Структура современного научного знания. Место психологии в структуре наук.
Одна из первых классификаций наук была создана Платоном Центральное место в его классификации занимал человек, в частности структура его познавательных способностей
1Диалектика — ум как искусство соображения
2Физика — чувственное познание восприятие
3Этика — воля и стремление
В системе наук разработанной Гегелем, психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа
•субъективный дух — переходит в форму индивидуального сознания;
•антропология — проявление естественно-душевного;
•феноменология — сознание, проявляющееся во внешнем действии,
•психология — духовная субстанция — мыслящая и воплощающая содержание
(Максименко 1999)
В XIX в большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная О Контом (закон трех стадий развития науки О.Конта). В ней места для психологии отведено не было. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще позитивной наукой, а находится на метафизической ступени. Для первой половины XIX в. эта констатация была справедливой, так как психология в это время занимала место между биологическими и социальными науками (Общая психология, 2002)
И только в конце XIX в. психология заняла свое место в системе наук. В основе такого решения лежала очевидная истина, психология является одним из аспектов познания.
В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, предложенная отечественным философом и методологом науки Б. М. Кедровым. Он выделяет два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление). Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные и гуманитарные науки, последние подразделяются на социальные и философские. Таким образом Б.М Кедровым были выделены три главных раздела научного знания, каждый из
которых представляет комплекс наук. Эта классификация имеет нелинейный характер и представлена в виде «треугольника наук», который отражает многоплановость связей между науками обусловленных их предметной близостью (см. рис. 4) (Гриншпун, 1994) Связи между науками подчиняются
1)принципу субординации развития от низшего к высшему уровню
2)принципу объективности, так как науки должны располагаться точно так же, как связаны между собой предметы их исследования,
3)законам развития науки и знаний, которые они вырабатывают.
Следовательно, согласно классификации Б М Кедрова, психология имеет тесные связи и занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития Такое положение психологии обусловлено реальной близостью предмета и методов каждой из названных наук к предмету и методам психологии которые сориентированы в зависимости от задач в сторону одной из вершин треугольника.
Б.М Кедров, уточняя положение психологии в системе наук, подчеркивает что психология располагается внутри треугольника не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам. Например, мышление является предметом не только психологии, но диалектики и логики (Максименко, 1999).
Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривался в таком аспекте, что психология может получить от других наук'' Такая постановка вопроса была логичной поскольку психология — одна из самых молодых наук. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе который состоялся в Москве в 1966 году, Ж Пиаже поставил вопрос иначе что может дать психология другим наукам. Его ответ знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как источник объяснения их формирования и развития» (Общая психология 2002).
Таким образом, полемизируя с Б.М. Кедровым. Ж. Пиаже поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин. Будущее психологии ученый видел в развертывании междисциплинарных исследований.
В своей монографии «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев, в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания, рассмотрел связи психологии с другими науками. Их анализ позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук о человеке на уровне конкретно-научного знания.
•Б.Ф Ломов отмечал, что важнейшая функция психологии в системе научного знания состоит в том, что она. синтезируя достижения других областей знания, является интегратором научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Он предположил что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:
•с общественными науками — через социальную психологию:
•с естественными науками — через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию,
•с медицинскими науками — через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию;
•с педагогическими науками — через психологию развития, педагогическую и специальную психологию,
•с техническими науками — через инженерную психологию
По мнению Б.Ф Ломова дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял значение отношения с философией и математикой (Дружинин 1999, Общая психология 2002)
В последние годы проблеме места психологии в системе наук уделяет большое внимание методолог М. Бунге Он приходит к выводу, что в течение столетия произошла эволюция в отношениях социальных наук и биологии, между которыми возникла «область перекрытия», что привело к появлению социобиологии. Поэтому сегодня их отношения описываются двухмерной схемой (см рис 5) Примечание
вф — биопсихология,
Фбф — психологическая социальная психология (включая физиологическую социальную психологию),
ббф — социологическая социальная психология.
Место психологии среди других наук, очевидно, зависит от оснований их систематизации Если она не попадает в число системообразующих научных дисциплин, то «растворяется» в них или занимает место между ними. Схема М. Бунге на примере отношений психологии с биологией и социальными науками подтверждает самостоятельный статус психологии.
Таким образом, наиболее важным моментом в работах методологов последних лет является вывод о приобретении психологией статуса самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими областями научных знаний (Дружинин, 1999)
Литература для самостоятельной проработки вопроса:
Янчук В А Методология теория и метод в современной социальной психологии и персонологии Интегративно-эклектический подход Мн Бестпринт 2000 413с
Васильев А И Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал №6 1992 С 80—89