К 3.2. От психологической практики к психотехнической теории
Текст этой главы впервые был опубликован в 1992 в самом первом номере Московского психотерапевтического журнала:
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевтич. журн. 1992. № 1. С. 15—32. Затем статья неоднократно перепечатывалась в разных изданиях.
К 3.3. Методологический смысл психологического схизиса
Статья под тем же названием была опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1996, № 6. В 1996 исполнилось 100 лет не только Л.С. Выготскому, но и Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейну и Б.М. Теплову. Печатается с небольшими изменениями и дополнениями.
Литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
Аверинцев С.С. Моя ностальгия // Новый мир. 1996. № I.
Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М., 1945.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
Аристотель. Метафизика: Соч.: В 4-х т. Т. 1. М., 1975. С. 63—451.
Аристотель. Поэтика: Соч.: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645—681.
Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1975.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности / В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
Бандлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. М., 1995.
Бейтсон Г., Джексон Д.Д., ХейлиДж., Уикленд Дж.Х. К теории шизофрении // Москов. психотер. журн. 1993. № 1—2.
Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой / В кн.: Философские вопросы физиологии ВНД и психологии. М., 1963.
Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движенийи физиологии активности. М., 1966.
Бернштейн Н.А. Проблемы моделирования в биологии активности / В кн.: Математическое моделирование жизненных процессов. М., 1966.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989.
Бурно М.Е., Добролюбова Е.А. (Ред.) Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением. М.: Академический Проект — ОППЛ, 2003.
Варга А.Я. Аутопсихотерапевтическое сочинениена религиозную тему // Москов. психотер. журн. 1994. № 1. С. 164—170.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.
ВасилюкФ.Е. К проблеме единства общепсихологической теории // Вопросы философии. 1986. № 10. С. 76—86.
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Москов. психотер. жури. 1992. № 1. С. 15—32.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологич. журн. 1995 (а). № 5. С. 104—114.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27—37.
Вилюнас В.К. К теоретической постановке проблемы стресса / В кн.: Материалы Вильнюсской конференции психологов Прибалтики. Вильнюс, 1972. С. 227-228.
Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М.: Канон-Пресс, Кучково поде, 1998.
Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. М.-Л., 1927.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Соч.:
В 6-ти т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 291—436.
Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / В сб.: Психология и марксизм. Л., 1925.
Гальперин П.Я. В какой мере понятие «черного ящика» применимо в психологии обучения // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М., 1967.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
Генисаретский О.И. Методол огическая организация системной деятельности / В кн.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Стабровский Е.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976.
Гусев Г.В. Психология общения. М., 1980.
Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения / В кн.:А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
Джендлин Ю. Фокусирование: новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Класс, 2000. 448 с.
Занадворов М.С. Я и Иное // Москов. психот. журн. 1994. № 2. С. 179—190.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.—Воронеж: Институт практической психологии, 1997.
Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.
Зинченко 5.77., Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982.
Зинченко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
Конради Г. и др. (Ред.) Физиология труда. М., 1934.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / В кн.: Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С. 178—209.
Леей Л. (Ред.). Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. 326 с.
Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. № 1.
Леонтьев А.А. Общение как предмет психологического исследования / В кн.. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея НиколаевичаЛеонтьева / В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Опосредованное запоминание у детей с недостаточным или болезненно измененным интеллектом // Вопросы дефектологии. 1928. №4. С. 15—277
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 1931.
Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5.
Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1974 (рукопись).
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тб., 1984.
Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. С. 28—94.
Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1—50. 2-е изд. М., 1555—1981.
Маркс К. Капитал. Т. 1. М„ 1967.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3-4.
Минделл А. Работа со сновидящим телом // Москов. психотер. журн. 1993. №З.С. 117-136.
Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М., 1924.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки / В кн.: Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тб., 1970.
Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояния психической напряженности / В кн.: Психологические исследования. М., 1970. Вып.2. С. 40-46.
Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. М.: ПЕР СЭ, 2001.
Обсуждение докладов по проблеме установки на совещании по психологии (1—6 июля 1955 г.) // Вопросы психологии. 1955. № 6.
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М., 1951.
Павлов И.П. Полное собр. соч. М.—Л., 1951—1952.
Петровский А.В. История советской психологии.М., 1967.
Прангишвили А. С. Общепсихологическая теорияустановки / В кн.: Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960. Проблема общения в психологии. М., 1981.
Пузырей А.А. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.
Радзиховский Л.А. Проблема субъекта и объекта в психологической теории деятельности // Вопросы философии. 1982. № 9.
Разумов Р.С. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс // В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976. С. 5-32. Гл.1.
Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Москов. психотер. журн. 2002. № 1. С. 54—69.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. С. 95—112.
Сарджвеладзе Н.И. Бессознательное и понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе // Вопросы психологии. 1985. № 4.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. 254 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 125 с.
Скиннер Б. Наука об учении и искусстве обучения // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. С. 32—47,
Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
Ткаченко А.Н. Взаимосвязь объяснительных принципов психологической науки // Вопросы психологии. 1977. № 4.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926. Ухтомский А.А. К 15-летию советской физиологии (1917—1932): Собр. соч. Т.5.Л., 1954. С. 30-120.
Ушакова Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.Н. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов / Труды Ленингр. науч.-исследов. психоневрологического ин-та им. В.М. Бехтерева. Т. 82: Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. Л., 1977. С. 5—20. Физиология труда / Под ред. Г. Конради и др. М., 1934. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия: Богословские труды. Сб. XYII.M., 1977. С. 85-248.
Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: В 2-х т. М.: Правда, 1990.
Фресс П. Эмоции / В кн.: Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. Вып. V. С. 111-195. Гл. XVI.
Фром Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.
Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии / В кн.: Синергия. Проблемы аскетики и мистикиПравославия / Под ред. С С. Хоружего. М.: Ди-Дик, 1995 С. 42—150.
Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.
Цапкин В.Н. Личность как группа — группа как личность // Москов. психотер. журн. 1994 № 4. С. 11—28.
Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии. Тб., 1979.
Эриксон М, Мой голос останется с вами. СПб., 1995.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
Ярошевский М.Г. Специфика детерминации психических процессов//Вопросы философии. 1972. № 1.
Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Послесловие // В кн.: Выготский Л.С. Собр. соч.-В 6-ти т. Т. 1.М., 1982.
Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
Allport F. H. The Structuring of Events: outline of a General Theory with Application to Psychology//The Psychological Review. 1954. Vol. 61. N 5.
Averill J.P Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological bulletin. 1973. Vol. 80. N 4. P. 286-303.
Boring E.G. A History of Experimental Psychology: 2nd ed. N.-Y., 1950.
Eysenck H. I.. Arnold W., Meili R. (Ed.) Encyclopedia of psychology. L.: Fontana-Collms, 1975. Vol. 1—2.
Fester C. B., Skinner B. F. Schedules of Reinforcement. N. -Y.,-1957. Gendlin E.T. Experiencing and the Creation of Meaning. N.-Y., 1962. Gordon Т. Р.Е.Т. Parent Effectiveness Training. N.-Y.: Plume Book, 1970.
Lakan J. Ecrits. Paris, 1966.
Lazarus R.S. A laboratory approach to the dynamic of psychological stress / In: Contemporary research in personality / Ed. by L.G. Sarason. Princeton, 1969. P.94—105.
Rose J. Sharing Spaces? Prayer and the Counselling Relationship, London: Darton, Longman and Todd, 2002.
Sells S.B. On the Nature of Stress / In: Social and Psychological factors in Stress. N.-Y., 1970.
Selye H. Stress, cancerand the mind / In: Cancer, stress, and death. N.-Y.;L., 1979. P. 11-19.
Skinner B.F. About Behaviorism. N.-Y., 1974.
Skinner B.F. How to Teach Animals (1951) / In: Skinner B.F. Cumulative Record. N.-Y., 1959. P. 412-419.
Skinner B.F. Superstition in thePigeon (1938) / In: SkinnerB.F. Cumulative Record. 1959. P. 404-409.
Skinner B.F. The Concept of the Reflex in the Description of Behavior (1931) / In: Skinner B.F. Cumulative Record. N.-Y., 1959. P. 319—346.
Skinner B.F. The Generic Nature of the Concept of Stimulus and Response (1935a) / In: Skinner B.F. Cumulative Record. N.-Y., 1959. P 347-366.
Skinner B.F. Two Types of Conditioned Reflex and a Pseudo-Type (1935) / In: Skinner B.F. Cumulative Record. N.-Y., 1959.
Wolpe J. Psychotherapy by Reciprocal Inhibiton. Stanford, 1958.
Ф.Е. Василюк