Последовательность «включения» модальностей
Индивидуализации терапевтической стратегии помогает выявление последовательности «включения» модальностей при формировании симптома или конкретной проблемы. Выявление таких последовательностей в ММТ называется «отслеживанием» (tracking). В соответствии с индивидуальным порядком «включения» модальностей психотерапевт выбирает наиболее подходящие методы работы.
BASIC I.D. второго порядка
Испольчуя BASIC I.D. психотерапевт может оценить реальные или предполагаемые действия пациента, направленные на решения какой- либо конкретной проблемы. То есть BASIC I.D. второго порядка действует как увеличительное стекло по отношению к выбранному аспекту жизни человека. Не всегда пациент может описать или сознательно пережить опыт в какой-либо модальности. В таком случае Лазарус использует «технику наведениямоста» (Lazarus, 1997). Для этого необходимо присоединиться к пациенту и вести беседу в режиме предпочитаемой им модальности (например, «отношения»). Затем, после нескольких минут разговора, следует переключиться на другую, но не избегаемую пациентом модальность, (например, «ощущения»: «Замечаете ли Вы какие-нибудь ощущения?», или «воображение»: «Видите ли Вы при этом какие-либо образы?»). После этого можно перейти к нужной модальности (например «аффекты»). Если несколько попыток не привели к результату, следует отложить беседу на эту тему до следующего сеанса.
Терапевтический процесс
1.Определите наличие тех или иных проблем в каждой из семи модальностей.
2.Совместно с пациентом выберите три - четыре ключевые проблемы.
л
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Л
З.Если необходимо, примите меры для медицинского обследования и медикаментозного лечения пациента.
4.Разнообразие методов и техник в ММТ ограничено лишь творческими способностями и опытом психотерапевта.
Основные работы: «Behavior Therapy and Beyond». New York: McGraw-Hill. (1971); «Multimodal Behavior Therapy». New York: Springer Publishing. (1976); «The Practice of Multimodal Therapy». New York: McGraw-Hill. (1981); «Multimodal therapy». In RJ. Corsini & D. Wedding (Eds.), «Current Psychotherapies» (5th ed.). Itasca, IL: F.E. Peacock. (1995); «Brief but Comprehensive Psychotherapy: the Multimodal Way». New York: Springer Publishing Company. (1997); Lazarus, A.A., & Lazarus, C.N. «Multimodal Life History Inventory». Champaign, IL: Research Press. (1991).
Лазарус (Lazarus) Мориц
15.09.1824.Филей. Пруссия (теперь Вилен. Польша) - 13.04.1913 Меран. Австрия (теперь Мераяо. Италия)
Еврейский философ и психолог, убежденный борец с антисемитизмом и основатель сравнительной психологии, Сын ученого раввиниста, Лазарус изучал еврейскую литературу, историю, закон и философию в Берлине. Он был профессором в Берне (1860-66), в Академии Кригса в Берлине (1867-1873), и в университете Фридриха-Вильгельма (теперь Гумбольта) в Берлине (1873). Фундаментальный принцип философии Лазаруса состоял в том, что истина должна разыскиваться не в метафизических или априорных положениях, а в психологическом исследовании. Это исследование не может ограничиваться только индивидуальным сознанием, но должно быть посвящено прежде всего обществу в целом. Психолог должен изучить человечество с исторической и сравнительной точки зрения. Он с филологом X. Штейнталем основал журнал «Zeitschrift мех Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft» (1859). Его главная
!34
философская работа - «Das Leben der Seele», 3 vol. (1855-57; «Жизнь Души»).
Лазарфельд Пауль Феликс
13.02.1901 Вена-30.08.1976 Нью-Йорк
Австро-американский социолог и социальный психолог, чьи исследования влияния средств массовой информации на общество считаются классическими. Лазарфельд закончил Венский университет и получил докторскую степень по прикладной математике в 1925 году, Он основал научно-исследовательский институт прикладной социальной психологии (1929) в Вене. С 1929 по 1933 год читал лекции по прикладной психологии в Венском университете. В 1933 году получил грант фонда Рокфеллера и переехал в США, где впоследствии получил американское гражданство. Он стал руководителем отдела по исследованию влиянию радиопередач на массы - проекта фонда Рокфеллера в Принстонском Университете (1937-1940), а, когда проект в 1940 году был передан в Колумбийский университет (позже переименован в Бюро Прикладных Социальных Исследований), он продолжил эту работу в качестве директора(1940-1950). Лазарфельд оставался профессором Колумбийского университета до 1970 года. Его научные интересы были весьма многосторонними. Он изучал влияние радио и печатных средств массовой информации и на предпочтения американцев при голосовании на выборах. Лазарфельд также провел крупномасштабные исследования по воздействию газет, журналов, радио, и кинофильмов на общественное мнение.
Основные работы: «Radio and the Printed Page» (1940; coauthored with Cantril and Stanton); «The People's Choice» (1944); «Voting «(1954); and the textbook «An Introduction to Applied Sociology».
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
л