Рекомендуемые методики изучения классного коллектива
Методика № 1 . Анкета для определения школьной мотивации (Луксанова)
Цель: выявление уровня школьной мотивации.
Инструкция испытуемому: «Я буду задавать Вам вопрос, и предлагать три варианта ответов на него. Вы назовете мне выбранный ответ».
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- Не очень (1 балл). - Нравится (3 балла). - Не нравится (0 баллов).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идешь в школу или тебе
часто хочется остаться дома?
- Чаще хочется остаться дома (0 баллов). - Бывает по-разному (1 балл). Иду с радостью (3 балла).
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить
всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу
или остался бы дома?
- Не знаю (1 балл).- Остался бы дома (0 баллов). - Пошел бы в школу (3балла).
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Не нравится (3 балла).- Бывает по-разному (1 балл).- Нравится (0 баллов).
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- Хотел бы (0 баллов). - Не хотел бы (3 балла).- Не знаю (1 балл).
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- Хотел бы (0 баллов). - Не хотел бы (3 балла).- Не знаю (1 балл).
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Часто (3 балла). - Редко (1 балл). - Не рассказываю (0 баллов).
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель
- Хотел бы (0 баллов). — Не хотел бы (3 балла).— Не знаю(1 балл).
9. У тебя в классе много друзей?
- Много (3 балла). - Мало (1 балл). - Нет друзей (0 баллов).
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- Не нравятся (0 баллов). - Нравятся (3 балла). - Не очень (1 балл)
ОЦЕНКА:25 — З0 баллов — высокая школьная мотивация, учебная активность;
20 — 24 балла — нормальная школьная мотивация;
15 —19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает
больше внеучебными сторонами;
10 — 14 баллов — низкая школьная мотивация;
ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Методика № 2 «Социометрия»
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Вопросы:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
2. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?
3. С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе?
Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, при этом соблюдать последовательность предпочтений: в первую(1), во вторую(2), в третью (3) очередь. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональной связей, другие - деловых.
Учащийся выбирает трех учеников из своего класса и заносит данные в таблицу, затем подводятся итоги по количеству выборов, и вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
№ | Кто выбирает (список класса) | Кого выбирают | |||||||
Кол-во полученных выборов | |||||||||
Кол-во взаимных выборов |
Социограмма представляет четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещают все номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших не одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того , кто выбрал , к тому , кого выбрал)
Методика № 3 Изучение уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.(3-5 кл)
Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка данных. Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.
Методика № 4 «Общение» Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями
г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи
г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира
е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м)?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме
г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
Фамилии учеников 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Методика № 5 Столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации:
а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»
б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.
2. Обсуждаются возможные варианты, а потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Методика № 6 Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)
Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…