Устройство православного храма
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол - это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной
вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначен непосредственно для верующих.
Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.
Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).
Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.
В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.
В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы - в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы - пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил.
На парусах храма помещают изображения евангелистов. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Иеговы окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука.
Следующей по сакральности считается алтарная стена, то есть внутренняя восточная стена храма. Если купол - это образы церкви небесной, то алтарная стена - образы церкви земной. В полукупольном завершении над полуцилиндрической апсидой - алтарной конхе почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты, стоящей в рост с воздетыми руками. Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Сразу под конхой помещается сцена Евхаристии апостолов. А еще ниже в один или два ряда располагаются святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).
На стенах же храма развертывается евангельская история. В XI-XII веках сложилась обязательная схема двенадцати главных христианских праздников, следующих за евангельскими событиями. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы. В боковых же приделах храма в галереях и на хорах располагают сюжеты Ветхого завета, протоевангельской истории. А на столбах, поддерживающих купол - святых и мучеников. При этом особо выделяется западная стена (самая дальняя от алтаря). Здесь помещают сцены Страшного Суда, либо Успение Богоматери, либо Тайную Вечерю.
Русская культура
Древняя Русь | Феодальная раздробленность | XIII-XV вв. | |
Грамотность, письменность | Письменность - еще до 988 г. (черты и резы?) X в. - надписи на камне и дереве. Гнёздово, "Горухче" Текст договора Олега с греками - на 2-х языках. Свидетельства арабских авторов об идолах с подписями. К моменту принятия христианства - собственный алфавит Кирилл и Мефодий. Глаголица -> Кириллица. Грамотность распространена в городах (женщины подписывали пряслица, ремесленники - произведенные продукты; многочисленные бытовые надписи в храмах, просьбы к Богу). При Ярославе мудром - школы в Киеве. 1099 г. - первая школа для девочек. Анна - внучка Ярослава Мудрого. | 1951 г. Новгород - берестяные грамоты. Более 700. Домашнее обучение княжей и княжен. Грамотность, геометрия, риторика, астрономия, медицина, "инемные языкы" В основном обучение - при монастырях. | Домашнее обучение; Обучение при монастырях. Назидательная и дидактическая литература; в основном - переводная Устав -> полуустав -> скоропись (с XV в.) Пергамент -> Бумага (VIP - пергамент; черновые записи - береста) |
Летописание | "Повесть временных лет" - Нестор, Киево-Печерская лавра, начало XII в. "Рукой писца управляли политические и мирские интересы" (ак. Шахматов) | Появление отдельных летописей: Псковской, Новгородской, Ипатьевской, Лавреньтьевской Каждая летопись начинается с ПВЛ, потом - события княжества. Киевская - подчиняется власти, Новгородская - демократична. Лаврентьевская - политична, Ипатьевская - войны. | 1325 г. - Московская летопись 1408 г. - Троицкая летопись (общерусский летописный свод) 1479 г. - Московский летописный свод |
Литература | 150 книг. Остромирово Евангелие - старейшая (1056-1057). "Слово о законе и благодати" (Митрополит Илларион) "Киево-Печерский патерик" - высказывания отцов церкви Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха» (1096 или 1117г.) Пергамен. Красная буквица в начале. Миниатюры. Переплетенные. Переводная литература ("Александрия", "Повесть о разорении Иерусалима") Жизнеописания русских святых. Борис и Глеб. | Идеи единения. "Слово о полку Игореве", конец XIII в. (1185 г. - поход Игоря) «Мстиславово Евангелие» XII в "Слово Даниила Заточника" Жанр "плачей" «Хождения». | Исторические повести. Часто - часть летописного текста. До Куликовской битвы: "О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", повести об Александре Невском и др. Появление хронографов= сочинений по всемирной истории. 1442 г. - хронограф Пахомия Логофета "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" (Сафоний Рязанец) |
Архитектура | 150 памятников архитектуры домонгольского периода до конца X в. - нет монументального каменного зодчества; деревянные либо деревянно-земляные постройки X в. - церковь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь) 15 каменных храмов XI - начала XII вв. 1037 г. - Софийский собор (13 куполов). 1037 г. - Золотые ворота (Киев) Софийские соборы в Новгороде, Чернигове, Полоцке. Принципы построения - византийские. Крестово-купольный тип храмов. | Большинство храмов XII - начала XIII вв. - одноглавые Разные архитектурно-художественные школы. Киев, Смоленск, Рязань, Чернигов - плинфа (плоский кирпич). Новгород - белый известняк. Новгород: соборы Юрьева и Антоньева монастыря, церковь Спаса на Нередице Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжество - каменные глыбы. ВСк: Золотые ворота, Успенский, Дмитриевский соборы, остатки дворца Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли. | До конца XV в. - сохранение особенностей Владимиро-Суздальской и Новгородской школы Церковь Федора Стратилата Москва: строительство каменных Кремлей. 1367 г. - Белокаменный кремль 1382 г. - пострадал; нуждается в перестройке; Конец XV в. - Краснокаменный Кремль. Неправильный треугольник. Окружен Москва-рекой и Неглинной. Построение Соборной площади Кремля. 1479 г. - Успенский собор 1489 г. - Благовещенский собор 1509 г. - Архангельский собор Рубеж XV - XVI вв. - Грановитая палата Марко Руффо, Пьетре и Антонио Саляри, Алевиз Новый (Миланец), Аристотель Фиорованти Кремль = парадная резиденция |
Живопись | Фрески = водяные краски + штукатурка София Киевская (ЯМ и дочери, бытовые сцены) Мозаика = смальта + мрамор + керамика + камень. Богоматерь Оранта - София Киевская Иконы (греч. "изображение, образ"); XI-XII вв. - Владимирская Богоматерь. XI в. - иконописцы Алимпий, Олисей и др. | Образование самостоятельных иконописных школ (своя манера исполнения и цветовая гамма) Книжные миниатюры, буквицы | Конец XV в. - "Русское возрождение" Произведения высокой нравственной и духовной силы. Феофан Грек.Расписал ц. Спаса на Ильине ул., Кремль. Эмоциональное напряжение, трагизм. Федор Стратилат.Новгородский художник. Работал в Новгороде, Москве. Сочетал темные и белые краски Андрей Рублев. Мастер законченной композиции. "Троица", "Владимирская богоматерь". Ученики АР расписывали Успенский собор в Звенигороде, Троице-Сергиевую Лавру. |
Скульптура | не получила развития - церковь протестует, т.к. это напоминало о языческой вере и идолах; резьба по дереву и камню в храмах - редкость | ________ | ________ |
Фольклор | Киевская Русь = былинное время | Появление в былинах образов монгольских ханов. Старые былинные герои - с чертами монголов. | |
Музыка | песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах. гуслях. Богослужебное пение | ||
Театр | медвежий цирк, скоморохи | ||
Общественно-политическая мысль | Выразители - летописцы | Идеи объединения Руси и централизующей функции Москвы. Идея преемственности Москвы. Монах Фелофей. "Москва - третий Рим" Нил Сорский, Иосиф Волоцкий | |
Наука | Зарождение преднаучных знаний; первые аптеки на Руси; зеленники, травники; "Книга сошного письма" = геометрия. Измерение площадей земли. Проиводство красителей на основе естественных компонентов. Конец XV в. - эпоха "хождений". Зарождение путешествий и географии. 1466-1472 г. - Хождение Афанасия Никитина. Первое в европейской литературе описание Индии. Хронографы = зачатки исторических знаний | ||
Декоративно-прикладное искусство и ремесла | Б.А.Рыбаков: 60 ремесел в 300 городах. Кузнецы, колокололитейщики (в т.ч. - женщины), ювелиры, стеклоделы. С середины X в. - кирпич, многоцветная керамика, обработка дерева и кожи. Производство оружия: сабель, кольчуги, мечи. | Важнейшие ремесленные техники: зернь, скань, финифть, перегородчатая эмаль. Трехгранные ножи в Новгороде, замки, ключи. XII-XIII вв. - появление арбалетов и граненых стрел. | Золототкачество (монастыри), более 100 швов, создание "рисунков иглой". |