Расширение диапазона информационных каналов общающихся
ВВЕДЕНИЕ
q 89 Суховершина Ю.В., Тихомирова Е,ПМ Скоромная Ю.Е.
Тренинг коммуникативной компетенции — М.: Академический Проект; Трикста, 2006. — 112 с. — (Информационные технологии).
ISBN 5-8291-0651-5 (Академический Проект)
ISBN 5-902358-71-Х (Трикста)
В настоящем пособии представлен набор методик (техник), упражнений и деловых игр, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков, а также методические рекомендации по их проведению. Они могут быть использованы в групповой психологической работе со студентами средних профессиональных и высших учебных заведений. Представленные материалы прошли апробацию в деятельности службы практической психологии Московского открытого социального университета.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и практических психологов.
Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Основная цель тренинговых занятий — развитие коммуникативной компетенции, так как на их основе происходит овладение специальными навыками делового общения.
Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.
Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:
а) коммуникативных способностей (развития пра
вильного использования средств коммуникации, культу
ры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и
др.), эмпатия, понимания;
б) способности осознавать и преодолевать коммуни
кативные барьеры.
Цель тренинга:повышение коммуникативной компетенции. Задачи:Обучение:
• анализу и прогнозированию поведения партнеров;
• навыкам установления делового контакта;
• навыкам эффективного общения.
Развитие:
• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;
• навыка целеполагания и планирования.
Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начинать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.
Введение
Введение
• 5
Такими групповыми правилами являются:
1. Правило равноценности. Нет статусных различий,
иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каж
дый несет ответственность как за свои решения, так и
за групповые.
2. Правило активности. От активности каждого члена
группы выигрывают все.
3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает,
а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом
меру доверительности устанавливает сам.
4. Обсуждению подлежит только то, что происходит
«здесь и сейчас».
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда
емая в группе и касающаяся «личных» жизненных ис
торий каждого, не выносится за пределы круга.
6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о
поведении, а не о личности. Анализ поведения детали
зировать по эпизодам, а не обобщать недифференциро
ванно.
Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.
Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:
1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников
группы для эффективной работы.
2. Основной — информирование о развиваемых умениях
и навыках, и собственно упражнения, направленные
на обучение, формирование и развитие данных качеств.
На этом этапе упражнения и деловые игры заканчива
ются, как правило, обсуждением и рефлексией.
3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс
казывание участников о своем актуальном состоянии,
осмысление проделанной работы, пожелания и пред
ложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание.
Целесообразно чередовать основные упражнения с пси
хогимнастическими для активизации работы, либо для
психологической и эмоциональной разрядки после основ
ных упражнений.
Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов»,
требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позволить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, отработка всех этапов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекватность выбранных свойств личности. При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть корректны.
Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каждый получил столько, «сколько смог унести»...
ГЛАВА 1.
Т
Глава 1
Расширение диапазона информационных...
Несоблюдение этих правил, нарушение границ личного пространства создает психологическую напряженность в отношениях.
Расстояние не только зависит от устойчивых характеристик личности, но может многое рассказать и о восприятии беседы партнерами по общению. Если мы неприятны собеседнику или он нас опасается, то он с самого начала садится «подальше». В ходе беседы он отстраняется, отодвигается, отклоняется назад, увеличивая расстояние в моменты возникновения аналогичных чувств или потери интереса. Когда контакт налаживается, тема становится интересной и приятной, то, напротив, человек придвигается, наклоняется, приближается к нам.
Можно заставить партнера подражать себе и это необходимо, если собеседник напряжен и насторожен, явно скрывает негативные мысли, свои возражения. В таком случае рекомендуется принять открытую позу, разжать руки. Через некоторое время партнер скорее сделает то же самое. При этом его настроение улучшится.
Во втором случае можно с улыбкой чуть приблизить корпус тела к партнеру и, слегка наклонив, голову, спросить его: «Я вижу, вы хотите возразить?» или «Какие у вас сомнения?», а затем откинуться на спинку стула. При этом в поле зрения партнера должна быть раскрытая ладонь. Выдержав паузу, вы вынудите партнера высказаться.
Вы заставите партнера разомкнуть сжатые руки и тем самым добьетесь изменения его состояния, предложив дотянуться до какого-нибудь предмета, например, документа, ручки.
Случается, что партнер, возражая, говорит неправду. При этом он иногда прячет руки или контролирует их положение. Выдать может взгляд, устремленный в сторону и вниз, иногда — почесывание века или оттягивание воротничка.
Порой человек владеет собой настолько, что говорит неправду, глядя вам в глаза. Его выдадут изломанные линии бровей, напряженные уголки губ, напряженный взгляд, старательно подобранные слова. Уловив «ложь», рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном корпуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!» Второй раз эффектно сказать неправду обычно не удается.
Упражнения
Упражнение «Пассажир» Цель:
• развитие навыков восприятия и понимания партнера
по общению.
Участники тренинга рассказывают, по каким показателям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и остальные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации.
Упражнение «Все мы особые» Цель:
• развитие наблюдательности.
Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.
Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.
Упражнение «Фото» Цель:
• изучение особенностей восприятия.
Упражнение может проходить в нескольких вариантах.
1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушате
лям портрет известного ему человека и просит описать
его внешность, дать психологический портрет, угадать
профессию.
Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, студенты приходят к выводу об индивидуальности восприятия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.
2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого
или другого известного человека, но представляет его
14
Глава 1
Расширение диапазона информационных...
аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать черты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие.
Упражнение «Биография» Цель:
• умение выделять главное с позиции другого человека.
Ведущий читает изложенную в виде тезисов биогра
фию или характеристику какого-нибудь разносторонне
развитого человека и просит студентов пересказать ее,
выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у
многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно,
значимо для каждого.
Упражнение «Информация» Цель:
• определить способность студентов ставить себя на
место партнера по общению, понять его чувства.
Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию.
«Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуждаются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации.
Упражнение «Брачные объявления» Цели:
• развитие способности к децентрации, объективному
восприятию партнера, умению анализировать;
• развитие воображения и речи.
Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.
Каждый студент получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.
Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.
Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.
«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».
В конце концов, с помощью уточняющих и побуждающих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.
Ход игры обсуждается и комментируется.
Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник - свеча; проигрыватель - пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн - вода.
Упражнение «Повтор» Цель:
• развитие наблюдательности студентов.
Несколько человек выходят за дверь, остальные — наблюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который несколько секунд смотрит на позу, занимает место показывающего и принимает то же положение. Затем входит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.
Упражнение «Настроение» Цель:
развитие наблюдательности и умения читать позы собеседника.
Т
Глава 1
Расширение диапазона информационных...
17
Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствующие их состоянию и настроению, которые партнер должен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы партнером до и после этого. Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе.
Упражнение «Подражание» Цель:
• показать значение подражания по позе и «отзеркали-
вания» для создания благоприятной атмосферы обще
ния.
Участники тренинга разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день.
У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и. перестать «отзерка-ливать» партнера.
Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ролями, и упражнение повторяется. Результат — впечатления, ощущения — обсуждается в группе.
Упражнение «Разжать кулаки» Цель:
• отработать прием, который позволяет добиться откро
венности собеседника.
Студенты располагаются парами за столами друг против друга.
Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить прием, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.
Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов» Цель:
• тренировка контроля над телодвижениями и выражением лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журнальных статей, не знакомых слушателям.
Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приобретения» книги и ее содержания.
Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:
1) походкой подошедшего к столу;
2) выражением его лица, когда он читает текст на кар
точке;
3) положением его рук, выражением лица и глаз во время
рассказа;
4) самообладанием и находчивостью при ответах на воп
росы.
Само содержание рассказа свидетельствует об эрудиции и воображении исполнителя, но в данном упражнении не оценивается.
Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнхгаузенов»: слушатели берут карточки с заданием рассказать о происшествиях, якобы случившихся с ними в действительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему именно на вас пал выбор».
Развитие навыков анализа и прогнозирования.,.
19
ГЛАВАХ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
Т
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
Упражнения
Упражнение «Что говорят глаза» Цель:
• исследование «информации», поступающей от взгля
да других людей, ее интерпретация.
Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоятельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мнению, «говорили» глаза партнера.
После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе] которого особо выделяются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что чувствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведении этого этапа упражнения.
В конце обсуждения участникам предлагается рассказать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.
Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни» Цель:
• исследование установления зрительного контакта в
повседневной жизни.
Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:
1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?
2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный кон
такт (записывают)?
3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы
получили важную для вас информацию от глаз собе
седника.
4. Как я использую зрительный контакт?
Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участника-
ми. Таким образом, появляется выработанный всей группой список (2-а столбца) причин использования и избегания зрительного контакта людьми. Самые интересные истории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.
Также группой можно определить способы, при помощи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.
Упражнение «Регистрация движения глаз» Цель:
• исследование процесса установления зрительного контакта с использованием метода структурирования. Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модальностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каждому участнику раздается по распечатке с таблицей, в которой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на плакате направления движения глаз, соответствующие разным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с другом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.
После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходимо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальностью восприятия информации.
Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики. Образец:
Движение глаз вверх и влево ХХХХХХ | Движение глаз вверх и вправо XXX |
Движение глаз вниз и влево хх | Движение глаз вниз и вправо ххххх |
26
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
Упражнение «Движения глаз» Цель:
• исследование смысла, который может стоять за движениями глаз.
Сначала ведущий находит добровольца из числа участников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.
Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.
Представьте, что вы на рынке.
Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, держит вас за руку.
Далее ведущий просит участников обсудить, что происходило с глазами человека, когда ему зачитывались различные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за движениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз,то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд устремлен вверх,то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разговора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действительно понимает, о чем идет речь.
Если вы хотите эффективно общаться с разными людьми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраиваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть равным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невербальными сигналами отсутствует противоречие. Это связано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, расположение и «доверие» подсознания того, с кем вы общаетесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытывают неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят правду или сообщают очень важную информацию.
В реальной жизни партнеры по общению зачастую нарушают конгруэнтность тем, что буквально разговаривают на «разных языках». Это происходит по причине отсутствия или игнорирования информации о ведущих репрезентативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинестетической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную проблему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупиковая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувствовать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и мотивировать подчиненного на эффективную работу, целесообразно воздействовать на него через его основную и ведущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы подойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчиненному сразу же сообразить, что от него требуется, и включиться в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подобные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для правильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об автомобильной катастрофе, необходимо опросить как можно больше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с помощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой сообщит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был Ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.
2-2. Типы личности в психогеометрическом подходе
Данный подход позволяет немедленно: определить тип личности интересующего вас человека; Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому человеку языке;
Глава
• составить сценарий поведения с каждым из типов лич^
ности в типичных ситуациях общения.
Точность диагностики с помощью психогеометрического теста — 85%.
По мнению авторов методики1, тип личности интересующего вас человека можно установить, просто наблюдая за его поведением. Чтобы облегчить задачу, авторы приводят систему особенностей поведения типичных представителей того или иного типа.
Квадрат
Внешний вид: консервативный, строгий стиль в одежде; обувь всегда начищена. Волосы аккуратно подстрижены, лицо у мужчин чисто выбрито, никаких украшений и ювелирных изделий. Предпочитают умеренные цвета: бор^ довый, серый, черный, коричневый. Во внешнем виде стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе профессиональной, социальной, возрастной и т. д.
Речь: организованность, логичность, последовательность мышления, ясно излагают свои идеи. Имеют пристрастие к фактам и деталям. Речь монотонна, эмоционально суха и холодна. Редко бывают хорошими ораторами, способными увлечь аудиторию.
Язык тела: скованная напряженная поза, точные, скупые жесты; движения целенаправленны, рассчитанны; медленная, солидная походка; насыщенный или «нервный» смех; беспристрастное, ничего не выражающее лицо (особенно в эмоционально напряженных ситуациях).
Особенности общения с Квадратом: продумайте весь ход дискуссии от начала до конца; оперируйте только цифрами и фактами; запланируйте, по крайней мере, несколько встреч для обсуждения вашего предложения, так как вряд ли он примет (изменит) решение с первого раза. Вы должны быть активным слушателем. Он — ведущим дискуссию. Первая встреча должна быть использована для выслушивания его аргументов. Во время второй встречи, используя его логику, стройте свою аргументацию. Предложите ему новые цифры и факты. Не пытайтесь обмануть Квадрата!
Треугольник
Внешний вид: отсутствие делового стиля; налицо всегда отдельные преимущественные импортные, дорогие предметы туалета. Ориентация на моду, элегантность.
Развитие навыков анализа и прогнозирования... + 29
Чувство меры во всем помогает избежать излишней пест-роты, несмотря на любовь к косметике и украшениям.
Речь: уверенность, решительность, стремление командовать всеми и всем распоряжаться по-своему, вспыльчивость, необузданность характера — все это находит отражение и в параметрах голоса, и в построении речи, и в ее лексике. Великолепно владеют голосом. Громкий, невысокий голос, быстрый темп речи и четкое произношение. Хорошие ораторы. Речь кратка, ясна и убедительна, пестрит глаголами, «суммами» и «процентами».
Язык тела: уверенная энергичная походка; плавность движений; широкие, выразительные жесты; плотно сжатые губы; пронзительный взгляд; властное рукопожатие; непроницаемая маска — если Треугольник не захочет, никто не узнает, что творится у него на душе в данный момент.
Особенности общения с Треугольниками: они способны быстро и точно анализировать ситуацию. Ориентируются на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Часто рискуют, бывают нетерпеливыми и нетерпимыми к тем, кто медлит с принятием решения. Поэтому заранее необходимо приготовить свой вариант решения с его четким и обоснованным доказательством. Треугольники с трудом признают свои ошибки. В связи с чем лучше строить беседу таким образом, чтобы наиболее верные решения были предложены именно ими. Часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему.
Прямоугольник
Временная форма личности, которую могут носить в те или иные периоды жизни другие более устойчивые фи-гуры. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас, и поэтому находящиеся в поиске лучшего положения. Причем эти изменения весьма значимы для человека, который в данный момент находится в «прямоугольном» состоянии. Такое состояние отражается во всех сферах жизни человека.
Внешний вид: на всем протяжении «прямоугольного» состояния «примеряет» одежду других форм (треугольника, круга и т.д.).
Речь: неустойчивая — он то прекрасный оратор, когда сядет на своего конька, то не может буквально двух слов связать. Зато часто и много задает вопросы.
30 • |
Глава 21
Язык тела: трудно поддается интерпретации. Часто это простое смешение паттернов поведения других более устойчивых форм. Кроме того, может меняться не только изо дня в день, но и в течение одной встречи и беседы по несколько раз.
Особенности общения: прямоугольнику просто необходимо общение с другими людьми. Но так как он представляет из себя «человека без стержня», люди не стремятся к контактам с ним. Это отражается на стиле его общения: он легко соглашается с мнением других, поддакивает, поддерживает, одобряет. Скорее всего, вовсе не потому, что действительно так думает, а лишь для того, чтобы сохранить контакт. В этом смысле он весьма ненадежный партнер, особенно в серьезных делах.
Тем не менее они смелы, любознательны и пытливы. Если ему предоставить возможность разобраться в чем-либо, собрать материал и т. п. — это будет гораздо продуктивнее, чем «принятое» им решение. Они открыты для новых идей. Необходимо учитывать, что они чрезвычайно доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулиро-вать, но до поры до времени. Надо не забывать, что это переходная (временная) форма!
Круг
Внешний вид: одевается неброско, но со вкусом (гармонично). То, что одето на него, всегда ему идет. Кроме того, весь его внешний вид соответствует ситуации и обстановке в целом.
Речь: спокойная, плавная. Создается впечатление, что он заранее готовился к беседе. Отлично подстраивается под тон и стиль собеседника. Может их с легкостью менять в течение беседы. Очень не любит изменений (вторжений) в сам процесс общения. Часто соглашается с собеседником, поддерживает ход его мысли, речь образная, последовательная.
Язык тела: невыделяющийся, также гармоничный со всей обстановкой. Движения немногочисленны. Каждое несет смысловую нагрузку, чаще всего это согласие, спокойствие, приглашение к сотрудничеству и совместным действиям. Хорошо «зеркалит» своего оппонента. Очень подвижны и информативны руки. Хотя жестов и не много. Лицо живое, подтверждающее расположение и стремление сохранить занятую изначально позицию.
развитие навыков анализа и прогнозирования... # 31
Особенности общения: главное то, что он всегда искрен-не заинтересован в хороших межличностных отношениях! Отличный слушатель, а потому и отменный коммуникатор. Высшая ценность для него — благополучие других. У Кругов высоко развита чувствительность и эмпатия. Они буквально «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика или обманщика, но слишком уж стараются всем угодить (направлены на людей, а не на дело). Часто избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Как правило, Круг всегда уступит первым.
Зигзаг
Самая уникальная из всех пяти фигур. Олицетворение креативности и творчества.
Внешний вид: любят экспериментировать и изобретать. Иногда кажется, что они одеты чудоковато и безвкусно, так как пытаются соединить в своем гардеробе вещи, которые другому кажутся абсолютно несоединимыми. Часто создают свой неповторимый стиль. Причем он также никогда не остается постоянным и неизменным. Повторить его стиль вам не удастся, так как его фактически и не существует. Постоянное изменение и экспериментирование. Создание новых образов и концепций — стиль истинного Зигзага.
Речь: остроумная и язвительная. Они несдержанны и экспрессивны («режут правду в глаза»). Любят использовать слэнговые элементы. В речи много междометий. Часто перескакивают с мысли на мысль. Иногда кажется, что они разговаривают сами с собой (не следят за мыслью собеседника). Стиль их мышления — синтетический.
Язык тела: экспрессия и постоянная изменчивость — вот их девиз. Движений много, они порывисты, резки, выразительны. С трудом удерживаются на одном месте. Во время общения стремятся к перемещениям и смене поз. Активная жестикуляция. Выразительная, часто слишком преувеличенная мимика. Все свои слова и чувства Стремятся проиллюстрировать движениями.
Каждая часть его тела и лица задействованы в каждый момент времени.
Особенности общения: не фиксируется на деталях; мысль «скачет» от А к Я. Его трудно понять. Он стремится
Т
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
к созданию нового и оригинального на основе абсолютно несходных, различных идей.
Это означает, что он будет стремиться, основываясь на множестве различных идей, выработать неожиданное (часто утопическое) решение. Причем реальность его воплощения и продуктивность, кажется, его не волнуют. Зигзаги часто заостряют конфликты, Стремятся к независимости и приписывании общих идей себе. Наивны, нереалистичны и непрактичны. Могут привнести в решение свои детали, которые полностью его разрушат, при этом, даже «завалив» дело, будут обижены на все, пусть и справедливые, упреки. Не слишком настойчивы в доведении дела до конца.
Упражнения
Упражнение «Выбор траектории» Цель:
• поведенческая психодиагностика форм личности на
основе предпочтения геометрических фигур.
Ведущий дает следующую инструкцию:
— У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.
Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пресекает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения. После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точ-
ки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия.
Упражнение «Психогеометрия» Цель:
• выявление индивидуально-типологических различий в
тренинговой группе.
Вариант 1.
Каждый участник тренинга получает по чистому листу бумаги — «Личную карточку». Группа делится на две равные подгруппы. Они строятся в два круга: внешний и внутренний. Внешний круг остается стоять на месте. Внутренний дви