Степень экологической вредности
«Ваши группы представляют собой правительства различных государств. Вы заинтересованы в повышении уровня благосостояния своего народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных выше отраслей промышленности, так как населению необходимы продукты (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышленность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продукты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование без металла (черная металлургия), строительные материалы без дерева (деревообрабатывающая промышленность). Многие материалы и для одежды, и для машин, и для строительства изготавливаются из искусственных химических веществ (химическая промышленность). Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и должны функционировать. Но где их размещать? Где строить металлургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро– и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатывающие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны – участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (табл. 15.4).
В течение очередного года (один год длится пять минут игрового времени) ваше правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благосостояния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, будет ли оно размещать отрасли промышленности на своей территории или воспользуется существующими у соседей и т. д. При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения страны (в условных единицах) (табл. 15.5).
Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населения страны, члены правительства должны принимать решения о размещении на своей территории отраслей промышленности или заключать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.
Если страна решает разместить на своей территории какую-то отрасль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукции этой отрасли в три раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.
Например, страна Муравия решила разместить на своей территории черную металлургию и машиностроение. Это означает, что ежегодный выпуск продукции этих двух отраслей в Муравии составит по девять единиц. Министр черной металлургии и машиностроения должен эти данные записать в своей ведомости учета продукции. Его запись должна выглядеть следующим образом:
Таблица 15.5
Ежегодные потребности населения страны (в условных единицах)
Ведомость учета продукции
Ведомость учета продукции
В графе «Произведено (приобретено)» министр записывает то количество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промышленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.
В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записывается то количество продукции этой отрасли промышленности, которое потребовалось для обмена с другими странами на необходимую продукцию и пошло на нужды населения в соответствии с нормативом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).
В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной промышленности после каждого случая приобретения или расходования. Министру целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности, за которые он отвечает в правительстве).
Таким образом, Муравия полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в соответствии с таблицей вредности экологическая обстановка в этой стране ухудшается на 17 % (на 10 % ухудшает экологическое состояние черная металлургия и на 7 % – машиностроение). Соответствующую запись в экологическом бюллетене делает лично премьер-министр.
Примечание. Возможно введение должности министра экологии, который будет вести экологический бюллетень, освободив премьер-министра для общего руководства делами государства.
Экологический бюллетень Муравии после размещения черной металлургии и машиностроения будет выглядеть следующим образом.
В графе «Исходное экологическое состояние» записывается первичный показатель – 0 (ноль), который обозначает нормальное экологическое состояние. В графе «Экологический ущерб» записываются проценты ущерба, который приносит соответствующая отрасль промышленности, размещенная на территории. Затем эти проценты суммируются и определяется итоговое экологическое состояние. В случае с государством Муравия суммарный ущерб равен 17 % (10 % + 7 %). Результат записывается в графу «Итоговое экологическое состояние» и затем переносится на следующий год в графу «Исходное экологическое состояние», то есть он характеризует экологическую обстановку в этом государстве в начале следующего года.
Государства могут улучшать экологическое состояние, остановив на год (или больший срок) выпуск продукции отраслей промышленности, расположенных на их территории. В этом случае прироста продукции не происходит, но население обеспечивается этой продукцией хотя бы по минимуму. Для этого предварительно делаются государственные запасы (или продукция приобретается у других государств).
Остановка выпуска продукции на один год восстанавливает экологию на количество процентов, равное ущербу, который приносит эта отрасль промышленности. Например, остановка выпуска продукции черной металлургии на год восстанавливает экологическую ситуацию на 10 %, а машиностроения – на 7 % и т. д. (см. табл. 15.6). Государство может закрыть (ликвидировать) уже имеющуюся отрасль промышленности, если сделан достаточный государственный запас. В этом случае происходит разовое улучшение экологической обстановки в государстве в двойном размере от нормативного (например, сразу на 20 %, если ликвидирована черная металлургия).
Таблица 15.6
Любое государство может обратиться в международный арбитраж с иском к другому государству, которое нарушает экологические нормы, ухудшая тем самым общую экологическую обстановку на планете. Координатор вправе оштрафовать государство, население которого бедствует, то есть уровень благосостояния постоянно (более трех лет) находится на самом низком уровне.
В ходе игры. Игра заключается в том, что участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, подписывают контракты и т. д. Страны могут обмениваться имеющейся продукцией, но только той, которая производится соответствующими отраслями промышленности, расположенными на их территории. Каждый год они принимают решения, ведут ведомости учета продукции и экологический бюллетень.
Возможны два варианта проведения игры.
1. С четко обозначенным количеством календарных лет. Эта цифра оговаривается с участниками, чтобы они могли рассчитать свои действия по увеличению благосостояния населения и сохранить экологию.
2. С определенным количеством лет. В этом случае координатор ориентируется на имеющееся в его распоряжении время. Но перед последним периодом следует предупредить участников об этом, чтобы они смогли сделать оптимальный окончательный расчет своих экономических показателей и экологической обстановки.
Если правительство в течение года не сможет обеспечить свое население всеми видами продукции хотя бы на самом низком уровне, то оно может попросить беспроцентный заем в Международном фонде поддержки слаборазвитых государств (с обязательством вернуть на следующий год) или подать в отставку (группа выходит из игры). Во второй раз заем выдается под 100 % годовых, то есть с обязательством вернуть в два раза больше, чем взято. В третий раз правительство должно подать в отставку (группа выходит из игры). Если в стране состояние экологии ухудшается до 100 %, все население этой страны гибнет, и группа выходит из игры.
Примечание. Один из оптимальных вариантов игры – проведение в течение первых же лет международного совещания для раздела всех отраслей промышленности по странам с учетом потребностей всех государств. Естественно, что страны, где коэффициент вредности выше, чем у других, должны получать компенсацию. К этой мысли участники игры должны прийти самостоятельно. Если этого не произойдет, то координатор игры при подведении итогов может подсказать такую возможность.
Итоги игры
Итоги деятельности каждого государства подводятся по экологическому бюллетеню и экономическому потенциалу. Экономический потенциал складывается из имеющихся государственных запасов и объема удовлетворения потребностей населения за последние два года. Государственный запас составляет вся продукция, произведенная за все время предприятиями тех отраслей промышленности, которые размещены на территории государства, за вычетом продукции, которую государство обменяло на продукцию других государств и расходовало на удовлетворение нужд населения.
Объем удовлетворения потребностей населения определяется (см. табл. 15.5) за последние два года деятельности государства. Затем находится итоговая сумма экономического потенциала данного государства.
Если суммарный ущерб, нанесенный природе планеты в результате деятельности всех государств, превысит ПДК (предельно допустимую концентрацию) на 200 %, то это означает глобальную экологическую катастрофу, и игра прекращается. В этом случае координатору целесообразно разобрать вместе с участниками игры возможные варианты согласованных действий государств, направленных на повышение благосостояния населения без ущерба для экологии.
Если игра заканчивается успешно, то есть экологии планеты не был нанесен серьезный ущерб (ПДК в пределах 50–75 %), то координатор должен обязательно показать это участникам, похвалив их за продуманные, взвешенные решения. Такое обсуждение хода и результатов игры целесообразно после каждой игровой процедуры.
Окончательный итог определяется с учетом экономического потенциала государства и доли каждого из государств в ухудшении экологии или в ее улучшении. Сначала находится доля государства в общем ухудшении экологии планеты. Для этого берется суммарный ущерб, который нанесен планете всеми государствами, и «вклад» отдельного государства в ухудшение экологической обстановки за все время. Затем находится доля этого «вклада». Например, суммарное ухудшение составило 150 %, а вклад государства равен 30 %, тогда его доля в ухудшении экологии составит:
30/150 х 100 = 20 %, или 0,2.
Именно на этот показатель умножается экономический потенциал государства. Затем из экономического потенциала вычитается полученное число (в качестве штрафа за нанесение ущерба экологии планеты). Таким же образом находится доля каждого из государств в улучшении экологического состояния планеты и полученное число умножается на первоначальный показатель экономического потенциала государства. Результат добавляется к экономическому потенциалу (в качестве премии за вклад в улучшение экологии планеты).
По полученным итогам определяется государство, которое победило в этой игре. Координатору игры целесообразно вести на классной доске итоговую ведомость учета деятельности государств.
В строке «Население» записывается то количество продукции, которое пошло на обеспечение населения данного государства, а в строке «Государственный запас» – продукция, которая осталась после обеспечения своего населения и обмена с другими государствами. В строке «Экология – ухудшение» записывается ежегодный показатель ухудшения экологической обстановки данного государства, а в строке «Экология – улучшение» – соответственно ежегодное улучшение. Эти показатели обновляются после каждого игрового цикла.
Итоговая ведомость
Контрольный тест
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Под глобальными конфликтами понимают:
а) конфликты между регионами;
б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;
в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.
2. Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобальными:
а) первая и вторая мировая войны; «холодная война» между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис;
б) конфликт между развивающимися и развитыми странами; конфликт между Россией и США в космосе; экологический кризис; вторая мировая война; демографический кризис;
в) конфликт между развивающими и развитыми странами; мировая термоядерная война; демографический кризис; экологический кризис; энергетический кризис;
г) первая и вторая мировая войны; холодная война между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; Мировая термоядерная война; нефтяная война между Ближним Востоком и Евро-Американским союзом; война между Японией и США в области информационных технологий;
д) экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис; кризис в политических отношениях между Востоком и Западом; религиозный кризис между мусульманским и немусульманским миром.
3. Реальная возможность возникновения глобальных конфликтов появилась:
а) в конце XIX века;
б) в начале XX века;
в) в конце XX века;
г) в середине XX века;
д) ожидается в первой половине XXI века.
4. Благодаря деятельности, какой международной организации глобальные проблемы современности получили активное изучение и широкую известность:
а) ООН;
б) Римского клуба;
в) Европейского Союза;
г) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
д) Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
5. Кто из отечественных ученых один из первых обратился в своих исследованиях к глобальным проблемам в начале XX века:
а) Н. А. Бердяев;
б) В. И. Вернадский;
в) Н. И. Вавилов;
г) В. М. Бехтерев;
д) Э. К. Циолковский.
6. Под региональными конфликтами понимают:
а) конфликты между регионами внутри государства;
б) конфликты между государствами, связанные с их интересами в том или ином регионе;
в) конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;
г) конфликты, которые возникают между субъектами социального взаимодействия на основе противоречий регионального значения;
д) конфликты, разрешение которых возможно только с привлечением международных организаций.
7. Формами разрешения региональных конфликтов являются:
а) консенсус; взаимное примирение; угроза применения силы; присутствие третьей стороны;
б) консенсус; взаимное примирение; присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной;
в) присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной; ультиматум; консенсус;
г) консенсус; подавление одной из сторон; взаимное примирение; перевод борьбы в русло сотрудничества;
д) консенсус; ультиматум; угроза применения силы; вмешательство ООН.
8. Правовую базу управления региональными конфликтами составляют:
а) нормы международного права;
б) конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;
в) региональные и муниципальные законы;
г) только нормы международного права, конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;
д) все правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов социального взаимодействия.
9. Назовите главный фактор, определяющий характер региональных конфликтов:
а) национально-этнические и религиозные интересы и традиции;
б) международные отношения;
в) глобальные проблемы современности;
г) географический фактор;
д) экономический фактор.
10. Какое основание положено в выделение такого типа региональных конфликтов, как конфликты между коалициями государств:
а) особенности географического положения субъектов конфликтного взаимодействия;
б) масштаб;
в) сфера проявления;
г) национально-этнические особенности;
д) уровень общественного развития.
Приложение. Программа курса «Конфликтология»
Тема 1.Введение в конфликтологию
Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена: Конфуций (551–479 до н. э.), Гераклит (ок. 520–460 до н. э.), Платон (ок. 427–347 до н. э.), Демокрит (ок. 460–370 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.); средние века: Аврелий Августин (354–430); Фома Аквинский (1225–1274); эпоху Возрождения: Н. Кузанский (1401–1464); Коперник (1473–1574); Д. Бруно (1548–1600); Н. Макиавелли (14691527); новое время и эпоху Просвещения: Ф. Бэкон (1561–1626); Т. Гоббс (1588–1679); Ж.-Ж. Руссо (1712–1778); А. Смит (1723–1790). Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века: И. Кант (1724–1804); Г. Гегель (1770–1831); Л. Фейербах (1804–1872). Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке: К. Маркс (1818–1883); Ф. Энгельс (1820–1895); О. Конт (1798–1857); В. Вундт (1832–1920); Г. Зиммель (1858–1918); П. Сорокин (1889–1968); З. Фрейд (18561939). Возникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики в 1950-1980-е годы: Р. Дарендорф, Л. Козер, М. Шериф, Д. Рапопорт, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, Ч. Освуд, Р. Фишер, У. Юри. Особенности развития конфликтологии в России. Предмет конфликтологии. Задачи и методы конфликтологии. Теоретико-методологические основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы развития конфликтологии.