Занятие 3. «Межличностные отношения участников
образовательного процесса»
Форма проведения – семинар.
Понятие межличностных отношений.
Структура и содержание межличностных отношений.
Межличностные отношения педагога и обучающихся.
Межличностные отношения в педагогическом коллективе.
Пути улучшения межличностных отношений.
Задание. При подготовке к семинару подобрать примеры, иллюстрирующие различные виды межличностных отношений.
Литература
обязательная: 2,5,6;
Дополнительная: 14
Занятие 4. «Совместная деятельность педагогов и обучающихся
Как способ реализации педагогического взаимодействия»
Форма проведения – семинар.
1. Понятие совместной деятельности; ее основные характеристики.
2. Стили руководства деятельностью.
3. Совместная деятельностьпедагогов и обучающихся в образовательном процессе:
а) совместная учебная деятельность;
б) совместная внеучебная деятельность.
Индивидуальные сообщения:
«Сотрудничество педагогов и воспитанников в совместной деятельности»;
«Роль конфликта в совместной деятельности педагогов и воспитанников»
Литература
обязательная: 1, 2 ,5,6;
Дополнительная: 8,11, 14.
Занятие 5. «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных учреждениях и на различных возрастных этапах»
Форма проведения – семинар.
Задание. I. При подготовке к семинару разбиться на группы по 5- 6 человек, и каждой группе подготовить ответ на один из предложенных вопросов (на выбор):
Особенности взаимоотношений и взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении:
а) дошкольника и взрослого;
б) дошкольника со сверстниками.
2. Особенности взаимодействия в системе «педагог-учащийся»:
а) особенности организации групповой деятельности учащихся;
б) ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе;
3. Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе:
а) понятие сплоченности педагогического коллектива;
б) основные аспекты руководства педагогическим коллективом;
в) особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.
4. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель»:
а) в дошкольных образовательных учреждениях;
б) в общеобразовательных школах и в специализированных образовательных учреждениях;
в) в учреждениях дополнительного образования.
II. Разработать презентацию по выбранной теме, в соответствии с планом (см. «Требования к разработке презентации»).
III. Выступить на семинаре с защитой презентации.
Примечание. Все вопросы семинара должны быть освещены.
Литература
обязательная: 3,5,6;
Дополнительная: 3,4,8,9,11,12,13,15, 26.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Лабораторно-практическое занятие № 1
«Педагогическое общение как форма взаимодействия
Педагогов и учащихся»
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
«Что значит эффективно общаться?
Студенты делятся на группы по 5—6 человек. Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы и попытаться ответить на них:
1. Что такое общение?
2. Как человек учится общаться?
3. Что значит уметь общаться?
4. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?
5. Какие профессии требуют от человека умений и навыков общения?
6. Каковы особенности профессионально-педагогического общения?
7. В чем трудности такого общения?
8. Что значит учиться общаться?
После того как все группы готовы (на работу отводится 20 мин), проводится коллективное обсуждение. Все ответы обобщаются, делаются выводы по итогам работы.
2. Предъявление результатов самодиагностики «Умею ли я общаться?»: интерпретация результатов диагностических методик и формулировка индивидуальных коммуникативных проблем.
3. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за особенностями педагогического общения учителя.
4.Оформление диагностической методики по результатам наблюдения; формулирование выводов (групповая работа).
Результаты лабораторно-практического занятия:результаты диагностической методики с выводами об эффективности педагогического общения учителя.
Приложение 1.
Карта наблюдений педагогического общения учителя
События, факты | Комментарии, анализ |
Примечание. В ходе наблюдения особое внимание следует обращать на проявление доброжелательности, заинтересованности учителя; поощрения инициативы учащихся, открытости в общении, активности; гибкости при разрешении конфликтных ситуаций; реализации индивидуального подхода в общении с учеником.
Приложение 2.