Лазурский Александр Федорович
12.04.1874-12.03.1917
Русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге, Главные интересы А. Ф. Лазурского лежали в области психологии личности н характера. Лазурским был предложен особый тип эксперимента, так называемый «естественный эксперимент», который должен был служить целям научного исследования конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Выдвинутая А. Ф. Лазурским идея отношений в понимании природы личности была важным шагом вперед по сравнению с традиционным пониманием личности как совокупности психических функций. Эта идея стала отправной для советских психологов ленинградской школы (В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др.). В работах А. Ф. Лазурского была предпринята одна из первых в психологии серьезных попыток дать конкретную и эвристическую типологию личностей, на основе которой была разработана (совм. с С. Л. Франком) развернутая программа эмпирических исследований человека. При всей упрощенности и известной механистичности теоретических представлений А. Ф. Лазурского о личности его работы до сих пор сохраняют интерес для психологии, подкупая прежде всего огромным фактическим материалом, собранным в них, тонкостью отдельных наблюдений и мыслей.
Основные работы: «Школьные характеристики» (19!3); «К учению о психической активности» (1916); «Очерк науки о характерах» (1917); «Естественный эксперимент и его школьное применение» (Сб. ст. под ред. А. Ф. Лазурского, 1918); «Классификация личностей» (1924); «Психология общая и экспериментальная» (1925).
1
Лакан (Lacan) Жак
13.04.1901 Париж-09.09.1981 Париж Французский теоретик и практик «структурного психоанализа». Практикующий врач-психиатр и психоаналитик. Лакан начал пропагандировать теорию Фрейда во Франции в 1930-х, но получил широкую известность только после того, как начал проводить регулярные семинары в Парижском Университете с 1953 года. Он стал знаменитым во Франции после публикации своих эссе и лекций. (1966; Eng. trans. The Language of the Self: The Function of Language in Psychoanalysis). Он основал и возглавлял Фрейдистскую Парижскую Школоу с 1964 года, пока не расформировал ее в 1980 году, так как не считал более возможным строго следовать принципам Фрейда. Он рассматривал язык как зеркало бессознательного и ввел изучение языка (как это принято в современной лингвистике, философии, и поэтике) в психоаналитическую теорию. Его главным достижением была интерпретация работ Фрейда в терминах структурной лингвистики, развитой французскими авторами во второй половине 20-го столетия. Он стал одной из доминирующих фигур во французской культурной жизни в течение 1970-х. Как психоаналитик Лакан приобрел известность, благодаря его собственным, неортодоксальным и даже эксцентричным, терапев-
тическим методам.
Лассвелл (Lasswell) Гарольд
13.02.1902 Доннельсон. США - 18.12.1978 Нью-Йорк
Выдающийся американский политолог и политический психолог, известный своими исследованиями взаимотношений власти, личности и политики, и внесший важный вклад в современную политическую науку. Лассвелл получил образование в университетах Лондона, Женевы, Парижа, и Берлина (1923,1924 и 1925 г.г.) и защитил докторскую степень по философии в 1926 году в Чикагском университете. Преподавал политическую на-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
уку в Университете Чикаго (1922-1938) а затем в Йельском Университете, где он был профессором права (1946-1970), профессором политической науки (1952-1970). Он работал в Вашингтонской Школе Психиатрии (1938-1939) и был директором исследований военных ресурсов в Библиотеке Конгресса (1939-1945). Лассвелл был также профессором права в Колледже Джона Джея Городского Университета Нью-Йорка (1970-1973) и в Университете Виска (1973-1976). Он читал лекции во многих университетах мира и был консультантом многочисленных американских правительственных агентств и учреждений. С точки зрения Лассвелла, политическая наука должна быть направлена на изучение изменений социальных паттернов в обществе и влияние власти на эти изменения. Он определял общественные ценности как желательные цели, которые достигаются с помощью политики. В работе «Who Gets What, When, How» (1936) он анализирует политическую элиту, но в книге «A Framework for Political Inquiry» (1950), написанной совместно с Абрахамом Капланом, исследовались уже ключевые аналитические категории, такие как личности, индивидуальности, группы, и культуры. Психо-политические работы Лассвела:« Psychopathology and Politics» (1930), «World Politics and Personal Insecurity» (1935) и «Power and Personality» (1948) исследуют такие проблемы как тенденция к доминированию, сублимация личностной фрустрации в энергию политического лидера, мораль, теория систем, функциональный, ролевой и контент-анализ. Другие работы Лассвелла: «Propaganda Technique in the World War» (1927); «World Revolutionary Propaganda» (with D. Blumenstock, 1939), «Politics Faces Economics» (1946); «The Policy Sciences: Recent Developments in Scope and Method» (with D. Lerner, 1951); «The Future of Political Science» (1963).
j •
Ле Бон (LeBon) Густав
V / J
07.05.1841 Ноген-ле-Ротре. Франция - 13.12.1931 Марне-ле-Коквет. Франция
Французский социальный психолог, получивший известность благодаря своим исследованиям психологии толпы. После окончания докторантуры по медицине, Ле Бон путешествовал в Европе, Северу Африки, и Азии и написал несколько книг на антропологии и археологии. Позже его интересы переместились к естествознанию и социальной психологии. В работе «Les Lois psychologiques de revolution des peoples» (1894; Психология Народов) он развивал представление о том, что история определяется расовой или национальной особенностями, а доминирующей силой в социальном развитии является не интеллект, а эмоции. Он приписывал истинный прогресс работе интеллектуальной элиты. В «La psychologic des foules» (1895; Психология Толп), его наиболее популярной работе, он утверждал, что в толпе подавляется индивидуальность и доминирует коллективный разум; поведение толпы единодушно, эмоционально, но антиинтеллектуально.
Леви-Брюль (Levi-Bruhl) Люсьен
10.04.1857 Париж - 13.03.1939 Париж Французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пра-логическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой
JL |
Классики Мировой Психологии
все сферы проявления интеллекта первобытного человека. Например в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обшестве. Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где мышление людей разных времен и культур считалось тождественным.
Основные работы: «La Mentalite primitive» (1922; «Primitive Mentality»), «L'Ame primitive» (1927; «The «Soul» of the Primitive»), «Le Surnaturel et la nature dans la mentalite primitive» (1931; «Primitives and the Supernatural»).
Леви-Стросс (Levi-Strauss) Клод
28.11.1908 Брюссель - 2001 Брюссель
Выдающийся французский социальный антрополог и один из создателей структурализма - метода анализа культурных систем в терминах структурных отношений между их элементами. Структурализм повлиял не только на социальные науки, философию, психологию, сравнительное изучение религии, но и на литературу и кино. После изучения философии и права в Парижском Университете (1927-1932), Леви-Стросс преподавал в средней школе и входил в интеллектуальный круг Сартра. Он был профессором социологии в Университете Сан-Пауло в Бразилии (1934-1937), и занимался полевыми исследованиями индейцев Бразилии. Затем Он работал в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке (!941-1945), где на него большое влияние оказали работы лингвиста Романа Якобсона. С 1950 до 1974 он преподавал в Парижском Университете, а в 140
Л |
Классики Мировой Психологии
1959 возглавил кафедру социальной антропологии во Французском Колледже. В 1949 Леви-Стросс издал свою первую большую работу, «Les Structures elementaires de la parente». Он приобрел популярность после издания книги «Tristes tropiques» (1955), литературной интеллектуальной автобиографии. Другие публикации: «Anthropologie structurale» (1961), «La Pensee Sauvage» (1962), «Le Totemisme aujourd'hui» (1962), капитальное исследование по мифологии в четырех томах, «La Voie des masques», 2 vol. (1975). В 1983 году он издал сборник эссе. Леви-Стросс рассматривал культуры как системы коммуникации, и для их интерпретации он создал модели, основанные на структурной лингвистике, информационной теории и кибернетике.
Левин (Lewin) Курт
09.09.1890 Мотильно. Германия (теперь Польша)
— 12 02.1947 Ньютонвилль. Массачусетс. США Выдающийся немецкий психолог, создатель полевой концепции личности и принципов групповой психологии. Образование получил в университетах Оренбурга, Мюнхена и Берлина, где изучал психологию, математику и физику. Докторскую диссертацию защитил в Берлинском университете у Карла Штумп-фа в 1914 году. Во время первой мировой войны служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. В 1926-1933 гг. - профессор философии и психологии Берлинского университета. Принимал активное участие в разработке принципов гештальт-психологии и по праву считается одним из основоположников этого направления. В 1932 году читал курс лекций в Стенфордском университете. В 1933 году из-5а своего еврейского происхождения эмигрировал и работал в США, сначал в Корнельском университете, затем в университете штата Айова, где он занимался проблемами детской социальной психологии. Затем Курт Левин возглавил новый исследовательский Центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Его программа исследований ак-
л |
Классики Мировой Психологии
туальна и в наше время и продолжается в этом Центре, который теперь относится к университету штата Мичиган.
В центре психологии Левина стоит концепция так называемого «жизненного пространства». Жизненное пространство, по Левину, это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Понятийное представление жизненного пространства предполагает, во-первых, раскрытие структуры поля возможных событий, как оно существует для индивида в данное время, и, во-вторых, установление поля сил. определяющих в каждой области жизненного пространства наличные в нем тенденции к изменению. Наблюдаемое поведение индивида должно рассматриваться лишь как «фенотипическое» выражение некоторого «генотипа» события, происходящего в жизненном пространстве индивида и представляющего собой либо «переход» личности из одной области жизненного пространства в другую (так называемая «локомоция»), либо изменение самой «когнитивной» структуры жизненного пространства (инсайт). Поведение и развитие индивида оказываются при этом некоторой функцией его жизненного пространства: П = f (жизненного пространства). Выполненные в школе Левина исследования запоминания и возобновления прерванных действий, насыщения, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в развитии экспериментальной психологии личности. В американский период своей деятельности Левин разрабатывал полевой подход применительно к] исследованию проблем групповой динамики и социального дей-. ствия.
Основные работы: «Gesetz und Experiment in der Psychologic», В., 1927; «A Dynamic theory of personality», N. Y., 1935; «Principles of topoiogical Psychology», N. Y, 1936; «Resolving social conflicts», N. Y, 1948; «Field theory in Social Science», N.Y., 1951.
Л |
Классики Мировой Психологии
Леонгард (Leonhard) Карл
1904—1988
Немецкий невролог, психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники университета им. Гумбольта в Берлине. Работы К. Леонгарда затрагивают широкий круг вопросов неврологии, психиатрии, психологии, психодиагностики. Им разработана получившая широкую популярность в психиатрии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.
Основные работы: «Акцентуированные личности», Киев, 1981; «Normale und abnormale Personlich keiteri», Berlin, 1964 (c соавт.); «Biologiche Psychologie», 5 aufl. Frankfiirt/M, 1972; «Der menschicke Ausdruck», Leipzig, 1968.
Леонтьев Алексей Алексеевич
Род. в 1936
Известный отечественный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Академик РАО. Известен своими исследованиями в области проблем психологии общения, этнопсихологии. Автор более 500 научных работ.
Основные работы: «Психология общения» (1974); «Л.С.Выготский» (1991).
Леонтьев Алексей Николаевич
05.02.1903 Москва-21.01.1979 Москва Психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1940), профессор (1932). В 1924 окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 вел научную и преподавательскую работу в Москве {Институт Психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1935- 1935 - в Харькове (Украинская психоневрологическая академия, педагогический институт).
л
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Л
В 1936-52 в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны - начальник экспериментального госпиталя восстановления движений. С 1941 - профессор МГУ, с 1950 -заведующий кафедры психологии, с 1966 - декан факультета психологии МГУ. Акад.-секретарь отделения психологии(1950-! 957) и вице-президент (1959-61) АПН РСФСР. Разрабатывал в 20-х годах совместно с Выготским и Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вра-щивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул обще психологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).
Основные работы: «Восстановление движений» (совм. с А. В. Запорожцем, 1945); «Деятельность, сознание, личность» (1975); «Проблемы развития психики» (1981).
Лири(Leary) Тимоти
Род. в 1920
Американский психолог, известный своими исследованиями действия галлюциногенов. Окончил университет штата Алабама в 1943 году. В 1950 он получил докторантуру по психологии в Университете Беркли в Калифорнии, где он работал ассистентом профессора до 1955 года. В течение 1950-х годов Лири развивал эгалитарную модель взаимодействия между психотерапевтом и пациентом, предложил новые техники групповой 144
психотерапии и опубликовал срою систему классификации межличностного поведения. Он приобрел репутацию весьма перспективного молодого ученого и был назначен лектором в Гарвардский Университет в 1959 году. В Гарварде Лири начал эксперимент ироват ь с псилоцибином, галлюциногеном, найденным в некоторых грибах. Он заключил, что психоделики могли бы быть эффективны в трансформации личности и расширения человеческого сознания. Лири создал Гарвардскую Программу Исследований Психоделических средств и начал применять псилоцибин у студентов-добровольцев. Он также давал этот препарат некоторым видным художникам, писателям и музыкантам. Лири исследовал культурные и философские импликации психоделических наркотиков, и в отличие от тех, кто полагал, что психоделики являются привилегией культурной элиты, считал что этот опыт должен быть представлен и широкой публике, особенно молодежи. Эксперименты Лири были весьма спорны, и он был уволен из Гарварда в 1963 году. В Миллбру-ке, штат Нью-Йорк, где он жил, Лири создал небольшое гедонистическое сообщество и начал интенсивно использовать ЛСД. Его исследования становились все более бесконтрольными и беспорядочными. Он ездил по всей Америке, читал много публичных лекций, особенно в университетских городках и колледжах и стал эпицентром общественных дебатов по вопросу об ЛСД. Его фраза «turn on, tune in, drop out» (включает, настраивает, выбывает), стал популярным лозунгом антикультуры. Консерваторы видели в Лири человека, вызывающего коррозию в обществе. Президент Ричард Никсон называл его «наиболее опасным человеком в Америке», а многие исследователи считали, что Лири скомпрометировал серьезное изучение психоделиков. После арестов в 1965 и 1968 годах за хранение марихуаны и длительного судебного разбирательства, Лири уехал из США и в течение нескольких лет скрывался в Афганистане. Он вернулся в 1976 году и поселился в Южной Калифорнии. В течение 1980-х и 90-х Лири продолжил участвовать в публичных
JL |
Классики Мировой Психологии
лекциях и дебатах, хотя он не смог восстановить то влияние, которым пользовался в течение 1960-х. Он также занимался разработкой компьютерных программ и был стороннком новых технологий, таких как виртуальная реальность в Интернете.
Локк (Locke)Джон
29.08.1632 Рингтон, близ Бристоля - 28.10.1704 Отс. Эссекс
Выдающийся английский философ, чьи идеи явились началом века Просвещения в Англии и Франции и легли в основу Американской Конституции. Философскую теорию познания Локк построил на основе психологической теории сознания, чем проложил путь психологии как анализа эмпирического сознания и создал систему педагогики, предметом которой была отдельная личность Он исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания. Локк отрицал врожденность идей и считал, что сознание новорожденного чисто как tabula rasa (белая бумага) и только с помощью опыта приобретает содержание, которое он называл «идеями». Опыт нельзя свести ни к внешнему (восприятию), ни к внутреннему (самонаблюдению). Он различен у всех индивидов и народов. Высший принцип Локка «nihil est inintellectu, quod поп ante fuerit in sensu» (нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях и чувствах); однако при этом он признавал наличи известной «разборчивости разума» (disposition of the mind). Основная работа: «An Essay Concerning Human Understanding» (1690) (рус. пер. «Опыт о человеческом разуме», 1936).
Л |
Классики Мировой Психологии
Лоренц Конрад
07.11.1903 Вена - 27.02.1989 Альтенберг Выдающийся австрийский биолог и зоопсихолог, основатель современной этологии - сравнительного метода изучения поведения животных. Лауреат Нобелевской премии по медицине за 1973 год, которую он получил вместе с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном за сравнительные исследования поведения животных и человека, а также происхождения агрессии. Его идеи способствовали пониманию гого, как эволюция формирует модели поведения. Получил медицинское образование а Венском университете. В 1933 году защитил там же докторскую диссертацию по зоологии. В 1935 Лоренц впервые описал импринтинг, процесс при котором визуальные и слуховые стимулы родительского объекта определяют поведение животного в дальнейшем. С 1940 до 1942 год он был профессором и заведующим отделом общей психологии в Кенигсбергском университете. С 1942 до 1944 он был врачом в немецкой армии и затем военнопленным в СССР. Он вернулся в Австрию в 1948 году и возглавил Институт Сравнительной Этологии в Альтенберге с 1949 до 1951г,г, В 1950 году он создал отдел сравнительной этологии в Институте Макса Планка в Балдерне, Вестфалия. Его идеи пролили свет на то, как развиваются поведенческие паттерны в течение всей жизни организма. В популярной книге: «Das sogenannte Bose» (1963; «Об Агрессии»), он утверждал, что борьба и агрессивное поведение у человеке имеет врожденное происхождение, но может быть изменена воздействием окружения и удовлетворением основных инстинктивных потребностей. Агрессивные тенденции у людей могут быть преобразованы в социально полезные модели поведения. В другой работе: «Die Ruckseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens»(1973; «Позади Зеркала: История происхождения Человеческого Знания»), Лоренц исследовал природу человеческого мышления и интеллекта и пришел к выво-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
л
ду, что проблемы современной цивилизации в значительной степени связаны с ограниченностью человеческого мышления. На русский язык переведены его книги: «Кольцо царя Соломона» (1970), «Человек находит друга» (1971) и «Агрессия».
Лубовский Владимир Иванович
Род. в 1923
Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, один из создателей и руководителей института дефектологии АПН СССР, редактор журнала «Дефектология».3а-нимается исследованиями динамики развития умственно отсталых детей, особенностями восприятия людей с нарушениями
зрения.
Основные работы «Дети с задержкой психического развития» (1989); «Дети умственно отстадые»( 1991); «Психологические проблемы диагностики аномальных детей» (1993).
ЛурияАлександр Романович
03/16.07.1902 Казань - 14.08.1977 Москва Выдающийся отечественный психолог, один из основателей современной нейропсихологии. Академик, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии педагогики, Американской академии наук и искусств, почетный член британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Родился в еврейской семье. Учился на факультете общественных наук (1918-1921) и медицинском факультете (1921-1923) Казанского университета. В 19 лет организовал психоаналитический кружок в Казани и вступил в переписку с 3. Фрейдом. Позднее был секретарем Всероссийского Психоаналитического общества и ученым секретарем Психоаналитического института в Москве. Затем был приглашен в Московский психологический институт, где он провел свое первое исследова-
ние, получившее международное признание. На основе ассоциативного теста К. Г. Юнга он создал сопряженную моторную методику. Она заключалась в том, что испытуемый должен был отвечать на предъявляемое ему слово первым же словом, пришедшим на ум и одновремено сжимать рукой резиновую грушу. Предъявляемые вербальные стимулы были как нейтральными, так и такими, которые могли иметь для испытуемого важное значение. В тот момент, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, обычно фиксировалась некоторая задержка вербальной и двигательной реакции. Этот простейший метод был использован в кримилистической практике и фактически являлся прототипом «детектора лжи». В 1929 году посетил Германию, где познакомился с К. Левиным, В. Келлером и Б. В. Зейгарник, затем принял участие в IX Международном психологическом конгрессе в США. После окончания Первого Московского медицинского института (1937), Лурия работал в Институте нейрохирургии им. Бурденко, Институте дефектологии АПН РСФСР. Заведовал кафедрой нейро и патопсихологии психологического факультета МГУ (с 1966). Совместно с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым заложил основы психологии, базирующейся учете социально-исторической детерминации психики человека. Его нейропсихическая теория трех «блоков» в центральной нервной системе (энергетический, информационный, этический) может быть сопоставлена с фрейдовской «тройственной» структурой психики.
Основные работы: «Основы нейропсихологии» (1973); «Об истории развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование)? (1974); «Основные проблемы нейролингвистики» ( 1975); «О месте психологии в ряду социальных и биологических наук» (1977); «Язык и сознание» (1979).
Классики Мировой Психологии
Люшер Макс
Род. в 1923 Базель
М
Швейцарский психолог, известный своими исследованиями по психологии цвета. Автор одноименного теста, достаточно широко используемого для оценки психических состояний. Получил образование в Базельском университете, где изучал социологию, философию правй и религии, а также клиническую психиатрию. Получил докторскую степень в 1949 году. Изучал новые методы психотерапии в Стокгольме и Париже. Работал в Швейцарском Антропологическом Институте, читал лекции в Базеле, Цюрихе, Париже, Амстердаме, занимался медико-психологическими и социологическими исследованиями в Гамбурге, Берлине и Мюнхене. Автор широко известных книг: «Тест Люшера» и «Сигналы личности».