Русское централизованное гоударство

1462-1505 гг. Иван III Васильевич
1505-1533 гг. Василий III Иванович

Чины и звания

Русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат, члены которого назывались дворовые люди. В состав дворовых людей входили следующие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники и др. В связи с нераздельностью понятий, что является личным делом князя, а что государственным, им приходилось исполнять не только придворные, но также различные административные, судебные и военные обязанности. При этом бояре, окольничие, думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы - второй класс. После введения в 1722 г. Петром I «Табели о рангах» старинные русские чины и звания больше не применялись.
БОЯРИН
1) Старший дружинник, советник князя в древнерусском государстве IX-XIII вв.; 2) феодал-землевладелец 3) высший служебный чин в Русском государстве XIV-XVII вв., а также лицо, пожалованное этим чином. В бытовом отношении все феодалы-помещики в XVII в. для зависимого от них населения являлись боярами; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Звание боярин давало право участвовать в заседаниях Боярской думы; ближний или комнатный боярин был особо доверенным лицом царя и имел право доступа в царские покои; родственник царицы получал звание свойственного боярина. Бояре возглавляли особые отрасли управления. Как феодалы - землевладельцы они являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами в своих вотчинах (право иммунитета), имели своих вассалов. В XIV-XV вв. по мере формирования единого централизованного государства и соответственно государственного имущества, политические права бояр ограничивались; происходили изменения и в социальном составе боярства. Великокняжеская, а с середины XVI в. царская власть настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись ее политике централизации. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана Грозного, а отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства. Звание боярин было отменено Петром I в начале XVIII в.
ВОЕВОДА
Военачальник, правитель у славян. На Руси известен с Х в. (упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения). С конца XV в. вплоть до создания в России регулярной армии (начало XVIII в.) - военный руководитель полка или отряда. В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, В XVII в. их власть, военная и гражданская, значительно усилилась. В это время они подчинялись московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена
ВОЛОСТЕЛЬ
Должностное лицо в Русском государстве XI- XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели «кормились» за счет населения, платившего налоги.
ГОЛОВА
Название военных и административных должностных лиц в России XVI-XVII вв. Должность головы существовала до начала XVIII в. Жалованной грамотой городам в 1795 г. в России была введена должность городского головы.
ГОРОДНИЧИЙ
Представитель местной администрации в Московском государстве, позднее - в Российской империи. Должность городничего ведет свое начало с первой половины XVI в. от городового приказчика. В 1775-1782 гг. возглавлял административно-полицейскую исполнительную власть в уездных городах. В XIX в. городничие назначались главным образом из отставных офицеров. Должность была упразднена в 1862 г.
ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ
Выборные из среды уездных служилых людей, правители городов и уездов в России XVI в.; подчинялись наместнику. Ведали делами служилых людей, строительством, ремонтом городских крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей и др. В военное время выполняли функции городского военного коменданта. После введения должностей городовых воевод стали их помощниками, назначались непосредственно воеводами из местных дворян.
ГРИДИН
Младший дружинник, собирательное гридь - младшая дружина. Гридница - часть дворца, где жила гридь. С конца XII в. термин «гридь» исчезает и вместо него появляется «двор», в смысле младшей дружины.
ДВОРЕЦКИЙ
Дворовый человек русских князей и московских царей. С развитием приказного строя дворецкий в XVII в. становится начальником приказа Большого дворца, в ведении которого находились хозяйственные дворы. С 1473 по 1646 гг. в Москве был всегда только один дворецкий; с 1646 г. это звание имели одновременно 12 бояр; затем почти ежегодно его жаловали то одному, то нескольким боярам сразу. В результате должность боярина-дворецкого превратилась в почетный титул, так как приказом Большого дворца продолжал руководить только один.
ДВОРСКИЙ
Предшественник дворецкого в роли управляющего княжеским хозяйством до начала XVI в.; он ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров.
ДВОРЧЕСТВО С ПУТЕМ
Почетное звание боярина-дворецкого, жаловавшееся во второй половине XVII в. и сопровождавшееся денежными доходами с определенной местности. Таким званием был пожалован 8 мая 1654 г. боярин В. В. Бутурлин.
ДЕТИ БОЯРСКИЕ
Разряд мелких феодалов, появившихся на Руси в XV веке. Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские - потомки младших членов княжеских дружин - отроков. С образованием Русского единого государства большое количество детей боярских перешло на службу к московскому великому князю. В феодально-служилой иерархии XV-первой половины XVI вв. «дети боярские» стояли выше дворян, так как последние часто происходили от несвободных княжеских слуг удельного времени. Термин «дети боярские» исчез в ходе реформ начала XVIII в. в связи со слиянием служилых людей в один класс - дворянство
ДЕТСКИЕ
Младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.
ДУМНЫЙ ДВОРЯНИН
В Русском государстве XVI-XVIII вв. третий «по чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседании Боярской думы, являясь в подавляющем большинстве выходцами из родовитых фамилий; количество их было невелико. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.
ДУМНЫЕ ЧИНЫ
В Русском государстве в XVI-XVII вв. должностные лица - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената. Дьяк-служитель. В Древнерусском государстве дьяки были личными слугами князя, причем часто несвободными. Хранили княжескую казну и вели делопроизводство, в связи с чем первоначально назывались писарями. Образование в Московском государстве в XIV-XV вв. приказов потребовало большого количества грамотных и энергичных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр - начальников приказов. В XVI в. дьяки уже играли видную роль в местном управлении, являясь помощниками наместников во всех делах, кроме военных; ведали государственными финансами. Новым крупным шагом в возвышении дьяков сталоих проникновение в Боярскую думу (предположительно на рубеже XV- XVI вв.), где они пользовались равным с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями.
ЖИЛЬЦЫ
Один из разрядов служилого чина в Московском государстве в XVI-начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попавший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сделать карьеру, т. е. стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Термин «жильцы» исчез в ходе реформ Петра I.
КЛЮЧНИК
То же, что тиун, т. е. холоп великого князя, но вместе с тем первый человек в его домашнем хозяйстве, исполнявший также обязанности управляющего и судьи. Имел даже собственных рабов и дьяков. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой.
КНЯЖИЙ МУЖ
Член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав дружины; являлся советником князя и занимал высшие военные и гражданские должности - посадника, тысяцкого, воеводы. Иногда имел свою собственную дружину.
КОНЮШИЙ
Придворный чин Русского государства XV-начала XVII вв. - начальник Конюшего приказа. Руководил Боярской думой и активно участвовал в дипломатической и военной деятельности; иногда возглавлял правительство (И. Ф. Овчина-Телепнев, Б. Годунов).
КРАВЧИЙ
Придворный чин Московского государства. Впервые упоминается в самом начале XVI в. Служил государю за столом во время торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания. Кроме надзора за питьем и едой на кравчего возлагались обязанности по рассылке в дни торжественных обедов еды и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. На должность кравчего назначались представители наиболее знатных фамилий. Срок службы кравчего не превышал пяти лет. В списках они писались после окольничих. Кравчество, являвшееся высшей степенью для стольника, не соединялось с высшими служебными дожностями - дворецкого, окольничего и боярина.
ЛОВЧИЙ
Чин княжеского двора. Ловчие были не только охотниками, спутниками князя по охоте, но и исполнителями его различных поручений, в том числе и дипломатических. В ловчие назначались люди неименитые, но некоторые из них впоследствии возвышались до звания думных дворян, окольничих и даже бояр. Например, Нагие и Пушкины, достигшие боярства
МЕЧНИК
Чин княжеского двора, главной обязанностью которого была судебная. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам.
НАМЕСТНИК
1) В Древнерусском государстве-должностное лицо, назначавшееся князем и возглавлявшее в городах вместе с волостелями местное управление. Должность впервые введена в XII в. и окончательно установлена в XIV в. Вознаграждались за службу путем кормлений (т. е. за счет местного населения). В распоряжении наместника имелся административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555-1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями; 2) в Российской империи - глава местного управления. Должность введена при Екатерине II в 1775 г. для усиления централизации власти. Наместник (генерал-губернатор) возглавлял управление двух-трех губерний, наделялся чрезвычайными полномочиями, а также правом общественного надзора над всем местным аппаратом управления и суда, был ответственен лишь перед императрицей. В его ведении находились также и войска, расположенные на территории наместничества. В 1796 г. Павел I упразднил должность, но вскоре она была восстановлена Александром I. В XIX-XX вв. существовали наместничества в Царстве Польском (1815-1874 гг.) и на Кавказе (1844-1883, 1900- 1917 гг.).
ОКОЛЬНИЧИЙ
Придворный чин и должность в Русском государстве XIII-начала XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV- XVIII вв. окольничие входили в состав Боярской думы, принадлежа ко второму по значению (после боярина) думному чину. Чин отменен в 1711 г.
ОРУЖНИЧИЙ
Русский Придворный чин примерно с XVI в. В его обязанности входило заведование «казенной оружейной палатой», т. е. царской оружейной казной. В придворной иерархии эта должность считалась очень высокой и на нее назначались окольничие или бояре. Из восьми известных по спискам оружничих четверо - князья. С учреждением в XVII в. Оружейного приказа обязанности оружничего расширились. Будучи начальником приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об его изготовлении и закупке. Лжедмитрий I установил в 1605 г. сан великого оружничего.
ОТРОКИ
Младшие члены дружины в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги князя, в противоположность детским - боевым членам дружины. В отроках были и несвободные люди - холопы. В обязанность отроков входила служба за столом князя, уборка вещей и выполнение разных его поручений. В совете князя отроки участия не принимали, за исключением военных советов.
ПЕЧАТНИК
Чин княжеского двора, известный с первой половины XIII в. Как следует из летописей, печатники происходили из именитых людей, но одинаково хорошо владели как пером, так и мечом. С XVII в. должности печатников занимали исключительно дьяки, а с половины XVII в. - думные дьяки, руководившие Посольским и Печатным приказами.
ПОДЬЯЧИЙ
Помощник дьяка. Подьячие разделялись на старших, средних и младших. С 1641 г. подьячими могли стать только служилые люди, вследствие чего их служба стала наследственной.
ПОСАДНИК
Должностное лицо в Древней Руси, имевшее значение княжеского наместника. Особую роль они играли в Новгородском и Псковском народоправствах. Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), великий князь Московский Иван III Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни посадника, ни веча.
ПОСТЕЛЬНИЧИЙ
Чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». По Шереметевской боярской книге упоминается впервые с 1495 г., но фактически существовал значительно раньше этого времени под наименованием покладника. Постельничий был ближайшим слугой князя: спал с ним в одной комнате, ходил в баню, сопровождал в торжественных случаях. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характер.
РЫНДА
Старинное почетное звание царского оруженосца и телохранителя (не было чином и жалования не приносило). Оно давалось молодым людям (наиболее рослым и красивым) из лучших фамилий, состоящим в чине стольника или стряпчего.
СПАЛЬНИК
Придворный чин в Русском государстве в XV- XVII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения.
СОКОЛЬНИЧИЙ
Чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие назначались обычно люди неименитые, но бывало, что впоследствии они получали звания окольничего или даже боярина. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 г. назначения на эту должность не встречаются.
СТОЛЬНИК
Дворцовый чин, известный с XIII в. Служба в стольниках была почетной, среди них были в основном представители высшей аристократии: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Репнины и др.
СТРЯПЧИЙ
1) Старинный русский дворцовый чин. Наименование заимствовано от слова «стряпать», т. е. делать, работать; 2) в XVIII-начале XX вв. - поверенный в делах (адвокат), а также чиновник ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.

Состав русского духовенства





Православное духовенство объединяет священнослужителей - членов церковной иерархии всех трех ее степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия)  
Архиерей
Общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: патриархов, экзархов, митрополитов, архиепископов, епископов. Употребляется наряду с поименованием «иерарх» «архипастырь».
Патриарх
Высший духовный сан в православии, титул главы атокефальной поместной православной церкви. Титул патриарха установлен Халкидонским церковным собором (451 г.). В конце VI в. Константинопольский патриарх получил титул «вселенского патриарха» и право высшего надзора за соблюдением церковных канонов и законов, созыва Вселенского собора и возведения епископов в сан митрополита. В 884 г. Константинопольский патриарх Фотий составил специальные постановления о патриаршей власти, определяющие границы и привилегии патриарха. В IX-XI вв. из Константинопольского патриархата выделились православные автокефальные поместные церкви, получившие патриаршее устройство. После разделения Христианской церкви (1054 г.) на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) титул патриарха закрепился за иерархами восточной церкви. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси - Иов - был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Состоявшийся в 1590 г. в Константинополе собор восточных патриархов отвел патриарху Московскому и всея Руси пятое (тогда - последнее) место за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами, которое он занимает и поныне (уже среди 15 православных иерархов). Наибольшего могущества власть патриарха в России достигла при Никоне (патриарх в 1652-1666 гг.). Постепенное подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I. Продержавшись немногим более 100 лет, патриаршество в России прекратило свое существование со смертью патриарха Адриана в 1700 г, В 1700-1721 гг. РПЦ возглавлял местоблюститель патриаршего престола (Стефан Яворский). В 1721-1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим синодом с обер-прокурором (мирянином) во главе. Патриаршая форма правления в РПЦ была восстановлена решением поместного собора в ноябре 1917 г.
Митрополит
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, первый по старшинству частный черного духовенства. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Митрополиты на Русь направлялись Константинопольским патриархом, как правило, из греков. Первым митрополитом из русских стал Иларион (1051-1062 гг.). Главными городами митрополии последовательно были Киев (до 1299 г.), Владимир на Клязьме (до XIV в.), Москва. В 1448 г. собор русских епископов провозгласил Русскую церковь автокефальной (независимой), после чего глава церкви - митрополит всея Руси - стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно раэделилась на две - Киевскую и Московскую. После учреждения в России патриаршества (1589 г.) были выделены четыре митрополии - Новгородская, Казанская, Ростовская, Крутицкая. Возглавлявшие их архиереи получили титул митрополита. Со времени учреждения Петром I Святейшего правительствующего синода возведение архиереев в сан митрополита прекратилось. Эта традиция была восстановлена при императрице Елизавете Петровне (1741-1761 гг.).
Архиепископ
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917г. второй по старшинству частный титул черного духовенства, глава административно-территориального церковного округа - епархии. В России титул архиепископа первым получил епископ Новгородский в 1165 г. В последующем это звание как почетный титул присваивалось епископам в качестве награды.
Епископ
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.
Архимандрит
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. четвертый по старшинству частный титул черного духовенства; высший монашеский чин; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей, В России чин архимандрита присваивался лишь одному из игуменов монастырей в епархии. Впервые это наименование встречается в летописи 1174 г. как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа. В XIX-XX вв. в РПЦ чин архимандрита давался уже не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимавшим высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии). Чин присваивался также как высшая награда священнослужителям из черного духовенства. В белом духовенстве чину архимандрита соответствовал чин протоиерея и протопресвитера.
Иеромонах
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, принявший монашество. В РПЦ введение иеромонашества относится к временам Феодосия Печерского (XI в.).
Протопресвитер
Высшее звание (частный титул) белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед церковью. В РПЦ до 1917 г. было четыре протопресвитера: Большого придворного собора в Санкт-Петербурге (являлся главой придворного духовенства; он же возглавлял Благовещенский собор Московского Кремля и, как правило, был духовником императорской семьи); глава военного и морского духовенства; настоятели Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.
Протоиерей
До 1917 г. первый по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, выполнявший обязанности старшего священника (настоятеля) храма. Звание протоиерея давалось и как церковная награда.
Иерей
До 1917 г. второй по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; официальное название православного священника. Это наименование употреблялось наряду с «пресвитер», «священник».
Архидиакон
Главный (старший) диакон в епархии, обыкновенно состоявший при кафедральном соборе правящего епископа. В России архидиаконат не получил широкого распространения, сохраняясь в основном в больших монастырях и некоторых соборах.
Протодиакон
Частный титул белого духовенства; первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Титул давался также диаконам придворного ведомства. Иногда жаловался в виде награды диаконам церквей за особые заслуги.
Диакон
До 1917 г. третий по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Диакон, принявший монашество, назывался иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве назывался протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом; состоял при архиерее).
Игумен
Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного мужского монастыря или настоятельнице женского монастыря (игуменья). Мог также присваиваться и настоятелю храма, если он монах.
 

Митрополиты

МИХАИЛ
Первый митрополит русский (согласно наиболее достоверным историческим свидетельствам). Грек. Был отправлен греческим императором Василием Македонянином и патриархом Константинопольским Фотием в 861 г. для крещения русских. Возглавил малую русскую церковь из 200 православных семейств, крещенных Кириллом и Мефодием.
ЛЕОН (Лев)
Митрополит русский с 991 г., также греческого прохождения. По всей видимости, Леон (Лев) как глава автокефальной Охридской (Болгарской) митрополии одновременно имел под своим началом еще не сформировавшуюся миссионерскую русскую церковь. В первые годы существования русской церкви был канонически признан ее главой, не переселяясь в Киев.
ИОАКИМ
Первый Новгородский епископ, направленный (согласно Новгородской летописи) в 991 г. киевским князем-крестителем Владимиром для крещения народа Новгорода. Иоаким был первым епископом, приведенным Владимиром из Корсуня.
ФЕОПЕМПТ
Первый Киевский митрополит греческого происхождения, получивший киевскую митрополию в 1037 г, при Ярославе. При нем Ярославом впервые была заложена митрополия (резиденция митрополита) и построена первая кафедральная церковь Святой Софии (как бы в подражание Константинополю).
ИЛАРИОН
Первый митрополит из русских, поставленный Ярославом в 1051 г. без согласования с Константинополем. Этим актом устанавливалась русская церковная автономия. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. В 1054 г. Ярослав (после брака в 1052 г. с греческой принцессой и рождения в 1053 г. сына Всеволода) устранил Илариона с кафедры митрополита. Иларион ушел в монахи Киево-Печерского монастыря с именем Никон. Здесь он стал составителем летописного свода 1073 г. (одного из источников «Повести временных лет»), дипломатом, миссионером-основателем монастыря в Тмутараканской области, игуменом монастыря. Умер в 1088 г.
ЕФРЕМ
Киевский митрополит греческого происхождения, сменивший Илариона. Поставлен в 1055 г.
КЛИМЕНТ
Киевский митрополит из русских, поставленный в 1147 г. независимо от греков собором шести русских епископов по желанию великого князя Изяслава Мстиславовича. Это второй (после Илариона) самостоятельно поставленный митрополит из русских.
ФЕОДОР
Митрополит, приглашенный на Киевскую митропо­лию в 1161 г. великим князем Ростиславом. Умер в 1163 г.
ИОАНН IV
Митрополит-грек, поставленный Константинополем на Киевскую митрополию в 1164 г. С его приходом завершилась 17-летняя смута на русской митрополичьей кафедре. Она повторно (после поставления Илариона) выявила исторически назревавшую проблему постепенной национализации русской поместной церкви в плане ее полного самоуправления.
КИРИЛЛ II (1223-1233 гг.)
Митрополит греческого происхождения. За свою ученость был прозван «философом».
КИРИЛЛ III (1249-1281 гг.)
Митрополит Киево-Владимирский. Третий митрополит из русских. Местом своего пребывания Кирилл - первым из русских митрополитов - избрал не Киев, а Владимир. Учредил две новые епархии: Ростовскую и Сарскую (в Сарае). В 1274 г. созвал поместный собор, на котором было установлено 12 правил о церковных делах. Скончался в Переяславле, но погребен (последним из митрополитов) в кафедральном Софийском соборе Киева.
МАКСИМ (1287-1305 гг.)
Митрополит греческого происхождения. Окончательно перенес резиденцию своей кафедры из Киева во Владимир. При этом переносилась только резиденция («седалище»), а не кафедра митрополита, которая по-прежнему считалась «Киевской». Кроме Киевской митрополии Максим возглавил я Владимирскую епархию.
ПЕТР (1308-1326 гг.)
Митрополит Киевский и всея Руси (из русских). Активно поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение. Перенес свою резиденцию в Москву, где после кончины и был погребен в стене строившегося Успенского собора. Первым из русских митрополитов был причислен Константинопольским патриархом к лику святых (канонизирован). Канонизация Петра способствовала превращению Москвы в общерусский церковный центр.
ФЕОГНОСТ (1328-1353 гг.)
Митрополит греческого происхождения. Окончательно утвердил местонахождение резиденции митрополитов в Москве. Являлся последовательным защитником интересов московских князей (с 1328 г.-великих князей).
АЛЕКСИЙ (1353-1378 гг.)
Митрополит из иноков московского Богоявленского монастыря, сын знатного черниговского боярина. Имел обширное образование и глубокий ум, что позволило ему стать влиятельным церковным служителем и политиком. После смерти великого князя Симеона Ивановича (1353 г.) фактически являлся опекуном княжеской власти, а с 1358 г. - официальным регентом малолетнего князя Дмитрия. Неоднократно примирял князей в их распрях. Последовательно отстаивал интересы московской государственной власти. Канонизирован.
ПИМЕН (1380-1387 гг.)
Митрополит, посвященный Константинопольским патриархом в «митрополита Киевского и Великой Руси» по подложным грамотам московского великого князя. После многолетней борьбы с митрополитом Киприаном за московскую кафедру был отстранен и осужден патриаршим собором.
КИПРИАН (1388-1406 гг.)
Митрополит болгарского происхождения. С 1376 г. -митрополит Киевский и Литовский, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. В 1380 г. был лишен Киевской кафедры, но оставлен митрополитом «Малой России и Литвы». В 1388 г. был определен митрополитом Киевским и всея Руси». Заступил на московскую кафедру в 1390 г. Автор многочисленных богословских трудов. Канонизирован.
ФОТИЙ (1408-1431 гг.)
Митрополит греческого происхождения. Строгий аскет. Ученый-богослов. Явился посредником в заключении брака Анны - дочери московского великого князя Василия Дмитриевича с Иоанном-старшим сыном Константинопольского императора Мануила.
ГЕРАСИМ (1433-1435 гг.)
Митрополит Московский и всея Руси (или Киевский и всея Руси), согласно новгородским летописям. По некоторым другим источникам - только митрополит Литовский.
ИСИДОР (1436-1441 гг.)
Последний московский митрополит из греков. Один из активнейших участников Ферраро-Флорентийского собора, посвященного заключению унии христианских церквей. Был сторонником принятия Флорентийской унии на условиях папы Римского. После ее подписания (1439 г.) получил от папы сан кардинала-пресвитера и звание легата от ребра апостольского для провинций: Литвы, Ливонии, всей России и Польши. В 1441 г. прибыл в Москву, въехав в город с несением перед ним латинского креста и поминанием на литургии папы Евгения IV. Через три дня после торжественного въезда в Москву и провозглашения акта унии великий князь Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Из-под ареста бежал в Рим. Умер в 1463 г. титулярным Константинопольским патриархом.
ИОНА (1448-1461 гг.)
Митрополит из Рязанских епископов. После низложения Исидора был посвящен в митрополиты собором русских епископов и великим князем без согласия Константинопольского патриарха. Тем самым русская церковь обрела полную автономию. В 1458 г. из-под власти митрополита Московского ушла литовско-галицкая часть русской церкви, что послужило толчком к становлению Западно-Русской церкви. Перед смертью Иона написал особую грамоту с благословлением ростовскому архиепископу Феодосию быть преемником. Канонизирован.
ФЕОДОСИЙ (1461-1464 гг.)
Митрополит, с поставления которого начинается период полной фактической автокефалии Русской церкви. С этого времени (и до введения патриаршества) русские митрополиты начинают титуловаться «Московскими и всея Руси», отмечая тем самым начало московского периода русской митрополии. Феодосий стал первым русским митрополитом, которого великий князь Московский утвердил в сане единолично, заменив в этой роли христианских греческих государей-императоров. Феодосии отличался особой строгостью к недобросовестным священнослужителям. По своей воле оставил митрополию и удалился на покой в Чудов монастырь.
ФИЛИПП (1-й) (1464-1473 гг.)
Митрополит из Суздальских епископов. Был избран своим предшественником митрополитом Феодосием при участии великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505) и собора епископов. Филипп I начал постройку будущей российской православной святыни - нового московского Успенского собора.
ГЕРОНТИЙ (1473-1489 гг.)
Митрополит из Коломенских епископов. При Геронтии была завершена постройка Успенского собора, торжественно освященного им в 1479 г. Геронтий подталкивал Ивана III к свержению монгольского ига.
ЗОСИМА (1490-1494 гг.)
Митрополит из архимандритов Симонова монастыря в Москве. Был обвинен в кощунстве и приверженности к ереси жидовствующих. В 1492 г. составил пасхалию (таблицу дат празднования пасхи) на тысячу лет. В 1494 г. оставил митрополию и поселился в монастыре.
СИМОН (1495-1511 гг.)
Митрополит из игуменов Троице-Сергиевого монастыря. Со времени поставления Симона русская церковь стала подвергаться все более сильному воздействию со стороны государственной власти.
ВАРЛААМ (1511-1521 гг.)
Митрополит из архимандритов Симонова монастыря. Избран Василием III по собственному усмотрению без соборного участия. В результате серьезных разногласий с Василием III был отстранен от митрополии и сослан в монастырь.
ДАНИИЛ (1522-1539 гг.)
Митрополит из игуменов Волоколамского монастыря, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого. Идейный вождь иосифлян (критиков нестяжательства, защитников церковно-монастырского землевладения) в борьбе с заволжскими старцами. Неоднократно, в угоду великому князю Василию Ивановичу, нарушал церковные правила, жестоко преследовал своих противников. Автор многочисленных церковных сочинений. В 1539 г. был изгнан с митрополичьей кафедры Иваном Шуйским и сослан в Волоколамский монастырь, где скончался в 1547 г.
ИОАСАФ (1539-1542 гг.)
Митрополит из игуменов Троицкого монастыря. За свою поддержку Бельского был сведен И. Шуйским с митрополии и сослан сначала в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1555 г.
МАКАРИЙ (1542-1563 гг.)
Митрополит из Новгородских зрхиепископов. Приверженец идеи государственной и церковной централизации, сторонник иосифлян. Содействовал укреплению власти Ивана IV (Грозного), вдохновлял его Казанские походы. Впервые на Руси совершил акт церковного венчания на царство Ивана IV (16 января 1547 г.). Боролся с новгородско-московской ересью. Вместе с Иваном IV был инициатором созыва в 1551 г. большого церковного собора (Стоглавый собор, от названия сборника соборных постановлений, поделенного на сто глав - «Стоглав»). Явился одним из основных авторов и редакторов «Стоглава». На соборе выступил против попыток правительства ограничить права и привилегии церкви, одновременно обосновывая необходимость укрепления царской власти. Макарий способствовал открытию в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Был инициатором и руководителем подготовки собрания произведений русской церковной письменности. После двадцати лет работы Макарий подготовил огромный 12-томный сборник фолиантов, известный под наз

Наши рекомендации