный характер общения. Если наш взгляд не опускается ниже уровня глаз собеседника, то мы можем контролировать ход общения. При социальном взгляде наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта. При этом создается атмосфера непринужденного, межличностного общения не просто деловых партнеров, а приятных собеседников. Таким образом, направляя наш взгляд на тот или иной треугольник, мы можем передавать свое настроение.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Информативна также и долгота взгляда. Нормальной
принято считать ситуацию, когда глаза собеседников
встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же
наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник
либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы
говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встре-
чаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
• 23
либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены). Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители Юга так часто смотрят на собеседника, что для жителей Севера это может показаться даже оскорбительным.
Если вы внимательно понаблюдаете за ораторами, то сможете заметить кое-что интересное относительно движения их глаз. В определенные моменты разговора одни люди поднимают глаза вверх и вправо, другие смотрят в сторону и влево, третьи опускают глаза вправо вниз.
Исследования, выполненные специалистами в области нейролингвистического программирования, показали, что эти движения глаз не случайны. Они указывают на отношение данного индивида к окружающему миру, а также на его реакцию на этот мир.
Чтобы глубоко понять и использовать теорию нейролингвистического программирования, нужно пройти профессиональную подготовку. Приведем лишь примеры того, что можно определить по движению глаз.
Визуалы
Это люди, которые мыслят преимущественно образами и картинами. Они перемещают взгляд влево вверх, когда вспоминают реальное событие, например, дорогу из дома на работу, и вправо вверх, когда что-нибудь придумывают. Попросите человека, предположительно относящегося к визуалам, представить себе фиолетового слона, опускающегося на парашюте в огромную миску заварного крема, и проследите, не переместится ли его взгляд вправо вверх.
Общаясь с визуалом, используйте живой мир образов и включайте в свою речь такие слова, как «показать», «ясно», «видеть», «смотреть». Например, так: «Позвольте мне описать, как будет выглядеть законченный проект. Представьте себе три высокие белые мраморные колонны, каждая из которых, четко выделяясь на чистом синем фоне, будет нести на себе часть слогана».
Используйте следующие фразы: «Я вижу, вы хотите сказать...», «Я хотел бы взглянуть на это...», «Позвольте продемонстрировать...».
Аудиалы
Эти люди мыслят преимущественно звуками и слова-ми. Они перемещают взгляд влево в сторону, когда вспоминают реальное событие, и вправо в сторону, когда что-нибудь придумывают. Их тоже можно проверить при помощи образа слона-парашютиста. Если они смотрят влево вниз, значит, в их мозгу происходит внутренний диалог.
Для эффективного общения с людьми этого типа используйте следующие фразы: «Я слышу, что вы говорите», «Мне нравится, как это звучит», «Я бы хотел рассказать вам о своих идеях...». Однако если их взгляд устремлен влево вниз, прервите свою речь. Это верный признак того, что они внимательно анализируют сказанное вами, используя для этого внутренний диалог.
Кинестетики
Эти люди хорошо осознают движения и реакции своего тела. Часто они обладают великолепной координацией, а также повышенной чувствительностью к жестам, позе и выражению лица других. Они переводят взгляд влево вниз, когда расслаблены, и вправо вниз, когда размышляют. Для эффективного общения с такими людьми используйте фразы, содержащие упоминание о физическом контакте: «У меня такое ощущение, что мы на правильном пути», «Я чувствую, что двигаться нужно именно в этом направлении», «Позвольте коснуться некоторых ключевых положений...»
Имея дело с кинестетиками, используйте эффективный язык тела. Невербальные сигналы важны для всех видов общения, однако наибольшее значение они имеют для людей этого типа. В общем случае для успешного и эффективного общения начинать нужно с понимания особенностей аудитории, а затем максимально приблизить содержание сообщения и стиль изложения к этим особенностям.
Понять особенности аудитории поможет вам активное слушание, навык, который можно совершенствовать только постоянной практикой. Прислушайтесь, какие слова употребляют другие люди, и в личном общении скорректируйте свой стиль изложения, чтобы он согласовывался с тем вариантом общения, который предпочитает собеседник.
Только достигнув такого понимания, можно переходить ко второму этапу, задумавшись над структурой своего со-ощения, которая позволит вам достичь поставленной цели.
Т
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
Упражнения
Упражнение «Что говорят глаза» Цель:
• исследование «информации», поступающей от взгля
да других людей, ее интерпретация.
Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоятельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мнению, «говорили» глаза партнера.
После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе] которого особо выделяются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что чувствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведении этого этапа упражнения.
В конце обсуждения участникам предлагается рассказать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.
Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни» Цель:
• исследование установления зрительного контакта в
повседневной жизни.
Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:
1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?
2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный кон
такт (записывают)?
3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы
получили важную для вас информацию от глаз собе
седника.
4. Как я использую зрительный контакт?
Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участника-
ми. Таким образом, появляется выработанный всей группой список (2-а столбца) причин использования и избегания зрительного контакта людьми. Самые интересные истории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.
Также группой можно определить способы, при помощи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.
Упражнение «Регистрация движения глаз» Цель:
• исследование процесса установления зрительного контакта с использованием метода структурирования. Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модальностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каждому участнику раздается по распечатке с таблицей, в которой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на плакате направления движения глаз, соответствующие разным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с другом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.
После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходимо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальностью восприятия информации.
Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики. Образец:
Движение глаз вверх и влево ХХХХХХ | Движение глаз вверх и вправо XXX |
Движение глаз вниз и влево хх | Движение глаз вниз и вправо ххххх |
26
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
Упражнение «Движения глаз» Цель:
• исследование смысла, который может стоять за движениями глаз.
Сначала ведущий находит добровольца из числа участников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.
Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.
Представьте, что вы на рынке.
Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, держит вас за руку.
Далее ведущий просит участников обсудить, что происходило с глазами человека, когда ему зачитывались различные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за движениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз,то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд устремлен вверх,то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разговора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действительно понимает, о чем идет речь.
Если вы хотите эффективно общаться с разными людьми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраиваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть равным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невербальными сигналами отсутствует противоречие. Это связано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, расположение и «доверие» подсознания того, с кем вы общаетесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытывают неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят правду или сообщают очень важную информацию.
В реальной жизни партнеры по общению зачастую нарушают конгруэнтность тем, что буквально разговаривают на «разных языках». Это происходит по причине отсутствия или игнорирования информации о ведущих репрезентативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинестетической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную проблему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупиковая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувствовать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и мотивировать подчиненного на эффективную работу, целесообразно воздействовать на него через его основную и ведущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы подойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчиненному сразу же сообразить, что от него требуется, и включиться в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подобные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для правильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об автомобильной катастрофе, необходимо опросить как можно больше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с помощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой сообщит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был Ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.
2-2. Типы личности в психогеометрическом подходе
Данный подход позволяет немедленно: определить тип личности интересующего вас человека; Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому человеку языке;
Глава
• составить сценарий поведения с каждым из типов лич^
ности в типичных ситуациях общения.
Точность диагностики с помощью психогеометрического теста — 85%.
По мнению авторов методики1, тип личности интересующего вас человека можно установить, просто наблюдая за его поведением. Чтобы облегчить задачу, авторы приводят систему особенностей поведения типичных представителей того или иного типа.
Квадрат
Внешний вид: консервативный, строгий стиль в одежде; обувь всегда начищена. Волосы аккуратно подстрижены, лицо у мужчин чисто выбрито, никаких украшений и ювелирных изделий. Предпочитают умеренные цвета: бор^ довый, серый, черный, коричневый. Во внешнем виде стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе профессиональной, социальной, возрастной и т. д.
Речь: организованность, логичность, последовательность мышления, ясно излагают свои идеи. Имеют пристрастие к фактам и деталям. Речь монотонна, эмоционально суха и холодна. Редко бывают хорошими ораторами, способными увлечь аудиторию.
Язык тела: скованная напряженная поза, точные, скупые жесты; движения целенаправленны, рассчитанны; медленная, солидная походка; насыщенный или «нервный» смех; беспристрастное, ничего не выражающее лицо (особенно в эмоционально напряженных ситуациях).
Особенности общения с Квадратом: продумайте весь ход дискуссии от начала до конца; оперируйте только цифрами и фактами; запланируйте, по крайней мере, несколько встреч для обсуждения вашего предложения, так как вряд ли он примет (изменит) решение с первого раза. Вы должны быть активным слушателем. Он — ведущим дискуссию. Первая встреча должна быть использована для выслушивания его аргументов. Во время второй встречи, используя его логику, стройте свою аргументацию. Предложите ему новые цифры и факты. Не пытайтесь обмануть Квадрата!
Треугольник
Внешний вид: отсутствие делового стиля; налицо всегда отдельные преимущественные импортные, дорогие предметы туалета. Ориентация на моду, элегантность.
Развитие навыков анализа и прогнозирования... + 29
Чувство меры во всем помогает избежать излишней пест-роты, несмотря на любовь к косметике и украшениям.
Речь: уверенность, решительность, стремление командовать всеми и всем распоряжаться по-своему, вспыльчивость, необузданность характера — все это находит отражение и в параметрах голоса, и в построении речи, и в ее лексике. Великолепно владеют голосом. Громкий, невысокий голос, быстрый темп речи и четкое произношение. Хорошие ораторы. Речь кратка, ясна и убедительна, пестрит глаголами, «суммами» и «процентами».
Язык тела: уверенная энергичная походка; плавность движений; широкие, выразительные жесты; плотно сжатые губы; пронзительный взгляд; властное рукопожатие; непроницаемая маска — если Треугольник не захочет, никто не узнает, что творится у него на душе в данный момент.
Особенности общения с Треугольниками: они способны быстро и точно анализировать ситуацию. Ориентируются на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Часто рискуют, бывают нетерпеливыми и нетерпимыми к тем, кто медлит с принятием решения. Поэтому заранее необходимо приготовить свой вариант решения с его четким и обоснованным доказательством. Треугольники с трудом признают свои ошибки. В связи с чем лучше строить беседу таким образом, чтобы наиболее верные решения были предложены именно ими. Часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему.
Прямоугольник
Временная форма личности, которую могут носить в те или иные периоды жизни другие более устойчивые фи-гуры. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас, и поэтому находящиеся в поиске лучшего положения. Причем эти изменения весьма значимы для человека, который в данный момент находится в «прямоугольном» состоянии. Такое состояние отражается во всех сферах жизни человека.
Внешний вид: на всем протяжении «прямоугольного» состояния «примеряет» одежду других форм (треугольника, круга и т.д.).
Речь: неустойчивая — он то прекрасный оратор, когда сядет на своего конька, то не может буквально двух слов связать. Зато часто и много задает вопросы.
30 • |
Глава 21
Язык тела: трудно поддается интерпретации. Часто это простое смешение паттернов поведения других более устойчивых форм. Кроме того, может меняться не только изо дня в день, но и в течение одной встречи и беседы по несколько раз.
Особенности общения: прямоугольнику просто необходимо общение с другими людьми. Но так как он представляет из себя «человека без стержня», люди не стремятся к контактам с ним. Это отражается на стиле его общения: он легко соглашается с мнением других, поддакивает, поддерживает, одобряет. Скорее всего, вовсе не потому, что действительно так думает, а лишь для того, чтобы сохранить контакт. В этом смысле он весьма ненадежный партнер, особенно в серьезных делах.
Тем не менее они смелы, любознательны и пытливы. Если ему предоставить возможность разобраться в чем-либо, собрать материал и т. п. — это будет гораздо продуктивнее, чем «принятое» им решение. Они открыты для новых идей. Необходимо учитывать, что они чрезвычайно доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулиро-вать, но до поры до времени. Надо не забывать, что это переходная (временная) форма!
Круг
Внешний вид: одевается неброско, но со вкусом (гармонично). То, что одето на него, всегда ему идет. Кроме того, весь его внешний вид соответствует ситуации и обстановке в целом.
Речь: спокойная, плавная. Создается впечатление, что он заранее готовился к беседе. Отлично подстраивается под тон и стиль собеседника. Может их с легкостью менять в течение беседы. Очень не любит изменений (вторжений) в сам процесс общения. Часто соглашается с собеседником, поддерживает ход его мысли, речь образная, последовательная.
Язык тела: невыделяющийся, также гармоничный со всей обстановкой. Движения немногочисленны. Каждое несет смысловую нагрузку, чаще всего это согласие, спокойствие, приглашение к сотрудничеству и совместным действиям. Хорошо «зеркалит» своего оппонента. Очень подвижны и информативны руки. Хотя жестов и не много. Лицо живое, подтверждающее расположение и стремление сохранить занятую изначально позицию.
развитие навыков анализа и прогнозирования... # 31
Особенности общения: главное то, что он всегда искрен-не заинтересован в хороших межличностных отношениях! Отличный слушатель, а потому и отменный коммуникатор. Высшая ценность для него — благополучие других. У Кругов высоко развита чувствительность и эмпатия. Они буквально «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика или обманщика, но слишком уж стараются всем угодить (направлены на людей, а не на дело). Часто избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Как правило, Круг всегда уступит первым.
Зигзаг
Самая уникальная из всех пяти фигур. Олицетворение креативности и творчества.
Внешний вид: любят экспериментировать и изобретать. Иногда кажется, что они одеты чудоковато и безвкусно, так как пытаются соединить в своем гардеробе вещи, которые другому кажутся абсолютно несоединимыми. Часто создают свой неповторимый стиль. Причем он также никогда не остается постоянным и неизменным. Повторить его стиль вам не удастся, так как его фактически и не существует. Постоянное изменение и экспериментирование. Создание новых образов и концепций — стиль истинного Зигзага.
Речь: остроумная и язвительная. Они несдержанны и экспрессивны («режут правду в глаза»). Любят использовать слэнговые элементы. В речи много междометий. Часто перескакивают с мысли на мысль. Иногда кажется, что они разговаривают сами с собой (не следят за мыслью собеседника). Стиль их мышления — синтетический.
Язык тела: экспрессия и постоянная изменчивость — вот их девиз. Движений много, они порывисты, резки, выразительны. С трудом удерживаются на одном месте. Во время общения стремятся к перемещениям и смене поз. Активная жестикуляция. Выразительная, часто слишком преувеличенная мимика. Все свои слова и чувства Стремятся проиллюстрировать движениями.
Каждая часть его тела и лица задействованы в каждый момент времени.
Особенности общения: не фиксируется на деталях; мысль «скачет» от А к Я. Его трудно понять. Он стремится
Т
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
к созданию нового и оригинального на основе абсолютно несходных, различных идей.
Это означает, что он будет стремиться, основываясь на множестве различных идей, выработать неожиданное (часто утопическое) решение. Причем реальность его воплощения и продуктивность, кажется, его не волнуют. Зигзаги часто заостряют конфликты, Стремятся к независимости и приписывании общих идей себе. Наивны, нереалистичны и непрактичны. Могут привнести в решение свои детали, которые полностью его разрушат, при этом, даже «завалив» дело, будут обижены на все, пусть и справедливые, упреки. Не слишком настойчивы в доведении дела до конца.
Упражнения
Упражнение «Выбор траектории» Цель:
• поведенческая психодиагностика форм личности на
основе предпочтения геометрических фигур.
Ведущий дает следующую инструкцию:
— У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.
Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пресекает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения. После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точ-
ки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия.
Упражнение «Психогеометрия» Цель:
• выявление индивидуально-типологических различий в
тренинговой группе.
Вариант 1.
Каждый участник тренинга получает по чистому листу бумаги — «Личную карточку». Группа делится на две равные подгруппы. Они строятся в два круга: внешний и внутренний. Внешний круг остается стоять на месте. Внутренний движется по часовой стрелке. Останавливаясь друг напротив друга, участники отмечают в «Личных карточках» тот психогеометрический тип (форму), который, по их мнению, соответствует данному участнику. Обозначать тип можно с помощью заглавных букв каждого типа (формы): К (квадрат), П (прямоугольник), Т (треугольник), Кр (круг), 3 (зигзаг). Все участники должны получить отметку от каждого из членов группы. Затем все должный сесть на свои места и подсчитать, какая из форм у него отмечена большее количество раз, т. е. выяснить, с какой из фигур он больше ассоциируется у своих товарищей.
При обсуждении упражнения необходимо выяснить следующее: согласны ли участники упражнения с той формой, которую для них определили товарищи (если нет, то какую форму они сами определяют для себя), и как (по каким критериям) участники определяли тип своих одно-группников. Кроме того, важны чувства, которые испытывали участники при его выполнении.
Вариант 2.
Участники тренинга получают по чистому листу бумаги. Перед ними стоит задача: определить тип людей, которые хорошо всем известны. Затем каждый говорит, какой тип он определил для того или иного человека и на чем основывался, делая такой вывод. Ведущий или заранее выбранный секретарь делают пометки: какой тип назы-вался наиболее часто для каждого из выбранных для определения людей. При обсуждении важно выделить чувства, которые испытывал каждый участник, вспоминая того или иного человека, и повлияло ли это на выбор фигуры для него.
v .V "
Обучение навыкам эффективного общения
Т 35
ГЛАВА 3.