Методы развития творческого мышления профессионала
Активные методы обучения - совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучаемых.
Имитационные занятия обязательно предусматривают имитацию индивидуальной и коллективной деятельности в выбранной сфере, наличие имитационной модели объекта, процесса, деятельности. Имитационные занятия могут быть игровыми и неигровыми. К игровым относятся: деловые игры, разыгрывание ролей, организационно-деятельностные игры, инновационные игры, ролевые педагогические игры, моделирование ситуаций, игровое проектирование, управленческие игры, индивидуальные игровые занятия. Неигровые: ситуационный анализ, решение конкретных ситуаций, баллинтовская группа, мозговая атака, синектика, учебно-тренировочная группа, групповая психотерапия).
Неимитационные занятия не требуют такой модели, и активизация здесь обеспечивается системой действующих прямых и обратных связей между обучаемыми и преподавателями. К неимитационным относятся следующие методы: проблемный семинар, метод Фланагана, дискуссия, коллективная творческая деятельность, групповое консультирование.
В работе преподавателей, руководителей большое значение имеют способности перевоплощаться, иногда сыграть какую-то роль, то, что в психологии называется социально-психологической компетентностью.
Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.
Основные функции ролевой игры:
1. Развитие способности самопонимания, осознание своих психических процессов и чувств, принятие ответственности за них. Обучаемый более полно осознает свои чувства и отношения, до этого он осознавал, возможно, лишь какую-то часть. Путем самонаблюдение обучаемый выясняет свое поведение в каждой ситуации.
2. Реализация чувств «без вреда». Враждебность, подозрительность, гнев, тревога и другие эмоции, не находящие себе соответствующего выхода в обычных обстоятельствах, могут быть сняты посредством ролевой игры.
3. Развитие способности в понимании других людей, сочувствие.
Ролевая игра подводит участников к пониманию состояний другого человека. В ролевой игре обучаемый может смотреть на конкретное явление глазами собеседника, пробовать отвечать на свои же вопросы с его точки зрения. Сознательно стараясь быть другим человеком, обучаемый может глубже понять и чувства этого человека.
4. Поиск нового поведения и испытание себя в новой роли. Ролевая игра делает безопасной ситуацию, в которой обучаемый может исследовать новые способы действия.
5. Обучение практическому искусству обучения. Избавиться от мелочной опеки родителей, объясниться на работе, поднять настроение и т.д. – для всех этих случаев ролевая игра хороша тем, активизирует ситуацию до того, как обучаемый столкнется с ней в реальной жизни, актуализирует готовность к успешному решению.
Тема 7. Портфолио педагога.
- Портфолио как инструмент профессионального самопознания и развития педагога.
- Методика накопления профессиональных достижений педагога.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определённый промежуток времени.
Портфолио - это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые в продуктном виде представляют профессиональные результаты и достижения воспитателя, а также характеризуют способы анализа и Основные вопросыирования своей профессиональной деятельности и карьеры, которыми он владеет.
Основные цели создания папки достижений – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки).
Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточный и конечный результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления, поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности.
По виду профессиональной деятельности выделяют следующие виды портфолио:
- практико-ориентированные, имеющие цель проанализировать практическую деятельность;
- проблемно-ориентированные, выступающие как средство повышения качества решения проблемы;
- проблемно-исследовательские, использующиеся для сбора и систематизации материала в связи с написанием конкурсной работы, научной работы, подготовкой к конференции и т.п.;
- тематические, посвященные анализу, разработке различных аспектов темы) и др.
Можно выделить портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов и комбинированный портфолио.