Фехнер (Fechner) ГуСтав Теодор
19.04Л801 Гросс-Зерхен -..18.11.1887 Лейпциг ,,
Немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов точку зрения, согласно которой вся Вселенная одушевлена, а материя -лишь теневая оборотная сторона психического, Фехнер опирался на установленную Э. Г. ВеберОм зависимость между ощущениями и раздражителями. Он выдвигал идею создания особой науки психофизики, предмет которой - закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических, связанных чисто функционально. Идеи психофизики, изложенные в работе «Элементы психофизики» (1860), оказали огромное влияние на зарождающуюся экспериментальную психологию. Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физическими агентами, а также вывести один из первых психофизических законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (Закон Вебера-Фехнера). В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универсального характера, действителен только в известных пределах и применим лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее методы И идеи Фехнёра оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения памяти. Значение работ Фехнера состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов. -
Фестингер (Festinger) Леон
08.05.1919 Нью-Йорк - 1989 Нью-Йорк.
v Американский психолог, профессор психологии Стэнфорд-ского университета (с 1955). Член Национальной Академии Наук США. Известен своими исследованиями по психологии мыш-236
ления, коммуникации и др. Создатель получившей широкое влияние в зарубежной психологии личности и социальной психологии теории так называемого когнитивного диссонанса.
Сочинения: «Deterrensand Reinforcement» (соавт.), 1962; «Conflict, Decision and Dissonance», 1964.
Франкл (Fraiikl) Виктор
26.03.1905 Вена. Австрия-02.09Л997 Вена. Австрия
Выдающийся австрийский психиатр, невг/опатолог, психотерапевт1 и философ, создатель метода психотерапии и экзистенциального анализа, известного как Логотерапия (от древнегреческого слова Logos - смысл), признанного в мире как «третья венская школа психотерапии» после «первой школы» Зигмунда Фрейда и « второй школы» Альфреда Адлера. Еще подростком он вступил в переписку с 3. Фрейдом и "попросил разрешение издать одну из его работ. После окончания Медицинского факультета ВенскогоУниверситета в 1930, работал в венской психиатрической больнице Штейнхоф. В 1938 году он стал заведующим неврологическим отделением в больнице Ротшильда в Вене. В период разгула антисемитизма во время гитлеровской оккупации Австрии Франкл и его семья в 1942 году были отправлены в концентрационные лагеря, где его мать, отец, и жена погибли, а сам он оказался в Освенциме. Находясь в нечеловеческих условиях в лагере смерти он заметил, что чаще выживали те узники, которые имели четкое представление о смысле своего существования. После освобождения Франкл вернулся в Вену, где он в течение 25 лет руководил венской неврологической клиникой. Первай же книга «Man's Search for Meaning» (1946), которую он за девять дней продиктовал группе своих ассистентов, стала мировым бестселлером и вышла на 26 языках общим тиражом примерно девять-миллионов экземпляров. Франкл был профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, в котором преподавал в до 1990 Года. Он занимал должность профессора в Гарвардском, Далласском и Пит-
ф
Классики Мировой Психологии
Ф
сбургском университетах. Американский Международный у ни- ] верситеТв Калифорнии учредил специально для него должность профессора логотерапий. Франкл был почетным доктором 24 университетов мира. Он был первым европейцем, получившим престижную премию Оскара Пфистера, названную так по имени одного из учеников Фрейда и учрежденную Американским психиатрическим обществом. За несколько месяцев до смерти вышла его последняя книга: «Man's Search for Ultimate Meaning and Recollections: An Autobiography». ,
, Зигмунд Фрейд, создатель «Первой Венской Школы Психотерапии» основное значение в мотивировке, действий индивида придавал глубинным инстинктам, прежде всего сексуальному. Альфред Адлер, основатель «Второй Венской Школы Психотерапии», справедливо выделял значимость «стремления к власти» в жизни и деятельности человека. Однако, с точки зрения ! Франкла все эти теории весьма односторонние и неполные. Они не объясняют стремление человека к развитию. Психоаналитические теории рассматривают психику человека как гомеоста-тическую систему, которая стремится к восстановлению равновесия, постоянно нарушаемого внешними и внутренними факторами. Франкл же, в результате своих исследований и наблю-дений, доказал, что поиск смысла жизни является основной движущей силой индивида, во многом определяющей его поведение. Ведь человек сам нарушает свой психический гомеостаз и это является определяющей тенденцией его дальнейшего развития. В современном обществе человек часто не знает что ему нужно, чего он хочет. Он либо хочет только то,; что делают другие, то-есть становится конформистом; либо он делает только то, чего от него хотят другие, при этом теряется чувство ответственности за свои действия, что характерно для тоталитаризма. В результате происходит, экзистенциальная фрустрация человека, что и, приводит потере смысла жизни. Прямым следствием этих процессов современной цивилизации является развитие неврозов и психозов, алкоголизма и наркомании, а также
различных психосоматических нарушений. Франкл считал, что человеческое бытие всегда направлено на что-то или на кого-то, чем оно само не является, например на некий смысл, который необходимо реализовать, скажем процесс творчества или научных исследований; или на бытие близкого человека,,Он выделил две фундаментальные антропологические характеристики человеческого существования — самотрансценденцию и способность к самоотстранению. .На этих, двух онтологических характеристиках основывается действие; предложенных Фран-клом методов парадоксальной интенции, которая с успехом используемся при лечении фобий и обссесий; и дерефлексии, применяемой при лечении сексуальных неврозов. Франкл выделил в отдельную нозологическую единицу ноогенный невроз связанный с потерей индивидом смысла своей жизни. В этом случае он предложил использовать метод «сократовского» диалога, позволяющего подтолкнуть пациента к нахождению для себя адекватного смысла своего существования. Личность психотерапевта безусловно играет важную роль в этом процессе, но он не должен навязывать пациенту свое понимание жизненного смысла. Человек только сам может найти свой уникальный смысл жизни. Из трех групп ^человеческих ценностей (творчества, переживания и отношения) Франкл особое внимание уделял ценностям отношения. Он считал, что даже в страдании или в безвыходной ситуации человек может найти глубокий жизненный смысл. Отсюда следует основной вывод его философии -жизнь человека никогда не бывает бессмысленной.
Основные работы: «The Doctor and the Sopul: From Psychotherapy to logotherapy» (1955); «From Death-Camp to Existentialism» (1959); «Man's Search for Meaning» (1962); «An Introduction to logotherapy» (1963); «Psychotherapyand Existentialism» (1967); «Encyclopaedia of Psycfiotherapeuties» (5 vol. cobm. с V. E. von Gebsattel, J. H. Schultz); «Man's Search for Ultimate Meaning and Recollections: An Autobiography».
Фрейд (Freud) Анна
03.12 Л 895 Вена - 09.10.1982 Лондон Младшая дочь 3. Фрейда. Основатель британского детского психоанализа. Получила мировую известность благодаря своим фундаментальным исследованиям механизмов психологической защиты. Ее книга «Эго и механизмы защиты» (1937), в которой она описала три основных механизма защиты: репрессию, проекцию и идентификацию, стала классикой психоанализа. В 1938 году Анна Фрейд и ее отец, о котором она Заботилась в течение многих лет его тяжелой болезни, уехали в Лондон из оккупированной нацистами Австрии. Анна Фрейд основала Хамстедские курсы детской терапии и клинику в Лондоне в 1947 году и была ее директором с 1952 до 1982. Она рассматривала детскую игру как адаптацию ребенка к действительности, но не обязательно как проявление бессознательных конфликтов. Она много работала с родителями и считала, что анализ должен иметь образовательное влияние на ребенка. Все эти мысли можно найти в ее книге: «Норма и Патология Детства» (1968).
Фрейд (Freud) Зигмунд
06.05.1856 Фрейбург - 23.09.1939 Хемпстед, близ Лондона Гениальный австрийский врач, психопатолог и психолог, основатель психоанализа. Родился во Фрейбурге, в Моравии (сейчас г. Пршибор - Чехия), в семье еврейского торговца. Образование получил в Вене, учился в гимназии, затем на медицинском факультете университета, который окончил в 1881 г., получив степень доктора медицины. Интересовался ботаникой и химией, позже - сравнительной анатомией и физиологией/Во время учебы в университете одновременно работал в Институте физиологии Эрнста Брюкке. После окончания университета мечтал посвятить себя литературе, затем - теоретическим исследованиям в области неврологии, но вынужден был заняться клинической практикой и практической врачебной деятельнос-240
Классики Мировой Психологии
Ф
тью. Под влиянием клинических наблюдений у Фрейда появился интерес к функциональным психическим расстройствам. В 1865 - 1886 г.г. он стажировался в клинике Сальпетриер (Париж), у знаменитого французского невропатолога Шарко, исследования которого по применению гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у истерических пациентов произвели на него большое впечатление. В 1889 г. Фрейд посетил другую французскую школу по изучению нервных болезней* в Нанси, где Познакомился с исследованиями истерии Лебелля и Берн-гейма. Под влиянием этих поездок у Фрейда сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболеваний, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает. После возвращения •в Вену, Фрейд познакомился с наблюдениями из практики терапии неврозов известного венского врача и физиолога И. Брейе-ра (1842-1925), который вылечил одну из своих истерических 'пациенток методом, получившим название «катартического»: врач погружал больную в состояние гипноза и предлагал вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Если эти воспоминания сопровождались бурным проявлением чувств, наступало освобождение от болезненных симптомов. С начала 1890-х годов Фрейд и Брейер сотрудничали, применяя гипнотическое катартическое лечение больных истерией. Понимание причин истерических симптомов, характеристику симптомов и лечение они изложили в совместном труде «Исследования истерии» (1895). В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов», сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить освобождение от этих напряженных и «ущемленных аффектов».
Классики Мировой Психологии
Средством такогоизлечения был гипноз. Решающим моментом > становлений оригинальной теории Фрейда был отход от гип-юза как'средства проникновения к ущемленным и забытым юлезненным переживаниям. Во многих и как раз наиболееля-келых случаях-гипноз оставался бессильным, встречал «сопро-•ивление», которое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден [ск#тБ\другие> пути к «ущемленному аффекту» и в конце кон-юв нашедших iB? толковании сновидений, свободно всплываю-цих ассоциаций, малых и больших психопатологических сим-ггомов>(проявлений), чрезмерно повышенной или пониженной гувствительности, двигательных расстройств, оговорок^ забы-»аний «т. ш Исследование и интерпретацию этого разнообраз-юго материала Фрейд назвал психоанализом — новой формой грации и методом исследования. Ядро психоанализа как ново-х> психологического направления составляет учение о беесоз-штельном. Научная деятельность Фрейда охватывает несколь-со десятилетий, и за эти годы его концепция бессознательного третерпела существенные изменения. В его учении можно раз-шчать,[ хотя и несколько условно, три периода. Первый период • 1897-4905 г.п, когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов^с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Основные произведения этого »периода «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной-жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к эессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальнос-ги» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения). Особое значение имеет работа «Толкование сновидений»; в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня --сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.
В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из предста-
Классики Мировой Психологии
Ф
вителей разных профессий'(врачи, писатели, художники), Желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде -1906-1918 г.п - фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения - динамической, топической и экономической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1913) - работы, в которых Фрейд распространяет; психоанализ на область художественного творчества м проблемы человеческой истории - «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд получает йриглашение из Америки от Стенли Холла прочесть лекции в Кларковском университете, в Ворчестере. Фрейд читаеттам пять лекций, которые положили начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе. Пять лекций», 1910 г.). Эта работа является полным, хотя и кратким изложением психоанализа в его становлении и развитии. ,
1 Значительным событием вразвитии психоанализа в этот период был отход от Фрейда А. Адлера (1911) н К. Юнга (1912). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое распространение (по сравнению с другими работами Фрейда), являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в двух томах, в 1932 г. Фрейд присоединил к ним третий том), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1915, 1916 и 1917 гг.
В третьем периоде концепция Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия»,, 1920 г.). Структура личности представляется теперь Бдиде учения о трех
Классики Мировой Психологии
инстанциях -Я, Оно, Идеал - Я («Я и ,ОНО», 1923 г.). В ряде работ Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации - «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1937 -1939) и др. Психоанализ становится философской системой.С 1923 года Фрейд, страстный курильщик, страдал раком нижней челюсти. Он перенес 33 операции, но болезнь прогрессировала. Почти всю свою жизнь Фрейд провел в Вене и лишь в 1938 г., после присоединении Австрии к нацистской Германии, подвергаясь нацистским преследованиям, был вынужден покинуть Родину. Благодаря помощи поклонницы Фрейда французской принцессы Марии Бонапарт, сотрудника и биографа Эрнста Джонса, американских послов в Австрии и Франции за него был внесен выкуп в 100000 австрийских шиллингов и Фрейд вместе с женой и дочерью Анной эмигрировал в Лондон.1 Четыре его сестры впоследствии погибли в фашистском концлагере. В Лондоне он продолжал напряженно работать, встречался с деятелями науки и искусства, в частности с Сальвадором Дали. Но болезнь и возраст давали о себе знать. Он чувствовал себя все хуже и хуже и постоянно страдал от сильных болей. 23 сентября 1939 года по просьбе Фрейда его личный врач Макс Шур ввел ему яд.
Фрейджер (Frager)?оберт
Род. в 1942
Американский Психолог. Получил степень доктора философии в Гарварде. Был ассистентом у Эрика Эриксона. Преподавал психологию в Гарварде и филиалах Калифорнийского университета в Беркли и Санта-Крус. Он является основателем и первым! президентом Института трансперсональной психологии. Занимал пост президента Ассоциации трансперсональной психологии. В настоящее5время возглавляет докторскую программу в Институте трансперсональной психологии в Пало-244
Классики Мировой Психологии
Ф
Альто, Калифорния. Занимался гештальттерапией, райхианской, неорайхинской терапией и групповой терапией ло Роджерсу. Жил в дзенских монастырях, ашрамах йогов и суффийских центрах, изучал и ^практиковал эти традиции. Преподает айкидо, которым занимается свыше тридцати лет и которому обучался у основателя этой школы. Читает лекции по суфизму и выпустил ^сборник суфийских рассказов, наставлений и стихов под названием Essential Suffism. Фрейджер является автором не-бкольких книг и множества статей по психологии и родственным отраслям знаний; но мировую известность ему принесла KHHra^«Persona!ity%nd Personal Growth» которую он написал совместно с доктором Джеймсом Фейдименом. Этот фундаментальный труд, написанный блестящим языком, является одним из лучших в мире, наиболее полных и доступных руководств по теории личности. КНига выдержала уже пять изданий ив 2001 году переведена на русский язык и издана в России под названием '«Личность. Теории, эксперименты, упражнения.».
Фромм (Fromm) Эрих
23.03.1900 Франкфурт-на-Майне - 18.03.1980 Муральто. Швейцария
Известный немецко-американский психолог, философ и социолог. Один из главных теоретиков неофрейдизма. Родился в Германии, в семье состоятельного еврейского виноторговца. Отец и мать Фромма присходили из богатых иудейскими традициями семей раввинов. (Так к роду отца принадлежал знаменитый «Зюрцбургский рабби» Зелигман Бэр Бамбергер, авторитетнейший иудаист XIX века и толкователь Торы). Эрих Фромм изучал философию в Гейдельбергском университете, психологическое образование получил в Мюнхенском университете, а затем в Берлинском психоаналитическом институте. С 1929 по 1932 г. работал в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в котором сложилась и получила
Классики Мировой Психологии
гическая школа. После прихода Гитлера к власти Э. Фромм эмигрировал в США. Преподавал в различных университетах США, вел широкие теоретические исследования в области психоаналитической теории личности; Э. Фромм, так же как и некоторые другие неофрейдисты, испытал заметное влияние марксизма. В противовес ортодоксальному фрейдизму Э. Фромм подчеркивает известную^ автономию по отношению к органичес-* ким потребностям, социальный и исторический характер собм ственно человеческих потребностей и мотивов, рассматривая их как продукт «исторического процесса, который творит людей». Блестящий анализ психогенезиса тоталитаризма Фромм дал в книге «Бегство от свободы». Изданная, в США в 1941 году книга стала бестселлером, выдержав более 25 изданий. В ней Фромм анализирует различные типы механизмов «бегства от свободы», с помощью которых современный человек преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия. Эти «механизмы», противостоящие «позитивной свободе» - подлинной связи с миром через любовь и труд, различны в тоталитарном и демократическом обществах. Первый «механизм» Фромм обозначил как авторитарный характер.Авторитарная личность стремится восстановить утраченное единство с миром через отказ от собственного «Я», избавление от бремени его свободы и автономности. Крайней формой выражения в этом случае является садомазохистский комплекс. Диалектика садизма-мазохизма - это диалектика господства-подчинения. Наиболее полно этот тип «бегства» проявляется в тоталитарных государствах, где массы имею возможность симби-отического слияния и подчинения авторитету лидера. Второй механизм бегства Фромм называет автоматизирующим конформизмом.Это характерно для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Человек утрачивает свою идентичность и полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. В итоге стираются различия между «Я» и остальным миром, формируется невротичес-
Классики Мировой Психологии
ф
кое поведение. Это - дорога в Никуда, в пустоту. Третий путь -деструктивность.Ведь легче всего преодолеть собственное отчуждение от мира, разрушая его (реально или в воображении). В отличие от садизма деструктивность не стремится к господству. Она направлена на превращение живого и сложного в мертвое и простое. Фромм определял деструктивность как «результат непрожитой жизншьТем самым он, как и В. Райх> отрицал инстинктивное происхождение фрейдовского «влечения к смерти», Практически все основные работы Фромма были в последние годы переведены на русский язык и изданы в России.
Основные работы: «Escape from Freedom» (1941); «Man for himself» (1947); «Psychoanalysis and Religion» (1950); «The Sane Society» (1955); «Marx's Concept of Man» (1961); «May Man Prevail?» (1961); «Beyond the Chains of Illusion» (1962); «The revolitionof Hope» (1968); «The nature of Man» (1969); «The Crisis of Psychoanalysis» (1970).
Классики Мировой Психологии