Специфика воли как психического процесса. Физиологические основы, функции, развитие. Структура волевого действия.
Термин воля отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия.
Воля – это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.
Внутренние препятствия – это препятствия, появляющиеся в тех случаях, когда имеет место конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений (хочется спать, но нужно вставать) возникает боязнь, неуверенность и сомнения.
Внешние препятствия – это объективные обстоятельства, трудности при выполнении работы, помехи, сопротивления других людей и т. д. Человек с сильной волей умеет добиваться умеет добиваться поставленных целей даже не смотря на эти препятствия.
Волевые процессы выполняют три основные функции:
Инициирующая. Эта функция непосредственно связана с мотивационными факторами. Заключается в том, чтобы запустить то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.
Стабилизирующая. Выражается в произвольной, сознательной регуляции действий и волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне, если возникают внешние и внутренние помехи разного рода.
Ингибирующая. Проявляется в сдерживании (торможении) нежелательной активности, других, часто сильных, желаний и мотивов, других вариантов поведения.
Генетическая (продуктивная). Благодаря этой функции, повышается уровень осознаваемости и организованности всех психических процессов, а также формируются волевые свойства личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность, самообладание и др.
Развитие воли:
Все волевые качества формируются на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и
все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.
Факторы развития воли. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей - капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка. Эти ошибки состоят в том, что родители во всем угождают ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения.
Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабоволия.
Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребёнком художественной литературы, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении
трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизни ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.
Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, — создание строго определенного распорядка дня. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.
Формирование воли связано с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию. С
одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них
достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей.
Для развития воли важна игровая деятельность. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка известные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решительность в действиях.
Огромное место в воспитании воли ребенка принадлежит детскому коллективу. Дошкольное общественное воспитание ребенка систематически формирует его волю потому, что позволяет воздействовать на ребенка волей других в процессе коллективной игры и совместной деятельности.
Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его интересами, дети приучаются владеть своим поведением, руководствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к большей настойчивости, стойкости, решительности, разоблачения проявлений малодушия, трусости.
Необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в настоящий производительный труд.
По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).
Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.
Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления(интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.
Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.
Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.
Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.