Занятие 3. «Межличностные отношения участников

образовательного процесса»

Форма проведения – семинар.

Понятие межличностных отношений.

Структура и содержание межличностных отношений.

Межличностные отношения педагога и обучающихся.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Пути улучшения межличностных отношений.

Задание. При подготовке к семинару подобрать примеры, иллюстрирующие различные виды межличностных отношений.

Литература

обязательная: 2,5,6;

Дополнительная: 14

Занятие 4. «Совместная деятельность педагогов и обучающихся

Как способ реализации педагогического взаимодействия»

Форма проведения – семинар.

1. Понятие совместной деятельности; ее основные характеристики.

2. Стили руководства деятельностью.

3. Совместная деятельностьпедагогов и обучающихся в образовательном процессе:

а) совместная учебная деятельность;

б) совместная внеучебная деятельность.

Индивидуальные сообщения:

«Сотрудничество педагогов и воспитанников в совместной деятельности»;

«Роль конфликта в совместной деятельности педагогов и воспитанников»

Литература

обязательная: 1, 2 ,5,6;

Дополнительная: 8,11, 14.

Занятие 5. «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных учреждениях и на различных возрастных этапах»

Форма проведения – семинар.

Задание. I. При подготовке к семинару разбиться на группы по 5- 6 человек, и каждой группе подготовить ответ на один из предложенных вопросов (на выбор):

Особенности взаимоотношений и взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении:

а) дошкольника и взрослого;

б) дошкольника со сверстниками.

2. Особенности взаимодействия в системе «педагог-учащийся»:

а) особенности организации групповой деятельности учащихся;

б) ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе;

3. Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе:

а) понятие сплоченности педагогического коллектива;

б) основные аспекты руководства педагогическим коллективом;

в) особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.

4. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель»:

а) в дошкольных образовательных учреждениях;

б) в общеобразовательных школах и в специализированных образовательных учреждениях;

в) в учреждениях дополнительного образования.

II. Разработать презентацию по выбранной теме, в соответствии с планом (см. «Требования к разработке презентации»).

III. Выступить на семинаре с защитой презентации.

Примечание. Все вопросы семинара должны быть освещены.

Литература

обязательная: 3,5,6;

Дополнительная: 3,4,8,9,11,12,13,15, 26.

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Лабораторно-практическое занятие № 1

«Педагогическое общение как форма взаимодействия

Педагогов и учащихся»

Содержание занятия:

1. Повторение теоретических основ:

«Что значит эффективно общаться?

Студенты делятся на группы по 5—6 человек. Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы и попытаться ответить на них:

1. Что такое общение?

2. Как человек учится общаться?

3. Что значит уметь общаться?

4. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?

5. Какие профессии требуют от человека умений и навыков об­щения?

6. Каковы особенности профессионально-педагогического об­щения?

7. В чем трудности такого общения?

8. Что значит учиться общаться?

После того как все группы готовы (на работу отводится 20 мин), проводится коллективное обсуждение. Все ответы обоб­щаются, делаются выводы по итогам работы.

2. Предъявление результатов самодиагностики «Умею ли я общаться?»: интерпретация результатов диагностических методик и формулировка индивидуальных коммуникативных проблем.

3. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за особенностями педагогического общения учителя.

4.Оформление диагностической методики по результатам наблюдения; формулирование выводов (групповая работа).

Результаты лабораторно-практического занятия:результаты диагностической методики с выводами об эффективности педагогического общения учителя.

Приложение 1.

Карта наблюдений педагогического общения учителя

События, факты Комментарии, анализ
   

Примечание. В ходе наблюдения особое внимание следует обращать на проявление доброжелательности, заинтересованности учителя; поощрения инициативы учащихся, открытости в общении, активности; гибкости при разрешении конфликтных ситуаций; реализации индивидуального подхода в общении с учеником.

Приложение 2.

Наши рекомендации