Негативные эмоциональные переживания
Связанные с установлением взаимоотношений
С одноклассниками
Девочка В. с трудом адаптируется к требованиям школы,
плохо овладевает навыками учебной деятельности. Одной из причин является то, что почти все учащиеся посещали подготовительную группу при школе и практически овладели программой 1-го класса. В. не посещала эту группу, родители рассчитывали, что в 1-м классе будут проходить стандартную программу первого года обучения. Учитель стала при всех учащихся давать девочке оценки, подчеркивающие ее неудачи, отставание от других детей. Дети быстро почувствовали отношение учителя к В., начали ее дразнить «дурочка с переулочка». Естественно, что девочка очень переживала свои неудачи и отношение учителя, которое нельзя было назвать доброжелательным.
Однако она оказалась эмоционально устойчивой в том смысле, что не впала в депрессию, не отказалась ходить в школу (что также бывает), а решила сама постоять за себя и, будучи физически крепкой, давала сдачи за нанесенную обиду. И она выстояла в этой сложной ситуации, когда без помощи учителя и родителей осталась один на один с обидчиками. Пережив одиночество и отчаяние, она смогла испытать чувство собственного достоинства, радость от того, что ее стали уважать и перестали дразнить.
Данные исследований
Исследование страхов
А. И. Захаров при изучении страхов младших школьников установил, что к числу ведущих страхов в рассматриваемом возрасте следует отнести страх опоздания в школу (68% — у мальчиков 10-ти лет; 92% — у девочек 8-9-ти лет) (Захаров А. И., 1988). Страх опоздать включает боязнь не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Частая встречаемость этого страха у девочек неслучайна: девочки раньше, чем мальчики, усваивают необходимость принятия социальных норм, они в большей степени подвержены чувству вины и более критично воспри-
нимают отклонения своего поведения от ожидаемого.
«Возросшее чувство ответственности, — пишет А. И. Захаров, — проявляется и в нарастании страха смерти родителей (98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара, войны выражены также интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте» (Захаров А. И., 1988, с. 60).
Не менее распространенным страхом младшего школьника является страх «быть не тем», то есть не соответствовать обще-: принятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц, сделать не так, как нужно, — страх ошибки, неудачи, своей несостоятельности в представлении окружающих. Этот страх сопровождается скованностью и излишним напряжением при ответах с места, у доски, общении с незнакомыми людьми, выполнении ответственных заданий, в том числе контрольных. Наиболее трудным оказывается начало, выбор одного из решений, поскольку охватывающее волнение мешает сосредоточению, приводит к лишним действиям, нарушает ритм речи и способность логически мыслить. У младших школьников типичным проявлением страха «быть не тем » при неожиданных вопросах на неподготовленную тему чаще является торможение, нежели возбуждение. «В этих условиях легче проявляется заикание, тики, возможны рефлекторные позывы на низ, мочеиспускание, спазмы в виде комка в горле, болей в животе, кашель» (Там же, с. 73).
Влияние экспозиции социальнойагрессии наагрессивность
В исследовании Е. И. Бережковой (2003) младшим школьникам для восприятия предъявлялись различные экспозиции: кинофрагменты с демонстрацией агрессивного поведения, мультипликационные фрагменты с демонстрацией агрессивного поведения, нейтральные кинофрагменты, нейтральные мультипликационные фрагменты, кинофильмы с демонстрацией агрессивного поведения без звукового ряда, звуковой ряд с кинофрагментами агрессивного содержания, печатная ре-
продукция, иллюстрирующая агрессивное поведение.
Наиболее сильное влияние на появление агрессивного поведения имела информация, предлагаемая в киноварианте. Аудиальное и визуальное предъявление агрессивной информации повышало агрессивность младших школьников.
В ходе исследования были установлены различные виды агрессивности: после визуального воздействия возникала физическая агрессия, а после аудиального — вербальная.