Субъектно-деятельностная концепция Рубинштейна.
1)Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности. Психическое как сторона деятельности. Деятельность-объяснительный принцип.
2) Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Рубинштейн пишет: «деятельность человека – не реакция на внешний раздражитель, она также не внешняя операция субъекта над объектом – она переход субъекта в объект», при этом «в процессе перехода в объект формируется сам субъект». Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.
3) Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности. Осознание зависит от места в структуре деятельности (цель всегда осознается).
4) Психика имеет двойную детерминацию: она является функцией мозга и детерминирована социальной действительностью.
5) Выделяет иерархию уровней развития сознания:
- реакции-минимально соотносятся с сознанием, т.к. их объектом является внешние раздражители
- действия – направлено на внутренние стимулы (цель), поэтому всегда осознается
- поступок – соотносится с самознанием.
6) понимание операции отличается от АНЛ. По Рубинштейну операция- это частное мелкое действие. По АНЛ – способ осуществления действия.
7) Рубинштейн различает деятельность и поведение (преобладает отношение человека к человеку, единицей анализа является поступок)
8) Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.
9) Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.
10) Интериоризация по Рубинштейну – механизм развития психики (камень в огород Леонтьева: голова до интериоризации не пустое место!, т.к. по АНЛ интериоризация – процесс порождения непсихического в психическое)
11) Единица анализа — действие. В действии есть все: аффективные компоненты, волевые и др. Действие- сознательный акт деятельности, который направлен на объект
3.Концепция АНЛ.
1) преодоление постулата непосредственности в виде снятия противопоставлении внешних и внутренних условий. В концепции АНЛ эта дихотомия снимается трехчленной схемой: «внешняя деятельность – процессы (внешние и внутренние) – образ». В качестве третьего звена, которое осуществляет отношение субъекта к объекту выступают различные формы предметной деятельности субъекта.
2) Психика и деятельность онтологически тождественны. Психика – функция деятельности. Идея незеркального, активного, пристрастного отражения мира
3) Специфика психического отражения по АНЛ состоит в его смысловой природе. Смысл по АНЛ это субъективно-объективная категория. Генетически исходной формой смысла является биологический смысл (когда абиотическое свойство действительности объективно связано с биотическими свойствами).
4) Психика представляет неразвернутое единство психики как процесса (активного отражения мира посредством различных форм внешней и внутренне деятельности субъекта) и психики как образа (свернутая деятельность).
5) Метод исследования психики – метод формирования.
6) процессуальными единицами деятельности являются: действие – операция – психофизиологическая функция. Выделение действий происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий по критерию цели (сознательного образа желаемого результата деятельности), операций – по критерию способа выполнения действия (цели, данной в определенных условиях).Переход действия в деятельность: сдвиг мотива на цель( приобретение целью самостоятельной побудительной силы). Переход деятельности в действие: осознание мотива.
Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
Структура деятельности
Особенная деятельность - мотив (ради чего человек делает что-либо)
действие - цель (что человек делает)
операция - задача (как, т.е. каким способомчеловек что-либо делает)
Физиологические функции
Действие – процесс, направленный на реализацию цели.
Цель – сознательный образ желаемого результата
Операция - это способ выполнения действия; это – акт, содержание которого отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.
Задача – цель, данная в определенных условиях.
Потребность – состояние активной нуждыиндивида в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его существования.
Мотив – предмет потребности.
Особенная деятельность (или особый вид деятельности) – совокупность действий, которая вызывается одним мотивом.
Эмоция – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, оно заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; оно направлено на удовлетворение потребностей.
Раздражимость – способность реагировать на воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ. Или: способность реагировать на биотические (= биологически значимые) стимулы.
Чувствительность = способность реагировать на воздействия, которые прямо не входят в обмен веществ, а лишь ориентируют организм по отношению к воздействиям, входящим в обмен веществ (или: способность реагировать на абиотические стимулы) =
это первоначальная форма психики.
Этапы развития психики (по А.Н.Леонтьеву).
Первый этап – элементарная сенсорная психика: животное реагирует на отдельные абиотические свойства объекта. Ощущение (отражение отдельных свойств предмета)
Второй этап – перцептивная психика: отражение действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Восприятие (целостное отражение предмета). В деятельности впервые выделяются операции.
Третий этап – интеллект: отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними (т.е. ситуации). Решение двухфазных задач (фаза подготовки и фаза реализации): в структуре деятельности выделяются две операции.
Инстинктивные действия – генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.
Научение – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта.
Виды научения: 1. облигатное (обязательное) научение – становление и тренировка инстинктивных действий в ходе индивидуального развития животного.
2. факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. (Поведенческая традиция – явление передачи нового, изобретенного одним животным, способа поведения другим особям популяции).
Современное состояние. Разработка категориального аппарата теории деятельности велась после смерти АНЛ Давыдовым ВВ.,В.П. Зинченко и продолжена Леонтьевым А.А., Асмоловым А.Г. Д.А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства. Исторические аспекты развития школы АНЛ находят свое отражение в работах А.Н. Ждан, Е.Е. Соколовой. С 70-х годов разрабатываются проблемы целеобразования и соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии (Братусь, Зейгарник,О.К. Тихомиров), рассматриваются различные аспекты мотивации человека (Вилюнас, Насиновская). В исследованиях Петренко разрабатывается категория сознания. Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в контексте идей школы разрабатывались Мешковой Н.Н. и С.Л. Новоселовой.
Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека. М.Я.Басов и его школа работали при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. В 1933 году в «Педологическом журнале» появилась монография М.Я.Басова "Опыт методики психологических наблюдений", как результат работы его школы.
Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой.
Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.
Ввел термин «деятельность».
Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.
- «Процесс деятельности является равнодействующей, определяемой двумя факторами: социально-биологической средой и свойствами самого организма». Здесь при раскрытии снова выступает та же двухчленная схема: стимул — реакция. Она сохраняется, с ней не происходит никаких метаморфоз. И Михаил Яковлевич пишет: «Наш взгляд на главные пути познания не зависит от того, с каким именно организмом мы имеем дело».
- «Деятельность имеет свое строение».
Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры
Это скорее движение от понятия деятельности, потому что это возвращение по существу к поведенческим, в широком смысле слова, реактологическим, ассоцианистским по своему духу конструкциям (так написано у А.Н. Леонтьева).
Поведение состоит из системы актов, структура поведения развивается (все большая внутренняя целостность и связность между отдельными элементами).
Ступени в развитии структуры поведения описываются в терминах старой психологии: низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерминируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детерминируемыми.