Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)
Подгруппа «Задержанное развитие»
Варианты Задержанного развития Показатели развития | Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) | Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) |
Внешний вид, специфика поведения | Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный, грацильныи | Выглядит как и при гармоническом инфанти лизме, но могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности) |
Особенности латерализа-ции (доминирование парных органов чувств, рук, ног) | Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерали-зация, так и наблюдаться знаки левшества | Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний |
Темповые характеристики деятельности, работоспособность | Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособ ность во всем, что не касается игровой деятель ности | Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: все зави сит от характера задания |
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) | Регуляторные функции сформированы недостаточно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития | Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития. |
Адекватность | Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием | Достаточная |
Критичность | Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием | Достаточная, но может быть несколько снижена |
Обучаемость | Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием | Достаточная по возрасту |
Развитие когнитивной сферы | Соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребенок | Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (являться условно нормативной и соответствовать паспортному возрасту) |
Игровая деятельность | Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют показателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизического развития) | В игре более выражены (по сравнению с темпово задержанным типом развития) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соответствуют возрасту ребенка. В играх, как правило, старается занять ведущие позиции, может быть эмоционально неуравновешен |
Особенности эмоционально-личностного развития | Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен | В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Дети могут быть капризны, упрямы в связи с некоторой аффективной неустойчивостью. Самооценка, как правило, несколько завышена, в основном за счет снижения критичности |
Необходимая развивающе-коррекционная работа | Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Развитие, в первую очередь, произвольной регуляции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации | Преимущественно коррекционная работа, развивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффективной сферы (гармонизация базовых аффективных составляющих, «выравнивание» их в соответствии с возрастными требованиями). Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации |
Другие специалисты, необходимые ребенку | В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизно-шения | Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматических заболеваний - профильный специалист |
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием.
Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)