Категория пожилых людей, наиболее страдающих от одиночества
Именно в среде тех, кто недостаточно приспособился к обществу, — в среде обиженных, но все же продолжающих надеяться людей, — одиночество представляет собой самую серьезную угрозу оберегаемому спокойствию и наносит удар по самолюбию. Для таких людей одиночество опасно. Трогательный тому пример — мистер Макринос. Это типичный случай самой ничтожной приспособленности человека к обществу. Мистер Макринос, проживающий в убогой гостинице, уже несколько лет тяжело болен. Ему 64 года, но он дряхлый старик, единственное место, где мистер Макринос чувствует себя в безопасности, — это привычная обстановка гостиницы, в которой он живет почти 15
лет. Он редко выходит из дома, редко с кем разговаривает и, кроме дежурного по гостинице, неспособен пойти навстречу тем, кто мог бы стать его друзьями. «Понимаете, я очень боюсь», — говорит он. Ему просто необходимо присутствие других людей — пусть даже чужих, чтобы чувствовать себя уверенно.
Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 467.
10.5. УТРАТА СМЫСЛА ЖИЗНИ, СТРАХ СМЕРТИ
За понятием «утрата смысла жизни» стоит несколько психических явлений. Одно из них — необходимость самоопределиться в изменившихся условиях своего собственного «Я»: биологических и социальных. За этими изменениями должны последовать и психические изменения. Как и в предшествующие возрастные периоды, пожилой человек должен отвечать на вопрос: «Кто Я?» («сориентироваться на новой местности»).
Согласно типологии Н. С. Пряжникова (1999, с. 66), в соответствии с временной ориентацией человека могут быть выделены следующие компоненты самоопределения в пожилом возрасте:
1. По отношению к своему прошлому:
• принятие, одобрение своей прошлой жизни;
• непринятие своей прошлой жизни;
• принятие своей прошлой жизни и стремление прожить еще одну новую жизнь.
2. По отношению к своей настоящей жизни (в роли пожилого):
• принятие норм пожилых людей, принятых в данном обществе;
• частичное принятие норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему;
• существенный отход от принятых пожилыми норм жизнедеятельности .
3. По отношению к предполагаемому будущему:
• подготовка к смерти;
• планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями;
• стремление воплотить себя в других людях (через воспитательную работу, мемуары, научные труды, произведения искусства).
4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:
• вера в бессмертие души;
• вера в бессмертие своих дел, помыслов и идей;
• бессмертие как воплощение себя через материализацию (самые разные формы).
Другое психическое явление, наполняющее или не наполняющее жизнь смыслом, связано с жизненными ориентирами. Человек ищет опору для продолжения жизни, выбирая для себя в качестве главных те или иные цели, установки, ценности-ориентиры. Именно они становятся определяющими в выборе дел, предпочтений при организации жизни каждого дня, при покупках, встречах, выходах из дома и т. д.
Одним из таких ориентиров становится время. Пока человек видит перспективы, для него сохраняется смысл жизни и, значит, он развивается. Пожилые люди, в сознании которых ориентация на будущее представлена достаточно четко, как правило, не страдают от утраты смысла жизни. Конкретным воплощением этой ориентации являются планы, задумки, мечты. Такие люди постоянно имеют цель по реализации своего замысла (путешествие, книга, постройка, встреча, ремонт, обучение и т. п.). Проблемы возникают у тех, кто не видит для себя будущего, источник проблемы — в противоречии между способностью видеть, переживать, чувствовать смысл дальнейшей жизни и отсутствием представления о своем месте в будущем.
По мнению В. Франкла, особую роль в обретении смысла жизни имеют ценности. И если на более ранних этапах онтогенеза доминируют созидательные ценности, ценности переживания, то в пожилом возрасте эти ценности могут уйти из жизни. На место им приходят другие, дающие смысл жизни — это ценности отношения. «Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование — существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, — все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы называем "ценностями отношения". [...] То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек» (Франкл В., 1990, с. 173—174).
Осознание неизбежности смерти также подрывает осмысленность бытия (зачем что-то делать: лечиться, ходить, узнавать, все равно скоро конец). Речь идет даже не столько об осознании — оно приходит и раньше — сколько об «ощущении близости смерти». Особенно часто оно обостряется при уходе ровесников, при болезнях.
Работая с процессом умирания, А. Минделл увидел возможность преодоления страха смерти. «Именно потому, что я столь много раз видел, как люди умирают, жизнь и смерть приобрели для меня новый смысл. Это относительные понятия. Смерть нас пугает только до тех пор, пока мы отождествляемся с тем, кем мы были в этой жизни. Вот почему я рекомендую людям, которых беспокоят мысли о смерти, пройти через подробные смертельные фантазии. Фантазии, касающиеся умирания, часто выражают потребность отказаться от жизненной позиции или самоотождествления, которые себя изжили. Когда
люди представляют себе, что они умирают, они часто закрывают глаза, на какое-то время воздерживаются от привычного самоотождествления и вступают в новую фазу жизни» (Мин-деллА.,2000, с. 36).
К аналогичной мысли приходит и отечественный психолог В. Н. Карандашев: «Страх смерти— это иллюзия самовлюбленного сознания, наивно полагающего свою жизнь своею собственностью. Только отказавшись от этого чувства собственности, преодолев эгоцентричность, отдав свою жизнь за что-то, что представляет гораздо большую ценность, можно избавиться от страха смерти, достичь бессмертия» (Карандашев В. Н., 1995, с. 252).
Зарисовки из жизни