Русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат, члены которого назывались дворовые люди. В состав дворовых людей входили следующие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники и др. В связи с нераздельностью понятий, что является личным делом князя, а что государственным, им приходилось исполнять не только придворные, но также различные административные, судебные и военные обязанности. При этом бояре, окольничие, думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы - второй класс. После введения в 1722 г. Петром I «Табели о рангах» старинные русские чины и звания больше не применялись. |
БОЯРИН |
1) Старший дружинник, советник князя в древнерусском государстве IX-XIII вв.; 2) феодал-землевладелец 3) высший служебный чин в Русском государстве XIV-XVII вв., а также лицо, пожалованное этим чином. В бытовом отношении все феодалы-помещики в XVII в. для зависимого от них населения являлись боярами; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Звание боярин давало право участвовать в заседаниях Боярской думы; ближний или комнатный боярин был особо доверенным лицом царя и имел право доступа в царские покои; родственник царицы получал звание свойственного боярина. Бояре возглавляли особые отрасли управления. Как феодалы - землевладельцы они являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами в своих вотчинах (право иммунитета), имели своих вассалов. В XIV-XV вв. по мере формирования единого централизованного государства и соответственно государственного имущества, политические права бояр ограничивались; происходили изменения и в социальном составе боярства. Великокняжеская, а с середины XVI в. царская власть настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись ее политике централизации. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана Грозного, а отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства. Звание боярин было отменено Петром I в начале XVIII в. |
ВОЕВОДА |
Военачальник, правитель у славян. На Руси известен с Х в. (упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения). С конца XV в. вплоть до создания в России регулярной армии (начало XVIII в.) - военный руководитель полка или отряда. В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, В XVII в. их власть, военная и гражданская, значительно усилилась. В это время они подчинялись московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена |
ВОЛОСТЕЛЬ |
Должностное лицо в Русском государстве XI- XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели «кормились» за счет населения, платившего налоги. |
ГОЛОВА |
Название военных и административных должностных лиц в России XVI-XVII вв. Должность головы существовала до начала XVIII в. Жалованной грамотой городам в 1795 г. в России была введена должность городского головы. |
ГОРОДНИЧИЙ |
Представитель местной администрации в Московском государстве, позднее - в Российской империи. Должность городничего ведет свое начало с первой половины XVI в. от городового приказчика. В 1775-1782 гг. возглавлял административно-полицейскую исполнительную власть в уездных городах. В XIX в. городничие назначались главным образом из отставных офицеров. Должность была упразднена в 1862 г. |
ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ |
Выборные из среды уездных служилых людей, правители городов и уездов в России XVI в.; подчинялись наместнику. Ведали делами служилых людей, строительством, ремонтом городских крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей и др. В военное время выполняли функции городского военного коменданта. После введения должностей городовых воевод стали их помощниками, назначались непосредственно воеводами из местных дворян. |
ГРИДИН |
Младший дружинник, собирательное гридь - младшая дружина. Гридница - часть дворца, где жила гридь. С конца XII в. термин «гридь» исчезает и вместо него появляется «двор», в смысле младшей дружины. |
ДВОРЕЦКИЙ |
Дворовый человек русских князей и московских царей. С развитием приказного строя дворецкий в XVII в. становится начальником приказа Большого дворца, в ведении которого находились хозяйственные дворы. С 1473 по 1646 гг. в Москве был всегда только один дворецкий; с 1646 г. это звание имели одновременно 12 бояр; затем почти ежегодно его жаловали то одному, то нескольким боярам сразу. В результате должность боярина-дворецкого превратилась в почетный титул, так как приказом Большого дворца продолжал руководить только один. |
ДВОРСКИЙ |
Предшественник дворецкого в роли управляющего княжеским хозяйством до начала XVI в.; он ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров. |
ДВОРЧЕСТВО С ПУТЕМ |
Почетное звание боярина-дворецкого, жаловавшееся во второй половине XVII в. и сопровождавшееся денежными доходами с определенной местности. Таким званием был пожалован 8 мая 1654 г. боярин В. В. Бутурлин. |
ДЕТИ БОЯРСКИЕ |
Разряд мелких феодалов, появившихся на Руси в XV веке. Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские - потомки младших членов княжеских дружин - отроков. С образованием Русского единого государства большое количество детей боярских перешло на службу к московскому великому князю. В феодально-служилой иерархии XV-первой половины XVI вв. «дети боярские» стояли выше дворян, так как последние часто происходили от несвободных княжеских слуг удельного времени. Термин «дети боярские» исчез в ходе реформ начала XVIII в. в связи со слиянием служилых людей в один класс - дворянство |
ДЕТСКИЕ |
Младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек. |
ДУМНЫЙ ДВОРЯНИН |
В Русском государстве XVI-XVIII вв. третий «по чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседании Боярской думы, являясь в подавляющем большинстве выходцами из родовитых фамилий; количество их было невелико. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе. |
ДУМНЫЕ ЧИНЫ |
В Русском государстве в XVI-XVII вв. должностные лица - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената. Дьяк-служитель. В Древнерусском государстве дьяки были личными слугами князя, причем часто несвободными. Хранили княжескую казну и вели делопроизводство, в связи с чем первоначально назывались писарями. Образование в Московском государстве в XIV-XV вв. приказов потребовало большого количества грамотных и энергичных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр - начальников приказов. В XVI в. дьяки уже играли видную роль в местном управлении, являясь помощниками наместников во всех делах, кроме военных; ведали государственными финансами. Новым крупным шагом в возвышении дьяков сталоих проникновение в Боярскую думу (предположительно на рубеже XV- XVI вв.), где они пользовались равным с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями. |
ЖИЛЬЦЫ |
Один из разрядов служилого чина в Московском государстве в XVI-начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попавший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сделать карьеру, т. е. стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Термин «жильцы» исчез в ходе реформ Петра I. |
КЛЮЧНИК |
То же, что тиун, т. е. холоп великого князя, но вместе с тем первый человек в его домашнем хозяйстве, исполнявший также обязанности управляющего и судьи. Имел даже собственных рабов и дьяков. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой. |
КНЯЖИЙ МУЖ |
Член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав дружины; являлся советником князя и занимал высшие военные и гражданские должности - посадника, тысяцкого, воеводы. Иногда имел свою собственную дружину. |
КОНЮШИЙ |
Придворный чин Русского государства XV-начала XVII вв. - начальник Конюшего приказа. Руководил Боярской думой и активно участвовал в дипломатической и военной деятельности; иногда возглавлял правительство (И. Ф. Овчина-Телепнев, Б. Годунов). |
КРАВЧИЙ |
Придворный чин Московского государства. Впервые упоминается в самом начале XVI в. Служил государю за столом во время торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания. Кроме надзора за питьем и едой на кравчего возлагались обязанности по рассылке в дни торжественных обедов еды и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. На должность кравчего назначались представители наиболее знатных фамилий. Срок службы кравчего не превышал пяти лет. В списках они писались после окольничих. Кравчество, являвшееся высшей степенью для стольника, не соединялось с высшими служебными дожностями - дворецкого, окольничего и боярина. |
ЛОВЧИЙ |
Чин княжеского двора. Ловчие были не только охотниками, спутниками князя по охоте, но и исполнителями его различных поручений, в том числе и дипломатических. В ловчие назначались люди неименитые, но некоторые из них впоследствии возвышались до звания думных дворян, окольничих и даже бояр. Например, Нагие и Пушкины, достигшие боярства |
МЕЧНИК |
Чин княжеского двора, главной обязанностью которого была судебная. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. |
НАМЕСТНИК |
1) В Древнерусском государстве-должностное лицо, назначавшееся князем и возглавлявшее в городах вместе с волостелями местное управление. Должность впервые введена в XII в. и окончательно установлена в XIV в. Вознаграждались за службу путем кормлений (т. е. за счет местного населения). В распоряжении наместника имелся административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555-1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями; 2) в Российской империи - глава местного управления. Должность введена при Екатерине II в 1775 г. для усиления централизации власти. Наместник (генерал-губернатор) возглавлял управление двух-трех губерний, наделялся чрезвычайными полномочиями, а также правом общественного надзора над всем местным аппаратом управления и суда, был ответственен лишь перед императрицей. В его ведении находились также и войска, расположенные на территории наместничества. В 1796 г. Павел I упразднил должность, но вскоре она была восстановлена Александром I. В XIX-XX вв. существовали наместничества в Царстве Польском (1815-1874 гг.) и на Кавказе (1844-1883, 1900- 1917 гг.). |
ОКОЛЬНИЧИЙ |
Придворный чин и должность в Русском государстве XIII-начала XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV- XVIII вв. окольничие входили в состав Боярской думы, принадлежа ко второму по значению (после боярина) думному чину. Чин отменен в 1711 г. |
ОРУЖНИЧИЙ |
Русский Придворный чин примерно с XVI в. В его обязанности входило заведование «казенной оружейной палатой», т. е. царской оружейной казной. В придворной иерархии эта должность считалась очень высокой и на нее назначались окольничие или бояре. Из восьми известных по спискам оружничих четверо - князья. С учреждением в XVII в. Оружейного приказа обязанности оружничего расширились. Будучи начальником приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об его изготовлении и закупке. Лжедмитрий I установил в 1605 г. сан великого оружничего. |
ОТРОКИ |
Младшие члены дружины в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги князя, в противоположность детским - боевым членам дружины. В отроках были и несвободные люди - холопы. В обязанность отроков входила служба за столом князя, уборка вещей и выполнение разных его поручений. В совете князя отроки участия не принимали, за исключением военных советов. |
ПЕЧАТНИК |
Чин княжеского двора, известный с первой половины XIII в. Как следует из летописей, печатники происходили из именитых людей, но одинаково хорошо владели как пером, так и мечом. С XVII в. должности печатников занимали исключительно дьяки, а с половины XVII в. - думные дьяки, руководившие Посольским и Печатным приказами. |
ПОДЬЯЧИЙ |
Помощник дьяка. Подьячие разделялись на старших, средних и младших. С 1641 г. подьячими могли стать только служилые люди, вследствие чего их служба стала наследственной. |
ПОСАДНИК |
Должностное лицо в Древней Руси, имевшее значение княжеского наместника. Особую роль они играли в Новгородском и Псковском народоправствах. Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), великий князь Московский Иван III Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни посадника, ни веча. |
ПОСТЕЛЬНИЧИЙ |
Чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». По Шереметевской боярской книге упоминается впервые с 1495 г., но фактически существовал значительно раньше этого времени под наименованием покладника. Постельничий был ближайшим слугой князя: спал с ним в одной комнате, ходил в баню, сопровождал в торжественных случаях. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характер. |
РЫНДА |
Старинное почетное звание царского оруженосца и телохранителя (не было чином и жалования не приносило). Оно давалось молодым людям (наиболее рослым и красивым) из лучших фамилий, состоящим в чине стольника или стряпчего. |
СПАЛЬНИК |
Придворный чин в Русском государстве в XV- XVII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения. |
СОКОЛЬНИЧИЙ |
Чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие назначались обычно люди неименитые, но бывало, что впоследствии они получали звания окольничего или даже боярина. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 г. назначения на эту должность не встречаются. |
СТОЛЬНИК |
Дворцовый чин, известный с XIII в. Служба в стольниках была почетной, среди них были в основном представители высшей аристократии: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Репнины и др. |
СТРЯПЧИЙ |
1) Старинный русский дворцовый чин. Наименование заимствовано от слова «стряпать», т. е. делать, работать; 2) в XVIII-начале XX вв. - поверенный в делах (адвокат), а также чиновник ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела. |
Православное духовенство объединяет священнослужителей - членов церковной иерархии всех трех ее степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия) |
Архиерей |
Общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: патриархов, экзархов, митрополитов, архиепископов, епископов. Употребляется наряду с поименованием «иерарх» «архипастырь». |
Патриарх |
Высший духовный сан в православии, титул главы атокефальной поместной православной церкви. Титул патриарха установлен Халкидонским церковным собором (451 г.). В конце VI в. Константинопольский патриарх получил титул «вселенского патриарха» и право высшего надзора за соблюдением церковных канонов и законов, созыва Вселенского собора и возведения епископов в сан митрополита. В 884 г. Константинопольский патриарх Фотий составил специальные постановления о патриаршей власти, определяющие границы и привилегии патриарха. В IX-XI вв. из Константинопольского патриархата выделились православные автокефальные поместные церкви, получившие патриаршее устройство. После разделения Христианской церкви (1054 г.) на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) титул патриарха закрепился за иерархами восточной церкви. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси - Иов - был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Состоявшийся в 1590 г. в Константинополе собор восточных патриархов отвел патриарху Московскому и всея Руси пятое (тогда - последнее) место за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами, которое он занимает и поныне (уже среди 15 православных иерархов). Наибольшего могущества власть патриарха в России достигла при Никоне (патриарх в 1652-1666 гг.). Постепенное подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I. Продержавшись немногим более 100 лет, патриаршество в России прекратило свое существование со смертью патриарха Адриана в 1700 г, В 1700-1721 гг. РПЦ возглавлял местоблюститель патриаршего престола (Стефан Яворский). В 1721-1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим синодом с обер-прокурором (мирянином) во главе. Патриаршая форма правления в РПЦ была восстановлена решением поместного собора в ноябре 1917 г. |
Митрополит |
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, первый по старшинству частный черного духовенства. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Митрополиты на Русь направлялись Константинопольским патриархом, как правило, из греков. Первым митрополитом из русских стал Иларион (1051-1062 гг.). Главными городами митрополии последовательно были Киев (до 1299 г.), Владимир на Клязьме (до XIV в.), Москва. В 1448 г. собор русских епископов провозгласил Русскую церковь автокефальной (независимой), после чего глава церкви - митрополит всея Руси - стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно раэделилась на две - Киевскую и Московскую. После учреждения в России патриаршества (1589 г.) были выделены четыре митрополии - Новгородская, Казанская, Ростовская, Крутицкая. Возглавлявшие их архиереи получили титул митрополита. Со времени учреждения Петром I Святейшего правительствующего синода возведение архиереев в сан митрополита прекратилось. Эта традиция была восстановлена при императрице Елизавете Петровне (1741-1761 гг.). |
Архиепископ |
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917г. второй по старшинству частный титул черного духовенства, глава административно-территориального церковного округа - епархии. В России титул архиепископа первым получил епископ Новгородский в 1165 г. В последующем это звание как почетный титул присваивалось епископам в качестве награды. |
Епископ |
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии. |
Архимандрит |
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. четвертый по старшинству частный титул черного духовенства; высший монашеский чин; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей, В России чин архимандрита присваивался лишь одному из игуменов монастырей в епархии. Впервые это наименование встречается в летописи 1174 г. как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа. В XIX-XX вв. в РПЦ чин архимандрита давался уже не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимавшим высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии). Чин присваивался также как высшая награда священнослужителям из черного духовенства. В белом духовенстве чину архимандрита соответствовал чин протоиерея и протопресвитера. |
Иеромонах |
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, принявший монашество. В РПЦ введение иеромонашества относится к временам Феодосия Печерского (XI в.). |
Протопресвитер |
Высшее звание (частный титул) белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед церковью. В РПЦ до 1917 г. было четыре протопресвитера: Большого придворного собора в Санкт-Петербурге (являлся главой придворного духовенства; он же возглавлял Благовещенский собор Московского Кремля и, как правило, был духовником императорской семьи); глава военного и морского духовенства; настоятели Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. |
Протоиерей |
До 1917 г. первый по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, выполнявший обязанности старшего священника (настоятеля) храма. Звание протоиерея давалось и как церковная награда. |
Иерей |
До 1917 г. второй по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; официальное название православного священника. Это наименование употреблялось наряду с «пресвитер», «священник». |
Архидиакон |
Главный (старший) диакон в епархии, обыкновенно состоявший при кафедральном соборе правящего епископа. В России архидиаконат не получил широкого распространения, сохраняясь в основном в больших монастырях и некоторых соборах. |
Протодиакон |
Частный титул белого духовенства; первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Титул давался также диаконам придворного ведомства. Иногда жаловался в виде награды диаконам церквей за особые заслуги. |
Диакон |
До 1917 г. третий по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Диакон, принявший монашество, назывался иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве назывался протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом; состоял при архиерее). |
Игумен |
Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного мужского монастыря или настоятельнице женского монастыря (игуменья). Мог также присваиваться и настоятелю храма, если он монах. |
|
МИХАИЛ |
Первый митрополит русский (согласно наиболее достоверным историческим свидетельствам). Грек. Был отправлен греческим императором Василием Македонянином и патриархом Константинопольским Фотием в 861 г. для крещения русских. Возглавил малую русскую церковь из 200 православных семейств, крещенных Кириллом и Мефодием. |
ЛЕОН (Лев) |
Митрополит русский с 991 г., также греческого прохождения. По всей видимости, Леон (Лев) как глава автокефальной Охридской (Болгарской) митрополии одновременно имел под своим началом еще не сформировавшуюся миссионерскую русскую церковь. В первые годы существования русской церкви был канонически признан ее главой, не переселяясь в Киев. |
ИОАКИМ |
Первый Новгородский епископ, направленный (согласно Новгородской летописи) в 991 г. киевским князем-крестителем Владимиром для крещения народа Новгорода. Иоаким был первым епископом, приведенным Владимиром из Корсуня. |
ФЕОПЕМПТ |
Первый Киевский митрополит греческого происхождения, получивший киевскую митрополию в 1037 г, при Ярославе. При нем Ярославом впервые была заложена митрополия (резиденция митрополита) и построена первая кафедральная церковь Святой Софии (как бы в подражание Константинополю). |
ИЛАРИОН |
Первый митрополит из русских, поставленный Ярославом в 1051 г. без согласования с Константинополем. Этим актом устанавливалась русская церковная автономия. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. В 1054 г. Ярослав (после брака в 1052 г. с греческой принцессой и рождения в 1053 г. сына Всеволода) устранил Илариона с кафедры митрополита. Иларион ушел в монахи Киево-Печерского монастыря с именем Никон. Здесь он стал составителем летописного свода 1073 г. (одного из источников «Повести временных лет»), дипломатом, миссионером-основателем монастыря в Тмутараканской области, игуменом монастыря. Умер в 1088 г. |
ЕФРЕМ |
Киевский митрополит греческого происхождения, сменивший Илариона. Поставлен в 1055 г. |
КЛИМЕНТ |
Киевский митрополит из русских, поставленный в 1147 г. независимо от греков собором шести русских епископов по желанию великого князя Изяслава Мстиславовича. Это второй (после Илариона) самостоятельно поставленный митрополит из русских. |
ФЕОДОР |
Митрополит, приглашенный на Киевскую митрополию в 1161 г. великим князем Ростиславом. Умер в 1163 г. |
ИОАНН IV |
Митрополит-грек, поставленный Константинополем на Киевскую митрополию в 1164 г. С его приходом завершилась 17-летняя смута на русской митрополичьей кафедре. Она повторно (после поставления Илариона) выявила исторически назревавшую проблему постепенной национализации русской поместной церкви в плане ее полного самоуправления. |
КИРИЛЛ II (1223-1233 гг.) |
Митрополит греческого происхождения. За свою ученость был прозван «философом». |
КИРИЛЛ III (1249-1281 гг.) |
Митрополит Киево-Владимирский. Третий митрополит из русских. Местом своего пребывания Кирилл - первым из русских митрополитов - избрал не Киев, а Владимир. Учредил две новые епархии: Ростовскую и Сарскую (в Сарае). В 1274 г. созвал поместный собор, на котором было установлено 12 правил о церковных делах. Скончался в Переяславле, но погребен (последним из митрополитов) в кафедральном Софийском соборе Киева. |
МАКСИМ (1287-1305 гг.) |
Митрополит греческого происхождения. Окончательно перенес резиденцию своей кафедры из Киева во Владимир. При этом переносилась только резиденция («седалище»), а не кафедра митрополита, которая по-прежнему считалась «Киевской». Кроме Киевской митрополии Максим возглавил я Владимирскую епархию. |
ПЕТР (1308-1326 гг.) |
Митрополит Киевский и всея Руси (из русских). Активно поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение. Перенес свою резиденцию в Москву, где после кончины и был погребен в стене строившегося Успенского собора. Первым из русских митрополитов был причислен Константинопольским патриархом к лику святых (канонизирован). Канонизация Петра способствовала превращению Москвы в общерусский церковный центр. |
ФЕОГНОСТ (1328-1353 гг.) |
Митрополит греческого происхождения. Окончательно утвердил местонахождение резиденции митрополитов в Москве. Являлся последовательным защитником интересов московских князей (с 1328 г.-великих князей). |
АЛЕКСИЙ (1353-1378 гг.) |
Митрополит из иноков московского Богоявленского монастыря, сын знатного черниговского боярина. Имел обширное образование и глубокий ум, что позволило ему стать влиятельным церковным служителем и политиком. После смерти великого князя Симеона Ивановича (1353 г.) фактически являлся опекуном княжеской власти, а с 1358 г. - официальным регентом малолетнего князя Дмитрия. Неоднократно примирял князей в их распрях. Последовательно отстаивал интересы московской государственной власти. Канонизирован. |
ПИМЕН (1380-1387 гг.) |
Митрополит, посвященный Константинопольским патриархом в «митрополита Киевского и Великой Руси» по подложным грамотам московского великого князя. После многолетней борьбы с митрополитом Киприаном за московскую кафедру был отстранен и осужден патриаршим собором. |
КИПРИАН (1388-1406 гг.) |
Митрополит болгарского происхождения. С 1376 г. -митрополит Киевский и Литовский, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. В 1380 г. был лишен Киевской кафедры, но оставлен митрополитом «Малой России и Литвы». В 1388 г. был определен митрополитом Киевским и всея Руси». Заступил на московскую кафедру в 1390 г. Автор многочисленных богословских трудов. Канонизирован. |
ФОТИЙ (1408-1431 гг.) |
Митрополит греческого происхождения. Строгий аскет. Ученый-богослов. Явился посредником в заключении брака Анны - дочери московского великого князя Василия Дмитриевича с Иоанном-старшим сыном Константинопольского императора Мануила. |
ГЕРАСИМ (1433-1435 гг.) |
Митрополит Московский и всея Руси (или Киевский и всея Руси), согласно новгородским летописям. По некоторым другим источникам - только митрополит Литовский. |
ИСИДОР (1436-1441 гг.) |
Последний московский митрополит из греков. Один из активнейших участников Ферраро-Флорентийского собора, посвященного заключению унии христианских церквей. Был сторонником принятия Флорентийской унии на условиях папы Римского. После ее подписания (1439 г.) получил от папы сан кардинала-пресвитера и звание легата от ребра апостольского для провинций: Литвы, Ливонии, всей России и Польши. В 1441 г. прибыл в Москву, въехав в город с несением перед ним латинского креста и поминанием на литургии папы Евгения IV. Через три дня после торжественного въезда в Москву и провозглашения акта унии великий князь Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Из-под ареста бежал в Рим. Умер в 1463 г. титулярным Константинопольским патриархом. |
ИОНА (1448-1461 гг.) |
Митрополит из Рязанских епископов. После низложения Исидора был посвящен в митрополиты собором русских епископов и великим князем без согласия Константинопольского патриарха. Тем самым русская церковь обрела полную автономию. В 1458 г. из-под власти митрополита Московского ушла литовско-галицкая часть русской церкви, что послужило толчком к становлению Западно-Русской церкви. Перед смертью Иона написал особую грамоту с благословлением ростовскому архиепископу Феодосию быть преемником. Канонизирован. |
ФЕОДОСИЙ (1461-1464 гг.) |
Митрополит, с поставления которого начинается период полной фактической автокефалии Русской церкви. С этого времени (и до введения патриаршества) русские митрополиты начинают титуловаться «Московскими и всея Руси», отмечая тем самым начало московского периода русской митрополии. Феодосий стал первым русским митрополитом, которого великий князь Московский утвердил в сане единолично, заменив в этой роли христианских греческих государей-императоров. Феодосии отличался особой строгостью к недобросовестным священнослужителям. По своей воле оставил митрополию и удалился на покой в Чудов монастырь. |
ФИЛИПП (1-й) (1464-1473 гг.) |
Митрополит из Суздальских епископов. Был избран своим предшественником митрополитом Феодосием при участии великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505) и собора епископов. Филипп I начал постройку будущей российской православной святыни - нового московского Успенского собора. |
ГЕРОНТИЙ (1473-1489 гг.) |
Митрополит из Коломенских епископов. При Геронтии была завершена постройка Успенского собора, торжественно освященного им в 1479 г. Геронтий подталкивал Ивана III к свержению монгольского ига. |
ЗОСИМА (1490-1494 гг.) |
Митрополит из архимандритов Симонова монастыря в Москве. Был обвинен в кощунстве и приверженности к ереси жидовствующих. В 1492 г. составил пасхалию (таблицу дат празднования пасхи) на тысячу лет. В 1494 г. оставил митрополию и поселился в монастыре. |
СИМОН (1495-1511 гг.) |
Митрополит из игуменов Троице-Сергиевого монастыря. Со времени поставления Симона русская церковь стала подвергаться все более сильному воздействию со стороны государственной власти. |
ВАРЛААМ (1511-1521 гг.) |
Митрополит из архимандритов Симонова монастыря. Избран Василием III по собственному усмотрению без соборного участия. В результате серьезных разногласий с Василием III был отстранен от митрополии и сослан в монастырь. |
ДАНИИЛ (1522-1539 гг.) |
Митрополит из игуменов Волоколамского монастыря, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого. Идейный вождь иосифлян (критиков нестяжательства, защитников церковно-монастырского землевладения) в борьбе с заволжскими старцами. Неоднократно, в угоду великому князю Василию Ивановичу, нарушал церковные правила, жестоко преследовал своих противников. Автор многочисленных церковных сочинений. В 1539 г. был изгнан с митрополичьей кафедры Иваном Шуйским и сослан в Волоколамский монастырь, где скончался в 1547 г. |
ИОАСАФ (1539-1542 гг.) |
Митрополит из игуменов Троицкого монастыря. За свою поддержку Бельского был сведен И. Шуйским с митрополии и сослан сначала в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1555 г. |
МАКАРИЙ (1542-1563 гг.) |
Митрополит из Новгородских зрхиепископов. Приверженец идеи государственной и церковной централизации, сторонник иосифлян. Содействовал укреплению власти Ивана IV (Грозного), вдохновлял его Казанские походы. Впервые на Руси совершил акт церковного венчания на царство Ивана IV (16 января 1547 г.). Боролся с новгородско-московской ересью. Вместе с Иваном IV был инициатором созыва в 1551 г. большого церковного собора (Стоглавый собор, от названия сборника соборных постановлений, поделенного на сто глав - «Стоглав»). Явился одним из основных авторов и редакторов «Стоглава». На соборе выступил против попыток правительства ограничить права и привилегии церкви, одновременно обосновывая необходимость укрепления царской власти. Макарий способствовал открытию в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Был инициатором и руководителем подготовки собрания произведений русской церковной письменности. После двадцати лет работы Макарий подготовил огромный 12-томный сборник фолиантов, известный под наз |