Понятие и история исследования личности. Периодизация личностного развития. Психоаналитические теории личности.
Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.
В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и раздел психологии личности является узловым. Знание этого раздела психологии дает возможность специалисту любого профиля работать более эффективно.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века.
В истории исследований личности можно выделить три основных периода:
1.философско-литературный;
2. клинический;
3. собственно экспериментальный.
Философско-литературный период. Изначально проблемы психологии личности находили своё отражение в трудах философов и писателей. Французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку собрать личность человека из осколков его проявлений и описать её. Ф.М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который есть в каждой личности и пытается прорваться наружу, тем самым, указывая, что у человека имеются «маски» и фасады, за которыми скрывается подлинная натура человека.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое расширительное понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.
Клинический период. В первом десятилетии ХIХ века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.
В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выраженные у всех здоровых людей, у больных гипертрофированы. Определения личности врачами- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.
Экспериментальный период. В первые десятилетия ХХ века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. В этой области исследований уже были достигнуты существенные успехи. Но в этот период наметился кризис психологической науки, одной из причин которого был атомистический подход к природе человека, который требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. Этот подход привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кетттелом. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате во второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности, которые изучаются в разделе психологии личности.
Периодизация личностного развития человека:
Ж. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); дооперационального мышления (от 2 до 7 лет); конкретных операций (от 7 до И лет); формальных отношений (до 14-15 лет). По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены уровнем его способности мыслить.
3. Фрейд объяснял периодизацию личностного рмвития психосексуальными процессами. Он считал, ЧТО индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия Человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере. В соответствии с этим критерием Фрейд выделяет несколько стадий. Так, если либидо не удовлетворено в возрасте:
- до года (оральная стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность обречена на конформность, пассивность, нерешительность;
- от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по привитию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает от индивида его окружение;
- от 2 до 5 лет (фаллистическая стадия) из-за неадекватного поведения родителей при появлении у ребенка характерных для этого возраста комплексов Эдипа и Электры, то возникает опасность гомосексуальных тенденций;
- от б до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста);
- от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познать чувство любви, дружбы.
Критики упрекали Фрейда за сосредоточенность по позиции на психосексуальном факторе и лишении человека возможности совершенствовать свою личность на основе собственных усилий.
Э. Эриксон был уверен, что развитие личности охватывает всю жизнь человека и обусловлено взаимодействием психосексуальных и социальных начал. Последнее представлено важнейшей составляющей личности - «Я». Процесс развития отмечен рядом возрастных кризисов.
Первые четыре возрастных кризиса по содержанию и причинам, их вызывающим, во многом напоминают аналогичные стадии развития личности по 3. Фрейду. Отличия состоят в том, что существенную роль в преодолении кризисных состояний, ведущих к появлению негативных свойств личности, играют усилия родителей по развитию у ребенка инициативности и уверенности в своих силах. Дальнейшее развитие личности проходит через:
- кризис подросткового и юношеского возраста, обусловленный исходами предыдущих кризисов и имеющий своим результатом тот или иной уровень осознания своего «Я» и, как следствие, либо следование намеченной цели, либо непредсказуемое существование;
- кризис ранней зрелости (20-40 лет), обусловленный способностью любить, дружить и завершающийся либо чувством отчужденности, одиночества, либо стремлением к контактам с людьми;
- кризис среднего возраста (40-60 лет), развивающийся по шкале «общечеловечность - самопоглощенность» и воплощающийся либо в полной ориентации на свои собственные нужды и потребности, либо в способности беспокоиться о своих детях, друзьях, коллегах, будущих поколениях и т.д.;
- кризис поздней зрелости (после 60 лет), выражающийся в критическом анализе прожитых лет и соответствующих переживаниях.
Таким образом, смещение акцентов развития личности со сферы бессознательных инстинктов в область самосознания («Я») сделало процесс развития личности в определенной мере управляемым со стороны самого индивида.
Д. Эльконин (1904-1984) представил процесс периодизации личностного развития в системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает:
- либо практическая деятельность с вещами (например, деятельность ребенка с предметами, учебная деятельность и др.);
- либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми (например, чувственный контакт младенца с матерью, игра, общение со старшими и др.).
В чередующиеся периоды своего доминирования каждая из деятельностей оставляет след в мотивационной или познавательной сферах личности. Если в моменты смены видов ведущих деятельностей обнаруживается несоответствие между знаниями, умениями и навыками смежных между собой двух видов деятельностей, то это квалифицируется автором как возрастной кризис. Кризис преодолевается усилиями: в той деятельности, которая дала низкие результаты.
Слабым моментом авторской позиции является то, что в ней все сведено к внешней практической деятельности и не оказалось места для природных факторов индивида.
Психоаналитическая теория развития:
Первая делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до 5 лет.
Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между б—7-м годом жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период не является самостоятельной стадией развития. Первые три стадии охватывают возраст от рождения до 5 лет и называются прегенитальными, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименование стадий основано на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.
Оральная стадия развития приходится на возраст от 0 до 18 месяцев. На этой стадии зоной сосредоточения либидо является рот, выполняющий функции сосания, жевания, кусания. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость — единственный для него способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или рожка; сосательные движения доставляют им удовольствие. Полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится средоточием активности и интереса младенца. Сосание и глотание — это прототипы каждого акта сексуального удовлетворения в будущем.
Данному уровню развития, по Фрейду, соответствуют отвыкание от груди или от рожка, а также отделение себя от материнского тела. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, — закладка основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека — даже в зрелости у него наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания, то есть всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне. Весь этот комплекс привычек обозначается современными психоаналитиками термином «оралитет».
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, чрезмерно или недостаточно стимулированного в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности — веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.
Во второй половине первого года жизни начинается следующая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.
Анальная стадия развития приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Зона сосредоточения либидо в этот период — анус, выполняющий функцию удержания или выталкивания фекалий, от чего маленькие дети получают значительное удовольствие, которое постепенно научаются усиливать путем отсрочки опорожнения кишечника. Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден, что способ приучения ребенка к туалету оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала ребенок должен учиться разграничивать требования «Ид» (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей или заменяющих их фигур (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной фазе.
Фрейд выделял две основные родительские тактики приучения ребенка к туалету, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной при этом фрустрации. Некоторые родители ведут себя в таких ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция удерживания становится чрезмерной и распространяется на другие формы поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удержи-вающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, — формирование анально-выталкивающего типа личности со склонностью к разрушению, с беспокойством, импульсивностью и даже садистической жестокостью. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивиды чаще всего воспринимают партнера в первую очередь как объект обладания.
Другие родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Таким образом, основная задача развития этого периода — приучение к туалету.
Фаллическая стадия развития занимает возрастной период от 3 до 6 лет; в этот период либидо сосредоточено в области половых органов; его энергия разряжается путем мастурбации. На фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, могут мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальной жизни обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных действий более ясно, чем предполагают родители, и воспринимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом, по имени героя трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало в греческой мифологии, он рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь со своей матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать ей свои эротически окрашенные чувства. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Мальчик, таким образом, стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить гениталыюе удовольствие. Отец становится его главным соперником или врагом. Но мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от стремления к инцесту с матерью.
В возрасте примерно между 5 и 7 годами Эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, то есть перенимает его черты. Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций.
Во-первых, это дает мальчику целый конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной.
Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Но даже более важным аспектом разрешения Эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое чувство идентификации, подготавливающее, как считал Фрейд, почву для развития «Супер-эго», или совести ребенка. Появление «Супер-эго» — следствие разрешения Эдипова комплекса.
Версия Эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца.
Аналогичным образом Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая тем самым шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать, свою мужественность и половую зрелость, убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели — безжалостное завоевание женщин, то есть «поведение Дон Жуана». У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя при этом они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
Итак, основной задачей этого периода развития является идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.
Период от 6 до 12 лет Фрейд называет латентной стадией развития. Либидо в этот период отсутствует, постулируется сексуальное бездействие. Либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие как интеллектуальные занятия, спорт, отношения с другими людьми. Основная задача развития — расширение социальных контактов со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступает в последней психосексуальной стадии.
Наконец, последняя, гениталъная, стадия развития, занимающая период пубертата (полового созревания), имеет в качестве зоны сосредоточения либидо половые органы. Вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Разрядка сексуальной энергии происходит при реализации способности к гетеросексуальным отношениям. Основная задача развития — установление интимных отношений, влюбленность, а также внесение своего трудового вклада в общество.
Согласно теории Фрейда, все люди проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника). Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и к созданию семьи.
В психоаналитической теории генитальный характер — это идеальный тип личности: человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях, испытывающий удовлетворение в гетеросексуальной любви. Хотя Фрейд был противником сексуальной распущенности, он все же более терпимо относился к сексуальной свободе, чем буржуазное общество Вены. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому разрядка достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.
Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения — давались легко и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, брать на себя активную роль в решении жизненных проблем. Наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы — это отголоски сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.
В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивида, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверх-заботливрсти родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у него формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фрустрация или сверхзаботливость.
Важным понятием в психоаналитической теории является регрессия, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, что будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить чего-нибудь «покрепче». Регрессия — это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого человека характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития — той, которой он достиг, или той, на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны определенные типы характера.