Отрасли и методы психологии. Принципы и организация психологического исследования.

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Метод научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведенья, необходимые для выявления практических рекомендация, построения научных теорий.

Методы психологии по Ананьеву:

Организационные Эмпирические (методы сбора данных) Методы обработки Методы интерпретации
1. Сравнительный 1. Основные (наблюдение и эксперимент) 1. Количественный (подсчет) 1. Генетический (анализ результата с выделением отдельных фаз, стадий)
2. Лонгитюдный (в течение какого-либо времени) 2. Дополнительные (опрос, беседа, интервью, тесты, контакт-анализ, коррекция) 2. Качественный (описание результата) 2. Структурный (установка связей между всеми характеристиками)
3. Комплексный 3. Вспомогательный (тестирование, беседа, интервью, моделирование, близнецовый, генетический)    

Основные методы психологии:

Наблюдение – один из основных методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Наблюдение, в психологии, предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так же их психологическое толкование.

Для наблюдателя доступны только внешние проявления поведения:

- Пантомимика (осанка, походка, позы, жестикуляция и т. д.)

- Мимика (выражение лица)

-Речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонации).

- Поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, позиции в общении).

- Наличие противоречий в поведении (демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях).

- Поведенческие проявления по отношению к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам).

- Поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение заданий, конфликты).

- Поведение в основной деятельности (работе, учебе).

Виды наблюдения:

1. В зависимости от позиции наблюдателя:

- Открытое – наблюдение, при котором, наблюдаемый знает о своей роли объекта исследования;
- Закрытое – проводится скрыто от испытуемых, цель не сообщается им.

2. В зависимости от активности наблюдателя:

- Пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;
- Активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в данный процесс;
- Лабораторное – наблюдение в искусственно созданных условиях;
- Естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

3. В зависимости от регулярности:

- Случайное – не запланированное заранее наблюдения, совершенное в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
- Систематическое – преднамеренное наблюдение, совершенное по заранее обдуманному плану, и, как правило, по заранее составленному графику;
- Включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
- Не включенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения.

4. По упорядоченности:

- Случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в неожиданно сложившихся обстоятельствах;
- Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучение, или при необходимости получить наиболее полную информацию;
- Выборочное – наблюдении, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;
- Систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и графику.

5. С точки зрения хронологической организации наблюдателя:

- Лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
- Периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;
- Одиночное – описание отдельного случая.

Эксперимент – это метод сбора данных в специально спланированных условиях, с целью получения психологических данных, путем вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого.

Виды эксперимента:

- Лабораторный (искусственный) – проводится в условиях лаборатории;
- Естественный – проводится в реальных жизненных условиях;
- Констатирующий – ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений (соц. опросы и анкеты помогают подтвердить или опровергнуть определенные факты);
- Формирующий – предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучении психических явлений.



Лабораторный Естественный
1. Обеспечивается высокая точность результатов. 2. Возможность повторения эксперимента в аналогичных условиях. 3. Осуществляется полный контроль за испытуемыми. 4. Условия деятельности испытуемого не соответствуют реальности. 5. Испытуемый знает о том, что является объектом исследования. 1. Относительная точность результатов. 2. Исключено повторения эксперимента в аналогичных условиях. 3. Отсутствует полный контроль. 4. Условия деятельности соответствуют реальности. 5. Испытуемый не знает, что он является объектом исследования.

Вспомогательные методы психологии:

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от испытуемого сведений о его деятельности на основе словесной коммуникации.

Виды бесед:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.

Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Стандартизированная Свободная
1. Исключает ошибки при формулирование вопросов. 2. Полученные данные легко сравнимы с другими. 3. Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету). 1. Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. 2. Полученные данные сложнее сравнить с другими.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

- открытые («Ты любишь читать книги?»)

- косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

- проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

1. Формулировка вопросов должна быть ясной и точной.

2. Сложные и многозначные слова должны быть исключены.

3. Вопросов не должно быть слишком много.

4. Необходимо включать вопросы проверяющие степень искренности.

Тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств или свойств личности, которые имеют определенную шкалу значений. Тест не просто описывает особенности личности, но и дает им качественную и количественную характеристику.
Тестирование применяется там, где есть необходимость стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Основными сферами использования тестов являются:

1. Образование – с помощью тестов исследуют наличие или отсутствие общих и специальных способностей, степень развитости знаний, умственного развития и усвоения знаний испытуемого.

2. Психологическое консультирование – выявление личностных характеристик людей, совмещенности будущих супругов.

3. Профессиональная подготовка и отбор – выявление степени профессиональной пригодности испытуемых к какой-либо профессии, степень психологической совместимости.

Тесты:

- всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).

- предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.

Тестирование осуществляется в три этапа:

1. Выбор теста.

2. Процедура проведения.

3. Интерпретация результатов.

Опрос – представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от обследуемых путем вопросов и ответов.

Устный опрос Письменный опрос Свободный опрос
Применяется в тех случаях, когда необходимо наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека. Требует больше времени для проведения, а так же наличие специальной подготовки. Позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. Разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Психологический анализ продуктов творческой деятельности- позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или не сформированности навыков и умений ребенка.

Отрасли психологии:

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки:

1) инженерная психология;

2) авиационная психология;

3) космическая психология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на:

1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;

3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;

4) психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей:

1) криминальная;

2) судебная;

3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология. Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).

Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Этапы психологического исследования:

1. Планирование – составление логической или хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых, план обработки и описания всего исследования.

2. Выбор места проведения – место должно быть изолированно от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение – должно соответствовать решаемым задачам.

4. Подбор испытуемых должен обеспечивать их качественную однородность.

Наши рекомендации