Отрицательные последствия несформировавшейся привязанности
При анализе различных отклонений, проявляющихся в 6-7-летнем возрасте, очень часто оказывается, что «это был прекрасный ребенок, никогда не плакал, лежал так, как его положишь, и поэтому его всегда можно было оставить одного». По какой-то причине система общения этих детей нарушилась. Но это не означает, что они не испытывают потребности и не ждут тесного контакта, просто по какой-то причине они не могут бороться за достижение этой цели. А это очень опасно, поскольку если мать считает, что ее ребенок очень хороший и с ним можно делать все, что угодно, она в конечном счете и не обеспечит условий, необходимых для формирования между ними любви и привязанности, эта связь или не появится вообще, или будет недостаточно развита. Но все же большая часть детей обладает врожденным даром настойчиво бороться за ее установление. Дети, которых в первые месяцы жизни часто носили на руках, в 4-летнем возрасте уже не хватаются за мамину юбку, не кричат: «не пойду, если не возьмешь на ручки», а как раз наоборот: такое поведение более характерно для детей, которых в младенчестве на руки брали редко. Это объясняется тем, что начиная примерно с шестого месяца, по мере интеллектуального развития, телесный контакт заменяется иной формой общения.
Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. С. 20-21.
4.3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СТРАХИ
Негативные эмоциональные переживания, страхи возникают вследствие противоречий между:
• потребностью ребенка в положительном эмоциональном отношении взрослых и его отсутствием;
• непредсказуемостью среды, поведения окружающих, новой, незнакомой обстановкой, несущей тревожные сигналы (громкие звуки, крики, быстро двигающиеся предметы и т. п.), и потребностью в безопасности;
• внезапным изменением окружения при болезни взрослых, их отъезде и потребностью в стабильности.
Существует довольно устойчивая связь между привязанностью к близким и страхом перед незнакомыми людьми: чем сильнее привязанность, тем больше страх. Страх появляется к 7-ми месяцам, когда в сознании малыша есть схемы-образы знакомых людей, в результате чего к новым людям они привыкают с трудом. Чтобы страх не перерос в постоянно проявляющееся чувство, взрослые должны осторожно относиться к появлению всего, что его вызывает.
Младенец рано усваивает, что с помощью определенных способов (крика, плача, двигательной активности) он может привлечь внимание. И это единственный путь к сближению со взрослыми. Если взаимопонимание, или близость, наступает, то младенец не использует эти способы в необходимых случаях. Но при несформированности доверия, он становится манипулятором, который даже при отсутствии необходимости в удовлетворении той или иной потребности будет «требовать» определенного поведения со стороны взрослых. Так уже в первый год жизни появляются трудные дети.
Последствия наличия страхов, продолжительных негативных переживаний:
формирование новых отрицательных переживаний на основе длительного переживания страха в отсутствие помощи со стороны взрослых;
переход от ситуативной тревожности к личностной; развитие манипулятивного поведения при положительном подкреплении отрицательных эмоций.
Зарисовки из жизни
Проявления страха у младенца
8-месячный мальчик спокойно спит в коляске в многолюдном вагоне метро. Но вот он просыпается и по мере пробуждения глаза его наполняются ужасом: он внизу, а вокруг над ним стоят незнакомые люди, вагон грохочет. С широко раскрытыми от страха глазами, осознав, что все чужое и незнакомое, малыш разразился громким плачем. Мать стоит за коляской, и он ее или не видит, или видит в таком ракурсе, при котором он ее не узнает. Отец пытается успокоить малыша и приседает к нему, но, увидев его, ребенок кричит еще сильнее (видимо, отца он видит редко): вид встревоженного, а не спокойно улыбающегося отца не успокаивает его. Состояние переживания страха продолжается, родители не могут понять, что нужно сделать, чтобы успокоить ребенка, пока пожилая женщина не подсказывает матери, чтобы та заняла место отца перед ребенком, присела к нему и погладила его. Ситуация сразу изменилась: спокойное лицо знакомого человека, поглаживание быстро успокоило малыша.
Переживание страха
Ребенок 9-ти месяцев стал бояться собственного отца. При его появлении начинает сильно плакать, не идет к нему на руки, тянется к матери, в глазах ужас. Страх этот появился после визита дедушки, которого ребенок видит очень редко и который в последний визит вел себя шумно.