Расширение диапазона информационных каналов общающихся

ВВЕДЕНИЕ



q 89 Суховершина Ю.В., Тихомирова Е,ПМ Скоромная Ю.Е.

Тренинг коммуникативной компетенции — М.: Акаде­мический Проект; Трикста, 2006. — 112 с. — (Инфор­мационные технологии).

ISBN 5-8291-0651-5 (Академический Проект)

ISBN 5-902358-71-Х (Трикста)

В настоящем пособии представлен набор методик (тех­ник), упражнений и деловых игр, направленных на форми­рование коммуникативных умений и навыков, а также ме­тодические рекомендации по их проведению. Они могут быть использованы в групповой психологической работе со студентами средних профессиональных и высших учеб­ных заведений. Представленные материалы прошли апро­бацию в деятельности службы практической психологии Московского открытого социального университета.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и практических психологов.



Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, уме­ний и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.

Основная цель тренинговых занятий — развитие ком­муникативной компетенции, так как на их основе происхо­дит овладение специальными навыками делового общения.

Универсальные коммуникативные навыки обеспечива­ют психологическое взаимодействие людей в процессе дви­жения к общей цели. Они являются общечеловеческой цен­ностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и раз­вить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.

Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:

а) коммуникативных способностей (развития пра­
вильного использования средств коммуникации, культу­
ры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и
др.), эмпатия, понимания;

б) способности осознавать и преодолевать коммуни­
кативные барьеры.

Цель тренинга:повышение коммуникативной компе­тенции. Задачи:Обучение:

• анализу и прогнозированию поведения партнеров;

• навыкам установления делового контакта;

• навыкам эффективного общения.
Развитие:

• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;

• навыка целеполагания и планирования.

Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начи­нать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.




Введение

Введение

• 5



расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru Такими групповыми правилами являются:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий,
иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каж­
дый несет ответственность как за свои решения, так и
за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена
группы выигрывают все.

3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает,
а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом
меру доверительности устанавливает сам.

4. Обсуждению подлежит только то, что происходит
«здесь и сейчас».

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда­
емая в группе и касающаяся «личных» жизненных ис­
торий каждого, не выносится за пределы круга.

6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о
поведении, а не о личности. Анализ поведения детали­
зировать по эпизодам, а не обобщать недифференциро­
ванно.

Соблюдение этих норм (правил) необходимо для дости­жения цели тренинга и создания комфортной психологи­ческой атмосферы.

Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:

1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников
группы для эффективной работы.

2. Основной — информирование о развиваемых умениях
и навыках, и собственно упражнения, направленные
на обучение, формирование и развитие данных качеств.
На этом этапе упражнения и деловые игры заканчива­
ются, как правило, обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс­
казывание участников о своем актуальном состоянии,
осмысление проделанной работы, пожелания и пред­
ложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание.
Целесообразно чередовать основные упражнения с пси­
хогимнастическими для активизации работы, либо для
психологической и эмоциональной разрядки после основ­
ных упражнений.

Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов»,

требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позво­лить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит та­ким образом, что каждый по очереди является руководи­телем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуж­дения является скорость обсуждения, отработка всех эта­пов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекват­ность выбранных свойств личности. При сборе «чемода­нов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно испра­вить, формулировки должны быть корректны.

Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каж­дый получил столько, «сколько смог унести»...

ГЛАВА 1.

Т

Глава 1

Расширение диапазона информационных...




расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru Несоблюдение этих правил, нарушение границ лично­го пространства создает психологическую напряженность в отношениях.

Расстояние не только зависит от устойчивых характе­ристик личности, но может многое рассказать и о воспри­ятии беседы партнерами по общению. Если мы неприят­ны собеседнику или он нас опасается, то он с самого нача­ла садится «подальше». В ходе беседы он отстраняется, отодвигается, отклоняется назад, увеличивая расстояние в моменты возникновения аналогичных чувств или поте­ри интереса. Когда контакт налаживается, тема стано­вится интересной и приятной, то, напротив, человек при­двигается, наклоняется, приближается к нам.

Можно заставить партнера подражать себе и это необ­ходимо, если собеседник напряжен и насторожен, явно скрывает негативные мысли, свои возражения. В таком случае рекомендуется принять открытую позу, разжать руки. Через некоторое время партнер скорее сделает то же самое. При этом его настроение улучшится.

Во втором случае можно с улыбкой чуть приблизить корпус тела к партнеру и, слегка наклонив, голову, спро­сить его: «Я вижу, вы хотите возразить?» или «Какие у вас сомнения?», а затем откинуться на спинку стула. При этом в поле зрения партнера должна быть раскрытая ладонь. Выдержав паузу, вы вынудите партнера высказаться.

Вы заставите партнера разомкнуть сжатые руки и тем самым добьетесь изменения его состояния, предложив дотянуться до какого-нибудь предмета, например, доку­мента, ручки.

Случается, что партнер, возражая, говорит неправду. При этом он иногда прячет руки или контролирует их положе­ние. Выдать может взгляд, устремленный в сторону и вниз, иногда — почесывание века или оттягивание воротничка.

Порой человек владеет собой настолько, что говорит неправду, глядя вам в глаза. Его выдадут изломанные ли­нии бровей, напряженные уголки губ, напряженный взгляд, старательно подобранные слова. Уловив «ложь», рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном кор­пуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его: «Повто­рите, пожалуйста, что вы сказали!» Второй раз эффектно сказать неправду обычно не удается.

Упражнения

Упражнение «Пассажир» Цель:

• развитие навыков восприятия и понимания партнера
по общению.

Участники тренинга рассказывают, по каким показа­телям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и осталь­ные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации.

Упражнение «Все мы особые» Цель:

• развитие наблюдательности.

Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смот­рят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в обста­новке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.

Упражнение «Фото» Цель:

• изучение особенностей восприятия.
Упражнение может проходить в нескольких вариантах.

1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушате­
лям портрет известного ему человека и просит описать
его внешность, дать психологический портрет, угадать
профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, сту­денты приходят к выводу об индивидуальности восприя­тия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого
или другого известного человека, но представляет его

14

Глава 1

Расширение диапазона информационных...




расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать чер­ты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие.

Упражнение «Биография» Цель:

• умение выделять главное с позиции другого человека.
Ведущий читает изложенную в виде тезисов биогра­
фию или характеристику какого-нибудь разносторонне
развитого человека и просит студентов пересказать ее,
выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у
многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно,
значимо для каждого.

Упражнение «Информация» Цель:

• определить способность студентов ставить себя на
место партнера по общению, понять его чувства.
Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию.

«Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуж­даются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации.

Упражнение «Брачные объявления» Цели:

• развитие способности к децентрации, объективному
восприятию партнера, умению анализировать;

• развитие воображения и речи.

Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.

Каждый студент получает карточку с названием како­го-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.

Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые харак­терные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявле­ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось най­ти те главные черты предмета и его «половины», сочета­ние которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходи­мо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».

В конце концов, с помощью уточняющих и побуждаю­щих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник - свеча; проигрыватель - пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн - вода.

Упражнение «Повтор» Цель:

• развитие наблюдательности студентов.

Несколько человек выходят за дверь, остальные — на­блюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который не­сколько секунд смотрит на позу, занимает место показы­вающего и принимает то же положение. Затем входит сле­дующий слушатель, и все повторяется снова. Когда после­дний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.

Упражнение «Настроение» Цель:

развитие наблюдательности и умения читать позы со­беседника.

Т

Глава 1

Расширение диапазона информационных...

17



Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствую­щие их состоянию и настроению, которые партнер дол­жен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно срав­нить толкование позы партнером до и после этого. Резуль­тат выполнения упражнения обсуждается в группе. Вы­ясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе.

Упражнение «Подражание» Цель:

• показать значение подражания по позе и «отзеркали-
вания» для создания благоприятной атмосферы обще­
ния.

Участники тренинга разбиваются на пары. Первые но­мера начинают рассказывать вторым о том, как они прове­ли вчерашний день.

У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и. перестать «отзерка-ливать» партнера.

Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ро­лями, и упражнение повторяется. Результат — впечатле­ния, ощущения — обсуждается в группе.

Упражнение «Разжать кулаки» Цель:

• отработать прием, который позволяет добиться откро­
венности собеседника.

Студенты располагаются парами за столами друг про­тив друга.

Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить при­ем, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напря­женного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.

Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов» Цель:

• тренировка контроля над телодвижениями и выраже­нием лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журналь­ных статей, не знакомых слушателям.

Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приоб­ретения» книги и ее содержания.

Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:

1) походкой подошедшего к столу;

2) выражением его лица, когда он читает текст на кар­
точке;

3) положением его рук, выражением лица и глаз во время
рассказа;

4) самообладанием и находчивостью при ответах на воп­
росы.

Само содержание рассказа свидетельствует об эруди­ции и воображении исполнителя, но в данном упражне­нии не оценивается.

Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнх­гаузенов»: слушатели берут карточки с заданием расска­зать о происшествиях, якобы случившихся с ними в дей­ствительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему имен­но на вас пал выбор».

Развитие навыков анализа и прогнозирования.,.

19



расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru ГЛАВАХ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА

Т

Глава 2

Развитие навыков анализа и прогнозирования...




Упражнения

Упражнение «Что говорят глаза» Цель:

• исследование «информации», поступающей от взгля­
да других людей, ее интерпретация.

Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоя­тельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мне­нию, «говорили» глаза партнера.

После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе] которого особо выделяются два аспекта: процесс выполне­ния упражнения (как участники его выполняли и что чув­ствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведе­нии этого этапа упражнения.

В конце обсуждения участникам предлагается расска­зать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни» Цель:

• исследование установления зрительного контакта в
повседневной жизни.

Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:

1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?

2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный кон­
такт (записывают)?

3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы
получили важную для вас информацию от глаз собе­
седника.

4. Как я использую зрительный контакт?

Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участника-

ми. Таким образом, появляется выработанный всей груп­пой список (2-а столбца) причин использования и избега­ния зрительного контакта людьми. Самые интересные ис­тории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.

Также группой можно определить способы, при помо­щи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.

Упражнение «Регистрация движения глаз» Цель:

• исследование процесса установления зрительного кон­такта с использованием метода структурирования. Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модаль­ностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каж­дому участнику раздается по распечатке с таблицей, в ко­торой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на пла­кате направления движения глаз, соответствующие раз­ным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с дру­гом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направ­ление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.

После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходи­мо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальнос­тью восприятия информации.

Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики. Образец:

Движение глаз вверх и влево ХХХХХХ Движение глаз вверх и вправо XXX
Движение глаз вниз и влево хх Движение глаз вниз и вправо ххххх

26

Глава 2

Развитие навыков анализа и прогнозирования...




Упражнение «Движения глаз» Цель:

• исследование смысла, который может стоять за дви­жениями глаз.

Сначала ведущий находит добровольца из числа участ­ников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.

Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.

Представьте, что вы на рынке.

Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, дер­жит вас за руку.

Далее ведущий просит участников обсудить, что про­исходило с глазами человека, когда ему зачитывались раз­личные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за дви­жениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз,то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд уст­ремлен вверх,то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разго­вора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действитель­но понимает, о чем идет речь.

Если вы хотите эффективно общаться с разными людь­ми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраи­ваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть рав­ным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невер­бальными сигналами отсутствует противоречие. Это свя­зано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, рас­положение и «доверие» подсознания того, с кем вы обща­етесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытыва­ют неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят прав­ду или сообщают очень важную информацию.

В реальной жизни партнеры по общению зачастую на­рушают конгруэнтность тем, что буквально разговарива­ют на «разных языках». Это происходит по причине отсут­ствия или игнорирования информации о ведущих репрезен­тативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинесте­тической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную про­блему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупико­вая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувство­вать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и моти­вировать подчиненного на эффективную работу, целесо­образно воздействовать на него через его основную и ве­дущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы по­дойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчи­ненному сразу же сообразить, что от него требуется, и вклю­читься в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подоб­ные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для пра­вильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об авто­мобильной катастрофе, необходимо опросить как можно боль­ше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с по­мощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой со­общит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был Ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.

2-2. Типы личности в психогеометрическом подходе

Данный подход позволяет немедленно: определить тип личности интересующего вас человека; Дать подробную характеристику личных качеств и осо­бенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому человеку языке;


Глава

расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru • составить сценарий поведения с каждым из типов лич^

ности в типичных ситуациях общения.

Точность диагностики с помощью психогеометричес­кого теста — 85%.

По мнению авторов методики1, тип личности интере­сующего вас человека можно установить, просто наблю­дая за его поведением. Чтобы облегчить задачу, авторы приводят систему особенностей поведения типичных представителей того или иного типа.

Квадрат

Внешний вид: консервативный, строгий стиль в одеж­де; обувь всегда начищена. Волосы аккуратно подстриже­ны, лицо у мужчин чисто выбрито, никаких украшений и ювелирных изделий. Предпочитают умеренные цвета: бор^ довый, серый, черный, коричневый. Во внешнем виде стре­мятся подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе профессиональной, социальной, возрастной и т. д.

Речь: организованность, логичность, последователь­ность мышления, ясно излагают свои идеи. Имеют при­страстие к фактам и деталям. Речь монотонна, эмоцио­нально суха и холодна. Редко бывают хорошими оратора­ми, способными увлечь аудиторию.

Язык тела: скованная напряженная поза, точные, ску­пые жесты; движения целенаправленны, рассчитанны; медленная, солидная походка; насыщенный или «не­рвный» смех; беспристрастное, ничего не выражающее лицо (особенно в эмоционально напряженных ситуациях).

Особенности общения с Квадратом: продумайте весь ход дискуссии от начала до конца; оперируйте только циф­рами и фактами; запланируйте, по крайней мере, несколь­ко встреч для обсуждения вашего предложения, так как вряд ли он примет (изменит) решение с первого раза. Вы долж­ны быть активным слушателем. Он — ведущим дискуссию. Первая встреча должна быть использована для выслушива­ния его аргументов. Во время второй встречи, используя его логику, стройте свою аргументацию. Предложите ему новые цифры и факты. Не пытайтесь обмануть Квадрата!

Треугольник

Внешний вид: отсутствие делового стиля; налицо все­гда отдельные преимущественные импортные, дорогие предметы туалета. Ориентация на моду, элегантность.

Развитие навыков анализа и прогнозирования... + 29

Чувство меры во всем помогает избежать излишней пест-роты, несмотря на любовь к косметике и украшениям.

Речь: уверенность, решительность, стремление коман­довать всеми и всем распоряжаться по-своему, вспыльчи­вость, необузданность характера — все это находит отра­жение и в параметрах голоса, и в построении речи, и в ее лексике. Великолепно владеют голосом. Громкий, невы­сокий голос, быстрый темп речи и четкое произношение. Хорошие ораторы. Речь кратка, ясна и убедительна, пест­рит глаголами, «суммами» и «процентами».

Язык тела: уверенная энергичная походка; плавность движений; широкие, выразительные жесты; плотно сжа­тые губы; пронзительный взгляд; властное рукопожатие; непроницаемая маска — если Треугольник не захочет, ник­то не узнает, что творится у него на душе в данный момент.

Особенности общения с Треугольниками: они способ­ны быстро и точно анализировать ситуацию. Ориентируют­ся на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Часто рис­куют, бывают нетерпеливыми и нетерпимыми к тем, кто мед­лит с принятием решения. Поэтому заранее необходимо приготовить свой вариант решения с его четким и обосно­ванным доказательством. Треугольники с трудом признают свои ошибки. В связи с чем лучше строить беседу таким об­разом, чтобы наиболее верные решения были предложены именно ими. Часто бывают категоричны, не признают воз­ражений и в большинстве случаев поступают по-своему.

Прямоугольник

Временная форма личности, которую могут носить в те или иные периоды жизни другие более устойчивые фи-гуры. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас, и поэтому находящиеся в поиске лучшего положения. Причем эти изменения весьма зна­чимы для человека, который в данный момент находится в «прямоугольном» состоянии. Такое состояние отражает­ся во всех сферах жизни человека.

Внешний вид: на всем протяжении «прямоугольного» состояния «примеряет» одежду других форм (треугольни­ка, круга и т.д.).

Речь: неустойчивая — он то прекрасный оратор, когда сядет на своего конька, то не может буквально двух слов связать. Зато часто и много задает вопросы.


30 •

Глава 21

расширение диапазона информационных каналов общающихся - student2.ru Язык тела: трудно поддается интерпретации. Часто это простое смешение паттернов поведения других более устой­чивых форм. Кроме того, может меняться не только изо дня в день, но и в течение одной встречи и беседы по несколько раз.

Особенности общения: прямоугольнику просто необ­ходимо общение с другими людьми. Но так как он пред­ставляет из себя «человека без стержня», люди не стре­мятся к контактам с ним. Это отражается на стиле его общения: он легко соглашается с мнением других, подда­кивает, поддерживает, одобряет. Скорее всего, вовсе не потому, что действительно так думает, а лишь для того, чтобы сохранить контакт. В этом смысле он весьма нена­дежный партнер, особенно в серьезных делах.

Тем не менее они смелы, любознательны и пытливы. Если ему предоставить возможность разобраться в чем-либо, собрать материал и т. п. — это будет гораздо продук­тивнее, чем «принятое» им решение. Они открыты для новых идей. Необходимо учитывать, что они чрезвычайно доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулиро-вать, но до поры до времени. Надо не забывать, что это переходная (временная) форма!

Круг

Внешний вид: одевается неброско, но со вкусом (гар­монично). То, что одето на него, всегда ему идет. Кроме того, весь его внешний вид соответствует ситуации и об­становке в целом.

Речь: спокойная, плавная. Создается впечатление, что он заранее готовился к беседе. Отлично подстраивается под тон и стиль собеседника. Может их с легкостью ме­нять в течение беседы. Очень не любит изменений (вторжений) в сам процесс общения. Часто соглашается с собеседником, поддерживает ход его мысли, речь образ­ная, последовательная.

Язык тела: невыделяющийся, также гармоничный со всей обстановкой. Движения немногочисленны. Каждое несет смысловую нагрузку, чаще всего это согласие, спо­койствие, приглашение к сотрудничеству и совместным действиям. Хорошо «зеркалит» своего оппонента. Очень подвижны и информативны руки. Хотя жестов и не мно­го. Лицо живое, подтверждающее расположение и стрем­ление сохранить занятую изначально позицию.

развитие навыков анализа и прогнозирования... # 31

Особенности общения: главное то, что он всегда искрен-не заинтересован в хороших межличностных отношениях! Отличный слушатель, а потому и отменный коммуникатор. Высшая ценность для него — благополучие других. У Кругов высоко развита чувствительность и эмпатия. Они букваль­но «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика или обманщика, но слишком уж стараются всем угодить (направлены на людей, а не на дело). Часто избегают занимать твердую позицию и принимать непопу­лярные решения. Как правило, Круг всегда уступит первым.

Зигзаг

Самая уникальная из всех пяти фигур. Олицетворение креативности и творчества.

Внешний вид: любят экспериментировать и изобре­тать. Иногда кажется, что они одеты чудоковато и безвкус­но, так как пытаются соединить в своем гардеробе вещи, которые другому кажутся абсолютно несоединимыми. Часто создают свой неповторимый стиль. Причем он так­же никогда не остается постоянным и неизменным. По­вторить его стиль вам не удастся, так как его фактически и не существует. Постоянное изменение и эксперимен­тирование. Создание новых образов и концепций — стиль истинного Зигзага.

Речь: остроумная и язвительная. Они несдержанны и экспрессивны («режут правду в глаза»). Любят использо­вать слэнговые элементы. В речи много междометий. Ча­сто перескакивают с мысли на мысль. Иногда кажется, что они разговаривают сами с собой (не следят за мыслью собеседника). Стиль их мышления — синтетический.

Язык тела: экспрессия и постоянная изменчивость — вот их девиз. Движений много, они порывисты, резки, выразительны. С трудом удерживаются на одном месте. Во время общения стремятся к перемещениям и смене поз. Активная жестикуляция. Выразительная, часто слиш­ком преувеличенная мимика. Все свои слова и чувства Стремятся проиллюстрировать движениями.

Каждая часть его тела и лица задействованы в каждый момент времени.

Особенности общения: не фиксируется на деталях; мысль «скачет» от А к Я. Его трудно понять. Он стремится

Т

Глава 2

Развитие навыков анализа и прогнозирования...




к созданию нового и оригинального на основе абсолютно несходных, различных идей.

Это означает, что он будет стремиться, основываясь на множестве различных идей, выработать неожиданное (час­то утопическое) решение. Причем реальность его воплоще­ния и продуктивность, кажется, его не волнуют. Зигзаги ча­сто заостряют конфликты, Стремятся к независимости и при­писывании общих идей себе. Наивны, нереалистичны и непрактичны. Могут привнести в решение свои детали, ко­торые полностью его разрушат, при этом, даже «завалив» дело, будут обижены на все, пусть и справедливые, упреки. Не слишком настойчивы в доведении дела до конца.

Упражнения

Упражнение «Выбор траектории» Цель:

• поведенческая психодиагностика форм личности на

основе предпочтения геометрических фигур.

Ведущий дает следующую инструкцию:

— У многих людей есть привычка, размышляя над ре­шением какой-либо сложной задачи, двигаться по замк­нутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то пред­почитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встреча­ются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько ми­нут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать раз­меры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пре­секает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ве­дущий предлагает участникам группы разделиться: «кру­ги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения. После пятиминутного обсужде­ния каждая группа представляет свое обоснование сде­ланного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарак­теризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точ-

ки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия.

Упражнение «Психогеометрия» Цель:

• выявление индивидуально-типологических различий в

тренинговой группе.

Вариант 1.

Каждый участник тренинга получает по чистому лис­ту бумаги — «Личную карточку». Группа делится на две равные подгруппы. Они строятся в два круга: внешний и внутренний. Внешний круг остается стоять на месте. Внут­ренний дви

Наши рекомендации