Поведение ребенка в условиях депривации
Ш. М. — сын незамужней матери, был переведен из родиль-. ного дома в уч реждение для грудных детей. После приема в дом для ползунков, на первом году своей жизни он выглядит как ребенок с тяжелой задержкой развития, апатичный, плаксивый, с минимальным контактом с медсестрами и остальными детьми. Лишь в возрасте двух лет мальчик начинает ходить и вокализировать в слогах. С детьми он не играет и не хочет сидеть у столика, при приближении кого-либо незнакомого испуганно плачет, кричит, валяется на полу, прячет голову. Игрушку, которую ему дают, он лишь пассивно держит, если игрушку отбирают, чтобы дать ему новую, он начинает безутешно плакать.
В течение следующего года происходит, однако, более благоприятная адаптация, развитие ускоряется и, в течение последующих 10 месяцев, т. е. в три с половиной года, он почти полностью сравнивается со своей группой, говорит короткими предложениями, декламирует детские стишки, интересуется всем происходящим в учреждении и на дворе при прогулке; затруднения в связи с его поведением полностью исчезли.
Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 54—55.
Данные исследований
Й. Кох (Koch J.,1961), сравнивая развитие грудных детей в семьях с развитием детей из учреждений для грудных детей, пришел к заключению, что на 5-м месяце критериям развития соответствуют 90% детей из семей и лишь 70% из учреждений для грудных детей. На 10-м месяце жизни задания, соответствующие этому возрасту, выполняют, однако, лишь 35% детей из учреждений. Наибольшие различия отмечают-
ся в развитии речи и социальных связей, когда на 10-м месяце лишь 12% детей из учреждений соответствуют критериям развития по сравнению с 90% детей из семей.
Й. Лангмейер, 3. Матейчик приводят результаты подробного наблюдения за детьми в период бодрствования: было установлено, что у детей, воспитывающихся в семье, 75% времени этого периода приходится на общение со взрослыми и активную игру. У грудных детей в учреждении непосредственное общение с людьми занимает относительно меньшее время, при этом пассивное слежение за взрослыми имеет место значительно чаще (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, с. 80).
4.2. НЕДОВЕРИЕ, ЗАКРЫТОСТЬ В ПРОТИВОВЕС ДОВЕРИЮ (ПРИВЯЗАННОСТИ)
Недоверие, закрытость возникают вследствие противоречий между:
• потребностью ребенка в безопасности и предсказуемости среды и ее отсутствием;
• потребностью в активности и самостоятельности проявлений и их ограничением;
• потребностью в эмоциональном отклике на потребность и непониманием со стороны близких.
Привязанность определяется как тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая способствует появлению доверия уже в первые месяцы жизни.
Один из механизмов ее формирования описан в работе Р. Кайла: «Согласно теории Боулби, многие модели младенческого поведения, такие как цепляние, крик, улыбка, имеют целью вызвать реакцию заботы у взрослых и таким образом содействовать развитию эмоциональной связи между младенцем и родителями» (Кайл Р., 2002, с. 252). Основываясь на изучении поведения матери и ребенка в незнакомой
ситуации, ученые выделили четыре типа привязанности: прочная, неконтактная, сопротивляющаяся и беспорядочная.
Последствия сформированное™ того или иного типа привязанности:
• при переживании прочной привязанности дети в дошкольный период чувствуют себя уверенно, успешно взаимодействуют со сверстниками, положительно эмоционально настроены, снимаются проблемы установления взаимоотношений и в младшем школьном возрасте;
• формируется базовое доверие к миру, открытость, а вместе с ними — умение активно присваивать то, что способствует удовлетворению потребностей. Базовое доверие — система взаимоотношений между матерью и ребенком, при которой мать понимает потребности ребенка, и каждый из них получает удовлетворение от взаимодействия;
• при несформированности прочной привязанности (неконтактная, сопротивляющаяся и беспорядочная) дети испытывают проблемы в развитии, чаще всего в социальной адаптации, в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими;
• при нарушении привязанности у ребенка проявляются такие реакции, как: апатичность, исхудание, бледность, сравнительная неподвижность, тихость, плохой сон, отсутствие аппетита, склонность к необъяснимым температурным подъемам, то есть все реакции, которые затрудняют полноценное психическое развитие и появление возрастных новообразований.
Данные исследований