Активность и психическое развитие

Дети умные, с воображением всегда находят себе хоро­шее занятие по душе, развлекают сами себя. Хотя бы мечта­ют о чем-то необыкновенном. Живут в сказочном мире, при­думанном ими самими, и никому от них нет помех.

Глупый ребенок нуждается в ежеминутной опеке. За ним нужно следить на каждом шагу, держать за ворот, забавлять. Оставшись один, он оказывается в глухой пустоте и начина­ет, от пустоты, все ломать и сокрушать.

Ильясов Я. Заклинатель змей. Повесть о трудной судь­бе, удачах и неудачах беспутного шейха, поэта, ученого, не­сравненного Омара Хайяма. Ташкент, 1979. С. 393.

1.1.2. Проблемы развития и возраст

Экспериментальные и эмпирические данные позволили опи­сать наиболее часто встречающиеся проблемы психического раз-

вития в тот или иной возрастной период. Определенные, часто устойчивые проявления во взаимодействии биологических и со­циальных факторов развития чаще всего определяют зарожде­ние различного рода проблем. При наличии очень индивидуали­зированного пути развития, его уникальности и неповторимости перечень проблем в жизни людей одного возрастного периода, как правило, является относительно универсальным. Другое дело, что проблемы, по содержанию типичные для того или ино­го возраста, индивидуальны в характере, глубине переживания и способах разрешения. Таким образом, закономерное появле­ние определенных проблем на разных этапах развития позволя­ет не только прогнозировать их возникновение в каждом конк­ретном случае, но и упреждать их, создавая условия, при которых они не становились бы травмирующими факторами развития.

Понятие возраста, как известно, включает в себя характе­ристики биологического, психологического и социального возраста, представленные ниже.

Биологический возраст:

• ограниченный биологическими рамками период жизни;

• необратимость фаз биологического возраста (установка на проживание жизни, характерной для потребностей и возможностей того или иного возрастного периода);

• продолжительность жизни: обусловленность наследствен­ностью (средняя продолжительность в роду, наследствен­ные заболевания), средней продолжительностью жизни в этот период в данном сообществе (в данной культуре);

• формирование определенного отношения к собственно­му возрасту, ко времени жизни.

Психологический возраст:

• переживание и отношение ко времени собственной жизни;

• событие как единица измерения психологического вре­мени. Событие — нечто, внесшее существенные измене­ния в психическую жизнь человека. Событийность пси­хологического времени и хронологических изменений

могут не совпадать. Психологическая автобиография может характеризоваться наиболее значимыми для че­ловека событиями, внесшими существенные изменения в его психическую жизнь;

• временные децентрации — ориентированность человека на то или иное время; проявление в децентрациях влия­ния возраста и индивидуальных особенностей пережи­вания времени;

• возраст умственного развития — соответствие умствен­ных способностей стандартизированной возрастной нор­ме; относительность нормы в разные исторические пе­риоды, в разных культурах.

Социальный возраст — соответствие возраста выполняе­мым социальным ролям:

• социально-экономические условия (войны, кризисы);

• нравы, обычаи, социальные установки, ценности;

• когорта — сообщество людей, рожденных и проживаю­щих свою жизнь в определенное историческое время и в определенных социальных условиях; появление общих черт у когорты под влиянием относительно одинаковых условий социализации.

Все эти характеристики возраста отражают единство био­логического, психологического и социального контекстов раз­вития человека, а возраст только фокусирует их в определен­ный момент времени жизни.

Возрастные характеристики человека далеко не всегда на­ходятся в состоянии гармонии. Их дисгармония может часто порождать проблемы развития.

Пример

Женщина, для которой всегда значимым являлся ее вне­шний вид, которая жила тем, что создавала свой облик так, как она это хотела, к 50-ти годам начала не справляться с ситуацией. Не принимая тех биологических изменений,

которые происходили в ее организме, ее психологические переживания оказались таковы, что проблемы непринятия себя закончились суицидом.

Поскольку рассмотрение проблем развития в данном посо­бии соотнесено с возрастными периодами, здесь приводится возрастная периодизация, принятая на Международном сим­позиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965), в соот­ветствии с которой изложен материал: Новорожденный — 1-10 дней. Грудной — 10 дней — 1 год. Раннее детство — 1-3 года. Первый период детства — 4-7 лет. Второй период детства — 8-12 лет.

Подростковый возраст — 13-16 лет (мальчики), 12-15 (де­вочки).

Юношеский возраст — 17-21 (юноши), 16-20 (девушки). Средний (зрелый) возраст:

первый период — 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (жен­щины);

второй период — 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины). Пожилой возраст — 61-74 лет (мужчины), 56-74 (женщины). Старческий возраст — 75-90 лет (мужчины и женщины). Долгожители — 90 лет и выше.

Проблемы сопровождают возрастное развитие на протяже­нии всей жизни. Возрастное психическое развитие подчиня­ется закономерностям, в соответствии с которыми в каждый период происходит формирование определенных психических новообразований. Становление последних, в свою очередь, вызывает те или иные трудности, провоцируя соответствую­щие проблемы развития.

Как уже подчеркивалось, характер проявления закономер­ностей возрастного развития обусловлен определенной ситуа­цией развития конкретного человека. Вместе с тем полученные

в психологических исследованиях обобщения о многообразии конкретного позволяют говорить о типичных для того или ино­го возраста проблемах развития.

Появление проблемы осознается не сразу, поскольку до определенного времени не вызывает трудности и не мешает жить. Но наступает момент, когда противоречия либо стано­вятся очевидными для окружающих (если это маленький ре­бенок), либо начинают осознаваться самим человеком как ме­шающее препятствие, которое нужно или хочется преодолеть.

Появление проблем в ходе развития следует рассматривать как нормальный и естественный процесс, который не являет­ся патологией развития. Тем не менее, именно преодоление и разрешение возникающих проблем, следствием чего становит­ся формирование новых психических качеств, нового опыта, определяют проблемность как позитивный фактор развития.

«Позитивное качество, приобретаемое на любой стадии, — писал Э. Эриксон, — испытывается необходимостью превзой­ти его таким образом, чтобы на следующей стадии индивиду­ум мог рискнуть тем, что на предыдущей стадии было для него особо оберегаемой драгоценностью» (Эриксон Э., 1996, с. 369).

Неразрешенные проблемы, «застревание» в них становятся препятствием в процессе перехода человека на новую ступень развития. В результате происходит усиление гетерохроннос-ти развития, при которой одни свойства и качества закономер­но развиваются, изменяются, а проблемные начинают суще­ственно входить в противоречие с развитием остальных сторон психики. Результатом этого процесса является нарушение гар­монии, целостности структуры психики, ее сбалансированно­сти. Так из фактора развития проблема превращается в тор­моз, который может приводить к отставанию в формировании того или иного качества, свойства от возрастных норм, в ряде случаев становясь причиной появления психических патоло­гий.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основаниями для классификации проблем психического развития могут выступать различного рода характеристики негативного воздействия, внутренние ресурсы психического развития и многие другие факторы.

Одним из таких оснований может служить длительность воздействия раздражителя (то есть того внешнего в широком плане воздействия, которое порождает проблему). Выделяют ос­трые раздражители, порождающие повседневные проблемы, и хронические раздражители, которые лежат в основе устойчиво, длительное время сохраняющихся проблемных переживаний.

Так, при классификации стрессоров в детском и юношеском возрасте различают острые и хронические раздражители, требу­ющие адаптивных реакций. В качестве острых раздражителей рассматриваются события, связанные, например, со спецификой переходного возраста (первое свидание или первая менструация, пребывание в больнице или потеря друга, а также повседневные трудности, неудачи в школе). Наряду с острыми стрессорами, имеются также и хронические, как, например, материнская деп­рессия, собственные физические недостатки, хроническая бо­лезнь, а также неблагоприятные условия окружающей среды, например депривация или социальное отвержение.

Другим основанием можно рассматривать внутренние ресур­сы психического развития, то есть взаимодействие процессов со­зревания и развития. При их синхронном развитии проблем не возникает. Например, физиологическое созревание (развитие) скелетно-мышечной системы ребенка к 7—8 месяцам определяет возможность соответствующего психомоторного развития и, как следствие, развития сенсорики, интеллекта. Если же физиологи­ческое развитие отстает, ребенок начинает испытывать проблемы и в психическом развитии. В случае опережающего психическо­го развития также возникают проблемы, но они связаны с нерав-

номерным развитием различных сторон психики. Так, при уско­ренном познавательном развитии может наблюдаться дисгармо­ния с развитием эмоциональным, коммуникативным.

Данное основание классификации, указывающее на взаи­модействие процессов созревания и психического развития, позволяет говорить о проблемах, связанных как с опережаю­щим развитием, так и с отставанием в развитии. Гармоничное соотношение процессов созревания и развития порождает сен-зитивность, определяемую как готовность, повышенную чув­ствительность к воздействиям, основанную на созревании и приводящую к появлению психических новообразований при минимальных затратах и противоречиях.

По области проявления психические проблемы возрастно­го развития могут относиться к познавательной деятельнос­ти, психическим состояниям, личностным свойствам, поведе­нию. Например, в поведении можно наблюдать проблемы гиперактивности, пассивности, делинквентности, агрессивно­сти. Проблемное развитие личностных свойств нередко про­является в неадекватной самооценке, акцентуациях характе­ра, эмоционально-волевой регуляции и т. п.

Различные варианты, взаимодействия социальных и био­логических факторов развития также выступают основани­ем для классификации проблем развития. При ослабленном здоровье, но благоприятных условиях социализации (в семье, через систему здравоохранения) можно ожидать один сцена­рий развития человека. При здоровой наследственности и хо­рошем физическом состоянии организма, но при асоциальных условиях жизни возможен иной сценарий психического раз­вития, при котором возникают сложные проблемы становле­ния самых различных сторон психики.

Проблемы психического развития могут быть соотнесены с возрастными нормами, и в этой связи возможно выделение проблем г связанных с опережением возрастных норм и с от­ставанием от возрастной нормы развития. Возрастные нормы

касаются, прежде всего, становления психических новообра­зований, которые определяют принадлежность развития че­ловека к тому или иному возрастному периоду.

Естественно, что каждая конкретная проблема развития будет находиться на пересечении различных оснований ее воз­никновения. Поэтому классификация важна как основание для многопланового анализа проблемы, видения всех векто­ров ее возникновения и проявления.

Наличие проблем в психическом развитии, как правило, становится очевидным посредством двух возможных путей:

• это может быть осознание самим человеком, что с ним происходит что-то не то (ему тяжело учиться, ни на что не хватает сил, подавленное настроение, постоянные конфликты, сужение поля жизнедеятельности и т. п.);

• человек может не осознавать наличие проблемы (особенно если самосознание находится только на первых этапах ста­новления, не развита рефлексия), но проблему осознают окружающие, потому что осложнено взаимодействие, не­соответствие при сравнении с возрастной нормой и т. д.

Проблема всегда имеет относительный характер: с одной сто­роны, в силу отношения к ней, а с другой — по причине сложив­шихся культурных традиций. Поэтому мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда по объективным показателям фиксируется проблема в психическом .развитии, но она не переживается ни самим человеком, ни его окружением. Значит, эта проблема есть только в сознании других «знающих», имеющих представление о том, как должно осуществляться развитие.

Пример

Героиня спектакля «Дорогая Памела» (Джон Патрик) — пожилая женщина, живет на чердаке заброшенного дома, до­бывает средства для жизни на городской свалке. По объек­тивным социальным критериям — она в состоянии кризиса. Но по субъективным — у нее нет проблем: она по-доброму

встретила молодых людей, которые хотят ее обмануть, при­ютила и заботилась о них, она весела и счастлива. По ходу спектакля становятся очевидными те позитивные изменения в ее настроении, отношении к жизни, к людям, которые про­исходят с ней в ее преклонном возрасте.

Отношение к проблемам развития приобретает и культур­ную обусловленность. То, что в одних культурных традициях рассматривается как проблема развития, в других — не вы­зывает проблемы. Например, в американской культуре есть представление о том, что совершенно не обязательно, чтобы все умели говорить, поэтому в случае ребенка с задержкой ре­чевого развития вопрос о коррекции не ставится.

Вот один из примеров, который вспоминает российский лого­пед, работающая в Америке, Л. Берман: «Юноше 24 года, и он ничего не говорил. Американцы (в силу своей особой ментально-сти) вовсе не считают, что каждый должен говорить. Специали­сты были уверены: он и без того счастлив, ведь он занимается спортом. Родители же уверены: раз специалисты сказали, зна­чит, ничего нельзя сделать. Я начала с юношей работать, и он заговорил. Каково же было мое изумление, когда однажды его мать попросила меня прекратить лечение: "С одной стороны, я, конечно, рыдала от счастья, услышав голос сына. Но, с другой стороны, я так боюсь, что у него будет русский акцент!"»4

1.3. СООТНОШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И КРИЗИСОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В связи с увеличением количества факторов, представляющих угрозы для здоровья, психического развития и жизни человека (техногенные и природные катастрофы, терроризм, войны, эколо-

4 Берман Л. В 52 года я поступила в университет. Известия, 8 фев­раля 2002 года.

гические бедствия и др.) в психологии возникло направление, раз­рабатывающее теорию и практику психологической безопасности человека. В рамках этого направления описываются такие катего­рии, как кризисные ситуации, психическая травма, угроза, опас­ность и т. п. В психологии развития понятие «кризис развития» существует с первых десятилетий прошлого века. Его определение в настоящее время может не совпадать с теми признаками кризи­сов, которые квалифицируются как угроза для жизни. Это замеча­ние важно иметь в виду, поскольку в данной работе рассматрива­ются кризисы психического развития. Чаще всего они возникают в условиях, которые не представляют опасность для здоровья и жизни людей, а имеют иногда закономерный характер.

1.3.1. Понятие о кризисе психического развития

Появление кризиса психического развития большинством ученых связывается во времени с изменением жизненной ситу­ации человека. Кризис прерывает то течение развития, кото­рое ему предшествовало, блокирует его и приводит к необходи­мости совершить скачок в развитии через изменение себя.

К числу параметров анализа кризисной ситуации относят следующие:

• временная отнесенность;

• субъектность (роль отвечающего в событии);

• оценочность (отношение к событию);

• конфликтность.

Для кризисов развития характерны:

• неотчетливость границ;

• смена кризиса стабильными периодами;

• трудности во взаимоотношениях с окружающими. Что общего в определениях кризиса развития, данных раз­ными авторами, и чем они дополняют друг друга?

Л. С. Выготский: «Кризис есть сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смешений, изменений и переломов в

личности ребенка». И далее: «Мне представляется, что за вся­ким переживанием стоит реальное динамическое воздействие среды в отношении к ребенку. С этой точки зрения, сущнос­тью всякого кризиса является перестройка внутреннего пере­живания, иначе говоря, двигатели его деятельности претер­певают переоценку ценностей... Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» (Выготский Л. С, 1984, с. 385).

Внешнее изменение среды Л. С. Выготский связывает с по­явлением новой социальной ситуации развития, которая ста­новится для человека новым вызовом, требующим «расстава­ния» со старым, в том числе и со сложившимися ценностями.

При всех различиях в определениях кризиса развития, ко­торые приводятся ниже, можно выделить общие его характе­ристики:

• отсутствие тех психических ресурсов, которые необхо­димы для разрешения возникшей ситуации;

• выработка психологических механизмов его разрешения (адаптационных, волевых, интеллектуальных и др.).

М. В. Гамезо и др.: «Кризис — состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не мо­жет уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом»5. Автор выделяет два типа кризиса: потрясение, оставляющее шанс выйти на прежний уровень жизни, и перечеркивание имеющихся жизненных замыслов, выходом из которого может служить изменение самой лично­сти и смысла ее жизни.

Ф. Е. Василюк рассматривает кризис как поворотный пункт жизненного пути: «Внутренней необходимостью жизни лич-

5 Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возра­стная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 89.

ности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим "органом", приводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля... Когда перед лицом событий, охватывающих важней­шие жизненные отношения человека, воля оказывается бес­сильной, возникает специфическая для этой плоскости жиз­недеятельности критическая ситуация — кризис»6.

Г. Крайг: «Критический период — отрезок времени, когда опре­деленный средовой фактор способен вызвать эффект»7. Э.Эриксон понимал кризис развития как психосоциальный конфликт, который может быть критическим в определенной точке жизненного пути. Выход из него предполагает адаптацию к новым условиям.

Предметом конфликта развития могут быть следующие вопросы:

• Могу ли я доверять?

• Могу ли я управлять собственным поведением?

• Могу ли я исследовать границы своих возможностей?

• Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и при­способиться к миру?

• Кто Я?

1.3.2. Виды кризисов

Наиболее часто рассматривают возрастные кризисы: кри­зис рождения, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис тридцати лет, кризис инволюционного периода и т. п.). Этот вид кризисов связан с появлением определенных психических новообразований, свойственных тому или иному возрасту. Трудности в развитии этих новообразований могут приобре­тать кризисный характер.

При этом возрастные кризисы могут дополнительно характе­ризоваться и теми аспектами психического строя, которые они

6 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. С. 47.

7 Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 21

задевают: развитие личности, деятельности, смысло-жизненные ориентации, Я—концепцию, межличностные отношения и т. п. Например, профессионально обусловленные кризисы относят­ся к определенным возрастным периодам (1-2-й периоды зрело­сти) и одновременно связаны с развитием личности в профессии. Преодоление кризисов профессионального становления предпо­лагает развитие определенных психических качеств.

Кризисы психического развития могут совпадать не только с закономерно проявляющимися возрастными особенностями, но и с некоторыми «внешними факторами», которые в жизни чело­века так же являются необратимыми. Примером таких «норматив­ных » кризисов психического развития человека может служить их обусловленность динамикой семейных кризисов. Развитие семьи, этапы ее структурных преобразований носят закономерный ха­рактер и могут вызывать кризисы психического развития челове­ка, если в этом развитии не происходит тех изменений, которые способствуют разрешению семейных кризисов.

По времени протекания выделяют кратковременные и дол­говременные кризисы. По направленности — конструктивные и деструктивные кризисы.

1.3.3. Причины и механизмы протекания кризисов

К числу причин возникновения кризиса относят:

• взаимодействие развивающихся психических процес­сов, а также взаимодействие развивающегося организ­ма и психики;

• фактор времени: нарушение гетерохронности как законо­мерного проявления разноуровневости различных психи­ческих функций, процессов и свойств; не соответствующие возрасту задержки или ускорения в психическом разви­тии отдельных психических структур приводят к наруше­нию устойчивости соотношений в психическом развитии;

• взаимодействие психического развития и факторов, его обусловливающих (биологических и социальных). При-

чинами проблем в развитии могут выступать существен­ные изменения нормальных проявлений того или иного фактора, например: социально-экономический кризис в стране, кризис в семье, социальная депривация, резкое ухудшение здоровья, проявление генетических наруше­ний на определенном возрастном этапе и т. п. Механизмами зарождения кризиса выступают:

• единство устойчивости и изменчивости;

• желание—нежелание перейти в новое состояние. . Существует несколько путей выхода из кризиса:

• адаптация;

• переживание;

• изменение себя (рефлексия).

Следует отметить, что формирование самим человеком за­щитных механизмов свидетельствует о неразрешенности про­блемы и необходимости выработки механизмов избегания ее разрешения (Грановская Р. М., Никольская И. М., 1999; Ту-лупьеваТ. В., 2005).

1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития» и «проблемы развития»

Оба понятия характеризуют динамику процесса развития и обладают рядом схожих черт:

• имеют этап зарождения, кульминации, разрешения;

• для каждого возраста закономерным является опреде­ленный круг проблем, обусловленный как особенностя­ми созревания, так и социальной ситуацией развития.

Вместе с тем между ними имеется и ряд различий.

Прежде всего, в то время как кризис отражает взаимодей­ствие количественных и качественных изменений и относит­ся к механизмам зарождения изменений (то есть, скорее, выс­тупает в роли формы), проблема всегда содержательна — она может не соответствовать механизмам развития кризиса, рав-

но как и не всегда заключать в себе все признаки кризиса раз­вития.

Кризис отличается фронтальностью: одновременно возни­кает много возрастных изменений, с которыми человек не справляется известными и доступными ему способами. Про­блема, напротив, может быть локальной и характеризовать возникновение противоречий в каких-то определенных, иног­да единичных сторонах развития.

Проблемы развития сопровождают человека всю жизнь и, можно сказать, имеют хронический характер. Кризиса в раз­витии на том или ином этапе может вообще не быть, хотя пси­хологические проблемы будут иметь место.

1.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

Событие, по оценке человека, — это обстоятельство, встре­ча, человек, прочитанная книга, которые привели к качествен­ным изменениям тех или иных психических явлений (миро­воззрения, ценностей, установок) и способствовали появлению новообразований.

События жизни связаны с социальной ситуацией развития как возрастной характеристикой. Действительно, в каждом воз­расте человек включен в те или иные виды занятий, которые предопределены и социальными институтами, и потребностями самого человека. Поэтому события жизни человека определен­ного возраста могут быть прогнозируемы. Но далеко не всегда одно и то же социальное явление становится событием для раз­ных людей. И в этом смысле возрастная социальная ситуация развития преломляется через призму индивидуальности.

Психологическая готовность к встрече с событием (человек оказался сензитивен к тому обстоятельству, которое стало со­бытием) приводит к появлению нового в человеке без пережи­вания проблем. У других людей это же обстоятельство может

не вызвать никаких изменений и не стать событием их жиз­ни. Событие, субъективно оцениваемое человеком как значи­мое и внесшее существенные изменения в его жизнь, связано, как правило, с различными жизненными ситуациями, кото­рые являются источником событий.

В психологии сложилось направление ситуационно-собы­тийного анализа жизненного пути человека, в рамках которо­го даны определения интересующих нас понятий. Под ситуа­цией понимается жизненная ситуация «как фрагмент среды, т. е. внешних объективных обстоятельств жизнедеятельнос­ти, с которыми непосредственно контактирует человек» (Кор-жова Е. Ю., 2002, с. 24).

К сожалению, основные результаты изучения событийно-ситуационной стороны жизни касаются либо проблем социаль­ного взаимодействия, либо вопросов психопатологии. Анализ событийно-ситуационных характеристик жизни в возрастном плане целостно не описан.

Один из вариантов классификации ситуаций жизни предло­жен Л. Ф. Бурлачуком и Е. Ю. Коржовой (Бурлачук Л. Ф., Кор-жова Е. Ю., 1998, с. 50). В данном случае основанием для клас­сификации выступают причины, порождающие тревожность.

Таблица 1 Классификация ситуаций, порождающих тревожность

Активизирующие условия Ожидаемые последствия
Личность Телесно-физические
1. Я(эго) 2. Родители 3. Другие близкие взрослые 4. Сибсы 5. Внесемейные авторитеты 6. Сверстники 7. «Опасные» люди 8. Люди в целом 1. Физическая боль 2. Физическая травма 3. Беспокойство 4. Иллюзии

Продолжение табл. 1

  Активизирующие условия Ожидаемые последствия
  Ситуации Личностно-межличностные
9. Оценивающие 5. Личностное несоответствие
10. Медицинские 6. Потеря самоконтроля
11. Несчастные случаи 7. Смерть
12. Общие фобии 8. Наказание
13. Животные 9. Вина
14. Архаические ситуации 10. Стыд
15. Сверхестественный ужас 11. Отказ
16. Макросоциальные условия 12. Разлука
    Глобальные
    13. Социальные

Соотнося предложенную классификацию с экологической моделью развития У. Бронфенбреннера, заметим, что основа­ниями для классификации может выступать каждая из под­структур социума, в которой человек живет и взаимодейству­ет: микросистема (семья, детский сад, школа, университет, учреждение, где человек работает); мезосистема — характер взаимосвязи между различными элементами микросистемы; экзосистема (средства массовой информации, расширенная семья, рабочее место, место проживания) и макросистема (цен­ности, традиции, законы, технологии) (Крайг Г., 2000, с. 24).

В возрастной психологии вся палитра событий жизни раз­вивающегося человека рассматривается в контексте социаль­ной ситуации. Но и она ограничена анализом преимуществен­но ведущих видов деятельности как факторов развития.

Ведущая деятельность — это предпочитаемые человеком в определенном возрасте занятия, которые значимы для него, поскольку направлены на удовлетворение соответствующих потребностей.

Признаки ведущей деятельности (Давыдов В. В., 1980):

• от нее зависят основные психические новообразования;

• в ней возникают, формируются и перестраиваются но­вые психические процессы;

• в ней возникают и дифференцируются новые виды дея­тельности.

Исследования предпочтений у людей на разных этапах он­тогенеза позволили установить, что в период от рождения до года тип ведущей деятельности — эмоционально-непосред­ственное общение, от 1 года до 3-х лет — орудийно-предметная деятельность, от 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, от 7 до 11 — учебная деятельность, от 11 до 15 — интимно-личностное об­щение со сверстниками, от 15 до 17 — профессионально-учеб­ная деятельность, от 17 и до пожилого возраста — трудовая де­ятельность (Давыдов В. В., 1980; Эльконин Д. Б., 1989).

Ведущая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, складывающихся под влиянием процессов со­зревания, способствует активной позиции человека и приво­дит к изменениям в его социальной жизни. Человек проявля­ет активность в поиске соответствующих дел, круга общения, познавательных задач, эмоциональных переживаний и т. п. Осознание того факта, что на каждом из этапов своей жизни человек предпочитает определенный тип деятельности, позво­лило учитывать его в процессе социализации и создавать ус­ловия, которые ориентированы на ведущую деятельность (предметно-орудийная, общение, обучение, игра, труд и т. д.).

Таким образом, как мы убедились, событие может стать источником проблемы, толчком новому этапу развития.

Зарисовки из жизни

Звоня и стуча в каждую дверь, она (мать. — Р. Л.) проси­ла соседей выйти на лестничную площадку. Обменявшись с ними взаимными оскорблениями — здесь мать всегда одер­живала верх, — она прижала меня к себе и, обращаясь к со­бравшимся, заявила гордо и во всеуслышание — ее голос все еще звучит у меня в ушах:

— Грязные буржуазные твари! Вы не знаете, с кем имее­те честь! Мой сын станет французским посланником, кава­лером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д. Аннунцио! Он...

Громкий смех «буржуазных тварей» до сих пор стоит у меня в ушах. Я краснею даже сейчас, вспоминая его, вижу на­смешливые, злобные и презрительные лица — они не вызы­вают у меня отвращения: это обычные лица людей. Может быть . для ясности стоит заметить, что сегодня я Генеральный кон­сул Франции, участник движения Сопротивления, кавалер ор­дена Почетного легиона, и если я не стал ни Ибсеном, ни Д. Аннунцио, то все же не грех было бы попробовать.

Думаю, никакое событие не сыграло такой решающей роли в моей жизни, как этот раскат смеха на лестнице ста­рого виленского дома номер 16 по улице Большая Погулян-ка. Всем, чего я сегодня достиг, я обязан ему как в хорошем, так и в плохом; этот смех стал частицей меня самого.

Ромен Гари. Обещание на рассвете. СПб., 2004. С. 51—52.

1.5. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВРЕМЯ ЖИЗНИ

Возрастной характер психологических проблем развития прослеживается в том, что некоторые из них спонтанно ухо­дят с возрастом. Слово «уходят» здесь означает, что произо­шли некоторые возрастные изменения, обусловленные как процессами созревания, так и социальной ситуацией развития, что способствовало тому, что проблема разрешилась.

Проблемы могут зарождаться в связи с тем, что развитие опережает время жизни. Например, при опережающем разви­тии интеллектуальных особенностей остальные функции пси­хики развиваются в темпах, соответствующих возрастным нормам. Так могут возникать проблемы непонимания сверст­ников или непонимания сверстниками.

Можно наблюдать и другие варианты взаимодействия вре­мени жизни и проблем развития. В частности, некоторые сто­роны психики могут отставать в развитии от возрастной нор­мы, в то время как другие ей соответствуют. Примером может служить отставание в умственном развитии в сочетании с пси­хомоторным развитием в пределах возрастной нормы.

В периоды взрослости и пожилого возраста также вероят­но возникновение проблем, связанных с временными аспек­тами жизни. Нередки случаи, когда человек по биологическое му возрасту должен уже быть носителем опыта, мудрости и соответствовать позиции «взрослый» во взаимоотношениях с окружающими, тогда как он остается в позиции «ребенок», демонстрируя обидчивость, капризность и немотивирован­ность поступков. В этом случае неизбежно возникновение про­блем, основанных на том, что ожидания окружающих к чело­веку как представителю определенного возраста и его реальное поведение не совпадают.

Выделяют и другие аспекты соотношения времени и про­блем человека:

• Психологическое время человека (отношение к нему и переживание себя во времени — чувство возраста и от­ношение к себе как к человеку определенного возраста). Если существуют противоречия между реальным и пси­хологическим возрастом, то могут возникать проблемы.

• Отражение времени — «чувство времени» — отражение продолжительности, временных промежутков и т. д. Одни люди постоянно опаздывают, не успевают выпол­нять дела к назначенному сроку и т. д., в то время как другие пунктуальны. Причиной может быть отсутствие у первых чувства времени, что, в свою очередь, порож­дает различные проблемы.

• Отношение к временному континууму жизни (жизнь, ориентированная на прошлое, настоящее, будущее). При ориентации только на прошлое у человека возникают

обреченность и проблемы в настоящем. Игнорирование прошлого, «пробегание» настоящего, а ориентация толь­ко на «хорошее», счастливое будущее также становится причиной проблем, поскольку реальное будущее, как правило, не соответствует идеализированным представ­лениям о нем.

• Историческое время и проблемы развития (человек ро­дился не в свое время). Мировоззрение, установки, цен­ности человека не соответствуют тем, которые являют­ся доминирующими в обществе (в макросреде). О таком человеке говорят: ему нужно было родиться в XVIII веке или что его время еще не пришло. При этом соотносят особенности его психического строя с теми установка­ми, которые были значимыми в тот или иной историчес­кий период.

1.6. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Времена, когда наше общество называлось «единый советс­кий народ», канули в Лету. Это обстоятельство оказалось су­щественным для изменения разных сторон жизни людей, в том числе и тех проблем, которые относятся к категории психоло­гических. В области психологии развития до перестройки не стоял вопрос о наличии социальной дифференциации общества, хотя она, безусловно, была. Все учебники описывали некото­рые общие типичные особенности, характерные для развития советского человека. А поскольку в те годы существовали лишь единая общеобразовательная школа, единая система высшего образования, то и ставить вопрос о многообразии направлений и условий развития представлялось бессмысленным.

Настоящее время — начало нового тысячелетия — харак­теризуется высокими темпами социального расслоения обще-

ства, а значит, и существенными изменениями в условиях со­циализации различных категорий людей.

Один из примеров — дифференциация условий развития в связи с обучением в определенной школе. По результатам со­циологических исследований, на 1999/2000 год в столице на­считывалось 3,5% элитных учебных заведений — гимназий, лицеев. 37,8% школ являлись специализированными или с углубленным изучением предметов. Оставшиеся 58,7% были представлены средними общеобразовательными школами с различными вариантами программ, с введением дополнитель­ных дисциплин (Азбель А. А., 2005, с. 339).

До последнего времени усилия псих

Наши рекомендации