Проблема метода в психологии.
Метод науки может пониматься в широком смысле как характерный для данной науки способ познания ее предмета или в узком смысле как определенный способ организации исследовательских процедур.
Выявлено, что метод в психологии имеет уровневое строение. Могут быть выделены, по крайней мере, три уровня: уровень "идей" (идеологический), уровень "содержаний" (предметный), уровень "техник" (процедурный). В зависимости от того, на каком уровне раскрывается метод, он выступает существенно по-разному.
Понятно, что на высшем уровне метод имеет "идеологические" характеристики(например, структурная интроспекция или объективное функциональное наблюдение). На этом уровне определяется идея метода и основная ориентация исследования. Если идея метода (внутреннее восприятие или, к примеру, объективный эксперимент) определяется пониманием предмета науки, то ориентация задается соответствующей базовой категорией (структурная, функциональная и т.д.). На этом уровне метод выступает как нормативный, определяющийся базовой категорией (или их сочетанием).
На втором уровне ("содержаний") проявляется "теоретичность" метода, т.е. интимная связь с теорией (конкретным научным содержанием). Для раскрытия этого уровня метода определяющее значение имеет моделирующее представление. На этом уровне метод выступает скорее как дескриптивный. На этом уровне проявляется реальное соотношение предмета исследования и моделирующих представлений.
На третьем ("техническом") уровне метод может быть описан через совокупность приемов и операций, его составляющих. Для понимания этого уровня значимо моделирующее представление и ориентация на тот или иной тип объяснения (Мазилов В.А.)
Проблемы метода в психологии:
Литература для чтения:
1. Панферов, В. Н. Методологические основы и проблемы психологии:учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. А. Безгодова, В. Н. Панферов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. —С.122-125.
2. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. М., 2005
3. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
4. Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1(тематический выпуск)
5. Мазилов В.А. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: новые перспективы // СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т.2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, 2005 – С. 17-27 Режим доступа: http://psihdocs.ru/yaroslavle-2005.html
6. Мазилов В.А. О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т.2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, 2005 – С. 27-43 – Режим доступа: 7 http://psihdocs.ru/yaroslavle-2005.html
7. Труды Ярославского методологическо го семинара. Т. 3: Метод в психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль: МАПН, 2005.
8. ЮревичА.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. №5 . С. 5-18.
9. Янчук В.А, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНО- ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ http://www.yanchukvladimir.com/docs/Methodology/PsyMethod%202007.pdf
Задание по статье Янчука В.А. и Мазилова В.А,: Создать список контрольных вопросов по статье и дать краткие ответы на них (выполняется в письменном виде).
Примеры классификации методов
Задание:
Составить схемы классификации методов 1) Психологии личности 2) Социальной психологии; 2.1)Психологии труда и экономической психологии.