Отрасли и методы психологии. Принципы и организация психологического исследования.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Метод научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведенья, необходимые для выявления практических рекомендация, построения научных теорий.
Методы психологии по Ананьеву:
Организационные | Эмпирические (методы сбора данных) | Методы обработки | Методы интерпретации |
1. Сравнительный | 1. Основные (наблюдение и эксперимент) | 1. Количественный (подсчет) | 1. Генетический (анализ результата с выделением отдельных фаз, стадий) |
2. Лонгитюдный (в течение какого-либо времени) | 2. Дополнительные (опрос, беседа, интервью, тесты, контакт-анализ, коррекция) | 2. Качественный (описание результата) | 2. Структурный (установка связей между всеми характеристиками) |
3. Комплексный | 3. Вспомогательный (тестирование, беседа, интервью, моделирование, близнецовый, генетический) |
Основные методы психологии:
Наблюдение – один из основных методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Наблюдение, в психологии, предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так же их психологическое толкование.
Для наблюдателя доступны только внешние проявления поведения:
- Пантомимика (осанка, походка, позы, жестикуляция и т. д.)
- Мимика (выражение лица)
-Речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонации).
- Поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, позиции в общении).
- Наличие противоречий в поведении (демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях).
- Поведенческие проявления по отношению к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам).
- Поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение заданий, конфликты).
- Поведение в основной деятельности (работе, учебе).
Виды наблюдения:
1. В зависимости от позиции наблюдателя:
- Открытое – наблюдение, при котором, наблюдаемый знает о своей роли объекта исследования;
- Закрытое – проводится скрыто от испытуемых, цель не сообщается им.
2. В зависимости от активности наблюдателя:
- Пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;
- Активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в данный процесс;
- Лабораторное – наблюдение в искусственно созданных условиях;
- Естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
3. В зависимости от регулярности:
- Случайное – не запланированное заранее наблюдения, совершенное в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
- Систематическое – преднамеренное наблюдение, совершенное по заранее обдуманному плану, и, как правило, по заранее составленному графику;
- Включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
- Не включенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения.
4. По упорядоченности:
- Случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в неожиданно сложившихся обстоятельствах;
- Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучение, или при необходимости получить наиболее полную информацию;
- Выборочное – наблюдении, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;
- Систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и графику.
5. С точки зрения хронологической организации наблюдателя:
- Лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
- Периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;
- Одиночное – описание отдельного случая.
Эксперимент – это метод сбора данных в специально спланированных условиях, с целью получения психологических данных, путем вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого.
Виды эксперимента:
- Лабораторный (искусственный) – проводится в условиях лаборатории;
- Естественный – проводится в реальных жизненных условиях;
- Констатирующий – ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений (соц. опросы и анкеты помогают подтвердить или опровергнуть определенные факты);
- Формирующий – предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучении психических явлений.
Лабораторный | Естественный |
1. Обеспечивается высокая точность результатов. 2. Возможность повторения эксперимента в аналогичных условиях. 3. Осуществляется полный контроль за испытуемыми. 4. Условия деятельности испытуемого не соответствуют реальности. 5. Испытуемый знает о том, что является объектом исследования. | 1. Относительная точность результатов. 2. Исключено повторения эксперимента в аналогичных условиях. 3. Отсутствует полный контроль. 4. Условия деятельности соответствуют реальности. 5. Испытуемый не знает, что он является объектом исследования. |
Вспомогательные методы психологии:
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от испытуемого сведений о его деятельности на основе словесной коммуникации.
Виды бесед:
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.
Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Стандартизированная | Свободная |
1. Исключает ошибки при формулирование вопросов. 2. Полученные данные легко сравнимы с другими. 3. Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету). | 1. Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. 2. Полученные данные сложнее сравнить с другими. |
Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:
- открытые («Ты любишь читать книги?»)
- косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)
- проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
1. Формулировка вопросов должна быть ясной и точной.
2. Сложные и многозначные слова должны быть исключены.
3. Вопросов не должно быть слишком много.
4. Необходимо включать вопросы проверяющие степень искренности.
Тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств или свойств личности, которые имеют определенную шкалу значений. Тест не просто описывает особенности личности, но и дает им качественную и количественную характеристику.
Тестирование применяется там, где есть необходимость стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Основными сферами использования тестов являются:
1. Образование – с помощью тестов исследуют наличие или отсутствие общих и специальных способностей, степень развитости знаний, умственного развития и усвоения знаний испытуемого.
2. Психологическое консультирование – выявление личностных характеристик людей, совмещенности будущих супругов.
3. Профессиональная подготовка и отбор – выявление степени профессиональной пригодности испытуемых к какой-либо профессии, степень психологической совместимости.
Тесты:
- всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).
- предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.
Тестирование осуществляется в три этапа:
1. Выбор теста.
2. Процедура проведения.
3. Интерпретация результатов.
Опрос – представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от обследуемых путем вопросов и ответов.
Устный опрос | Письменный опрос | Свободный опрос |
Применяется в тех случаях, когда необходимо наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека. Требует больше времени для проведения, а так же наличие специальной подготовки. | Позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. | Разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. |
Психологический анализ продуктов творческой деятельности- позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.
Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.
К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.
Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или не сформированности навыков и умений ребенка.
Отрасли психологии:
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки:
1) инженерная психология;
2) авиационная психология;
3) космическая психология и др.
Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:
1) психология обучения; 2) психология воспитания;
3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
Она подразделяется на:
1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
4) психопрофилактику и психогигиену.
Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей:
1) криминальная;
2) судебная;
3) исправительная;
4) правовая психология.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.
Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.
Возрастная психология. Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.
Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.
Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).
Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.
Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.
Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Этапы психологического исследования:
1. Планирование – составление логической или хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых, план обработки и описания всего исследования.
2. Выбор места проведения – место должно быть изолированно от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и инженерно-психологическим требованиям.
3. Техническое оснащение – должно соответствовать решаемым задачам.
4. Подбор испытуемых должен обеспечивать их качественную однородность.