Определение понятия «социально-психологический тренинг»
Как отмечают психологи, работающие в области тренинговых технологий (И. В. Вачков, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева и др.), наряду с термином «социально-психологический тренинг» (в дальнейшем СПТ), существует множество синонимичных терминов: психологический (групповой) тренинг, групповая психологическая работа, групповая психокоррекция, группы активного обучения, групповая психотерапия, тренинговая лаборатория и т. д.
Термин «групповая психотерапия» предложен Я. Морено в 1932 г., хотя до этого исторически существовала многолетняя практика групповой терапии разных исследователей, психотерапевтов, врачей. Он возник гораздо раньше терминов «социально-психологический тренинг», «психологический тренинг».
По-видимому, такое разнообразие терминов в области тренинговых технологий связано с тем, что на практике работы тренинговых групп, имеющих целью обучение каким-либо социально полезным навыкам, у участников отмечаются психотерапевтические и психокоррекционные эффекты. И, наоборот, в группах, имеющих психотерапевтические и психокоррекционные задачи, участники попутно обучаются коммуникативным и другим умениям. Вероятно, четкой границы между этими терминами не существует. Однако в качестве ориентира может выступить провозглашаемая изначально цель групповой работы. Среди многообразия тренинговых групп обычно провозглашаются в разных сочетаниях следующие типичные цели:
1. Обучение социально-адаптивным навыкам в области конкретного взаимодействия.
2. Коррекция представлений и действий участников в избранной сфере.
3. Оказание психотерапевтической помощи.
4. Фасилитация (облегчение, создание условий) личностного роста участников группы.
На данном этапе нет однозначного общеупотребительного определения понятию «тренинг», который в переводе с английского (training) имеет несколько значений: обучение, тренировка, дрессировка, воспитание.
Ю. Н. Емельянов дал определение СПТ как активному социально-психологическому обучению. В традиционных курсах по социальной психологии предполагается сообщение информации, формирование знаний о социально-психологических явлениях и определенных умений и навыков, их анализа и оценки. Активное социально-психологическое обучение, как указывал Ю. Н. Емельянов, отличается от традиционного лекционного обязательным взаимодействием обучаемых между собой в учебно-тренировочной группе. При этом группа, включая педагога, становится моделью изучения социально-психологических явлений и практической лабораторией формирования умений в общении, как общих, так и профессиональных, а также развития личности. В процессе тренинга обучаемые имеют дело с ситуациями, процессами, возникающими в реальной деятельности, но неочевидно разрешимыми в обычных условиях. Они требуют от участников нестандартного подхода к их осмыслению и разрешению, использованию имеющихся в их распоряжении коммуникативных технологий и освоению новых. В этом процессе совершенствуются психологические предпосылки будущих действий, прорабатываются варианты поведения в возможных сложных ситуациях. По мнению Ю. Н. Емельянова, СПТ – модель изучения социально-психологических явлений и практическая лаборатория для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности.
Г. А. Ковалев относит тренинг к комплексным дидактическим методам активного социально-психологического обучения.
И. В. Вачков предлагает считать тренинговыми группами «все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания)».
Е. В. Сидоренко – создательница многих целевых программ СПТ, уточняет, что тренинговая группа в процессе СПТ исследует социально-психологические явления не в общем, а только те из них, которые субъективно важны для участников группы, называя эти явления «социально-психологическими драмами». Кроме того, она отмечает что тренинг – это не только воздействие, но и взаимодействие, процесс совместного творчества, результатом которого может быть и развитие самого тренера, и совместное создание новых знаний о межличностном взаимодействии и техник разрешения психологических драм.
Л. А. Петровская, выдвинувшая концепцию перцептивно-ориентированного тренинга, определяет тренинг как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и накопления опыта в области межличностного общения, повышения коммуникативной компетентности.
В работах С. И. Макшанова показано, что понятие «воздействие» не отражает в полной мере идею изменения личности в процессе СПТ. Воздействие само по себе не является ни целью, ни результатом СПТ. С. И. Макшанов предложил характеризовать СПТ с помощью понятия «преднамеренное изменение», которое описывает все множество явлений динамики взаимодействия личности и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга.
Таким образом, социально-психологический тренинг (СПТ) – это комплексный метод активного социально-психологического обучения и целенаправленного воздействия, основанный на творческом взаимодействии участников тренинговой группы, целевое назначение которого – преднамеренное изменение в соответствии с субъективной значимостью выделенной на тренинге психологической реальности. Как целостная система СПТ основывается на базе социальной психологии [1, 2, 3], акмеонологии [4, 5], психологии профессиональной деятельности. Практически СПТ объединяет множество активных групповых методов обучения, развития и коррекции поведения в области социально-психологических феноменов взаимодействия людей в конкретной сфере жизни (например, в деловых отношениях, семейных и др.).