Мюррей (Murray) Генри Александр

13,05,1893 Нью-Йорк- 1988 Кембридж. Массачусетс

Известный американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920-1922), с 1922 г. по 1926 г. он —ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г, по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь он защитил докторскую диссертацию по биохимии (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии.

С 1926 г. по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 г. он—ассистент профессора, с 1937 г. — профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии уф. Александера и Г. Захса(1935). С 1943 г. работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947г. вновь возвратился обратно в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал в 1949 г. собственную Психологическую клинику «Annex» при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюрреем в области теории и психодиагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы 3. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия «Я», «Оно», «Сверх-Я», направлена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений.

В отличие от 3. Фрейда и А. Адлера им было выделено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психоген-

Классики Мировой Психологии

М

ные), свойственные человеку. В своей книге «Исследование личности» («Exploration in Personality», 1938), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации («давление»), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюррей несколько позже, включал в себя потребности в достижении, уважении, общении, поря дкеу в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи* доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии!, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники «Список личностных предпочтений» А. Эдварса и «Форма по изучению личности» Д. Джексона). Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье «К классификации взаимодействий» («Toward a classification of interaction», in: «Toward a general theory of action», Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов. «Давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление»; их встреча обозначалась Мюррей как «тема». Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракцио-низм. Провел цикл исследований- по определению влияния по-требностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе «Тематический Аппер-цептивнй Тест» («Thematic Apperception Test: Manual», Cambridge, 1943, принесший ему всемирную известность.

Классики Мировой Психологии

Мясищев Владимир Николаевич

1893—1973

Известный советский психиатр и психолог. После окончания в 1919 году Психоневрологического института, вся его деятельность была связана Санкт-Петербургским Психоневрологическим институтом им. В. М, Бехтерева, которым он руководил более 20 лет. Он в течение многих лет заведовал кафедрой психологии Санкт-Петербургского университета. Занимался исследованиями в области нейрофизиологии, изучением индивидуальных психических особенностей человека, типологией личности и характера. Разработал теорию отношений.

Основные работы: «Личность и неврозы» (1960); «Психические особенности человека» (совместно, с А. Г. Ковалевым -т. 1.- 1957, т. 2 -1960); «Введение в медицинскую психологию» (совместно с М. С. Лебединским, 1966).

Мюррей (Murray) Генри Александр - student2.ru

Найссёр (Neisser) Ульрих

?;(Род. в 1928 Киль, Германия ц ,

Американский психолог^один из .основателей, когнитивной психологии. В 1933 г. его семья эмигрировала в США.^В 1950 г. закончил, Гарвардский университет со степенью бакалавра^ в 1952 г. защитил магистерскую диссертацию в,,Свартморском колледже, в 1956 г. — докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор;Дентра когнитивной психологии. Он рассматривает лознание и восприятие как специфические,.формы, активности. Эта активность осуществляется с помощью особого рода психологических образований, формирующихся в процессе обучения, продолжающегося в течение всей жизни. Их Найссёр вслед за Хэдом, Бартлеттом и Пиаже называет «схемами». ,Он занимался исследования процесса образования таких «схем» как основы когнитивных, процессов. :

Основные работы: «Cognitive psychology» (1967); «Cognition and reality» (1976). ; , ... ,;

Нечаев Николай Николаевич

t •,: Род.;в1946 =

Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, один из ученых-секретарей РАО. Занимается пробле-ма'ми профессионального сознания. Автор известной монографии «Психолого-педагогические аспекты подготовки специалиста в вузе». М., 1985.

Классики Мировой; Психологии

.Классики Мировой Психологии

н

Нидерланд (Niederland) Вильгельм

29.08.1904 Шиппенбель. Восточная Пруссия (сейчас Сепопод. Польша)-30.07.1993 Энглевуд. Нью-Йорк

• • ' :. -, Ч'.,;' .., . . • :....._ - ,1 .:, :

Немецко-американский психоаналитик, первым описавший «синдром оставшегося в!жив!ых» (1961), который он определил как чувство самобвйнёния, возникающее у оставшихся в живы* бывших узников нацистских'концлагерей, ветеранов войны, жертв природных и автомобильных катастроф «проявляющееся бессоницей, кошмарами, личностными нарушениями, хронической депрессией, тревогой, нарушениями памяти и развитием психосоматических заболеваний. В этой работе он использовал Свой собственный опыт1. Сам Нидерланд бежал из нацистской Германии и был интернирован в Англии как иностранец из враждебной страны. Затем он занимался медицинской практикой в Милане, был судовым врачом на Фйллипинах, откуда он уехал в Нью-Йорк в 1940. Он преподавал в Университете Тампа во Флориде, работал психиатром в Медицинском Центре в Нью-Йорке, а с 1952 до 1974 Занимался частной практикой. Нидерланд также исследовал психологию побудительных причин первооткрывателей, например Колумба. Он называл эти причины «темными корнями творческого потенциала», бессознательным фактором типа, дефекта или уродства, результатом которого могла быть повышенная сенситивность. Нидерланд -доктор университетов Вюрцбурга, Генуи и Нью-Йоркского Института Психоанализа. Он - автор приблизительно 200 статей и таких книг как: «Man-made Plague: A Primer on Neurosis» (1948); «Psychic Traumatization» (1971); «The Schreber Case: Psychoanalytic Profile of a Paranoid Personality» (1974).

Наши рекомендации