Иенсен (Jensen) Артур Роберт
Род. в 1923 Сан-Диего. Калифорния. США Американский психолог. Окончил Калифорнийский университет. Докторскую степень получил в Колумбийском университете. Профессор психологии образования в Калифорнийском университете в Беркли. Большой резонанс получили его исследования в области психологии индивидуальных различий. Иенсен занимался проблемой взаимосвязи индивидуальных, культурных, классовых и расовых различий и успеваемости. Он пытался понять, почему представители различных меньшинств в школе учатся хуже, чем представители белого большинства Его статья посвященная этой проблеме «Haw much can we boost scholastic achievement?» б «Harvard Educational Rev» 39,1-123. (1969) вызвала бурю эмоций в научном мире и американском обществе, так как в ней он высказал предположение, что помимо влияния на интеллект факторов окружающей среды и культуры, следует учитывать влияние расовых различий на средний уровень общего интеллекта, поскольку подобные различия могут быть генетически обусловлены благодаря действию естественного отбора. Эти предположения в политическом аспекте были крайне болезненными, потому что затрагивали эффективность образовательных программ и ставили под сомнение эгалитарные принципы американского общества. Появилось даже своеобразное ругательство «йенсенизм». Однако дальнейшие исследования других ученых подтвердили что на многие индивидуальные различия генетические факторы действительно оказывают существенное влияние. Его книга «Bias in Mental Tests» (1980) посвящена происхождению предубеждений в подходе к тестированию. Иенсен также занимался разработкой информационной теорией интеллекта и сумел экспериментально до-
Классики Мировой Психологии
казать существование связи между общим интеллектом и изменением времени реакции в ситуациях выбора.
К
Йеркс (Yerkes) Роберт
1876 Бредисвилл. Пенсильвания - 1956 Нью Хевен. Коннектикут
Выдающийся американский психолог, зоопсихолог и этолог. После окончания Гарвадского Университета и получения докторской степени по философии в 1902 году, Йеркс был профессором психологии в Гарварде до 1917 года. Благодаря исследованиям, описанным в его первой книге «The Dancing Mouse» (1907), мыши и крысы стали использоваться как стандартные лабораторные животные в психологических лабораториях. Он заинтересовался психологическим тестированием и способствовал широкому внедрению интеллектуальных, тестов (1915). В течение I Мировой войны он возглавлял первую программу массового тестирования, при реализации которой было обследовано 1,726,000 человек. Когда Йеркс получил место профессора в Йельском университете в 1924 году, он возобновил свои исследования по изучению поведения приматов. Его главная работа «The Great Apes» (1929; в соавторстве с его женой, Адой Ваттерсон Йеркс) долгое время оставалась классическим исследованием на психологии и физиологии этих животных. В 1929 отт основал Йельскую Лабораторию Биологии Приматов в Orange Park, во Флориде. Этот уникальный центр изучения поведения приматов был переименован в Йеркскую Лабораторию Биологии Приматов после его отставки с поста директора в 1941 году. Он экспериментально доказал, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но благоприятна для различения простых (Закон Иеркса-Додсона). Его последней большой книгой была «Chimpanzees» (1943). Он ушел с поста профессора Йельского университета в 1944 году.
Канеман (Kahneman) Даниэл
Род. в 1934 Тель-Авив. Израиль
Известный израильский психолог. Окончил Иерусалимский университет (1954). Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Докторскую степень получил там же (1961). Совместно с Амосом Тверски занимался проблемами эвристики. В своих исследованиях они рассматривали эвристические черты вероятностного мышления, такие как доступность, репрезентативность, закрепление (постановка «якоря») и корректировка. Канеман и Тверски доказали, что люди склонны преувеличивать вероятность доступных событий и оценивают ее, исходя из того в какой степени эти события соотносится с привычной психической моделью. Закрепление и корректировка происходит в процессе формирования общего суждения, при котором генерированный ответ действует как «якорь», а дополнительна информация корректирует этот ответ. Классические исследования Канемана и Тверски позволили проникнуть в сущность психологических процессов, управляющих процессом формирования суждений и принятия решений. Их совместные работы публиковались в известных научных журналах.
Карнеги (Karnegie) Дейл
1888—1955
Карнеги родился в бедной семье на ферме в Миссури. После окончания средней школы работал продавцом в Штате Небраска и актером в Нью-Йорке и наконец начал читать лекции в АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ ХРИСТИАН (YMCA). Его выступления пользовались большой популярностью. Он издал серию брошюр, которые впоследствии объединил в книгу: «А
к
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
К
Practical Course for Business Men» (1926; also published as «Public Speaking and Influencing Men in Business»), «Практический курс для деловых людей» (1926; другое название - «Публичные выступления и влияние на людей в бизнесе»). Затем он опубликовал книгу «Little Known Facts About Well Known People» («Некоторые факты из жизни знаменитых людей)?, 1934). Его книга «How To Win Friends and Influence People» («Как завоевывать Друзей и оказывать Влияние на людей», 1936) мгновенно стала бестселлером и принесла автору мировую известность. Подобно большинству его книг, она не содержит почти ничего нового о человеческой психологии, но подчеркивает значение активности, целеустремленности и оптимизма в преодолении жизненных препятствий на пути к успеху. Другая известная его книга «How to Stop Worrying and Start Living» (1948) «Как перестать беспокоиться и начать жить» (! 948), является прежде всего коллекцией уловок здравого смысла, направленных на предотвращение напряжения.
Келер(Kohler) Вольфганг
21.01.1887 Ревель (Таллин). Эстония - 11.06.1967 Энфильд. США
Немецкий психолог один из основателей гештальтпсихоло-гии. Окончил Берлинский университет (1909). Профессор психологии и философии в Геттингемском (1921) и Берлинском (с 1922) университетах, директор психологического института в Берлине (1922 - 1935), после эмиграции в США - профессор Суотморского колледжа в Пристоне (1935 - 1957). С 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер был директором антропоидной станции на Канарских островах (о. Тенериф), где проводил обширные исследования интеллектуального поведения человекоподобных обезьян. В этих исследованиях, имевших решающее значение для критики механистических подходов к анализу поведения животных, были заложены новые методические принципы
экспериментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, выделены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. На основании полученных результатов Келером была предложена так называемая полевая теория поведения, я также одно из фундаментальных понятий гештальтпсихологии - понятие «инсайта».
Основная работа: «Gestalt psyhology», New-York, Liveright, 1947.
Келли(Kelly) Джордж Александер
28,04.1905 Канзас- 1967Бостон
Известный американский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Окончил Канзасский университет. В 1929 году работал в Эдинбургском университете. Докторскую степень по психологии получил в Государственном университете штата Айова (1931). Преподавал экспериментальную психологию в Форт-Хейском колледже штата Канзас. В течение своей работы в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к психотерапии. Его опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, а не от сил либидо. Во время Второй мировой войны он в работал психологом в Военно-Морской авиации США. В 1945 году он был назначен ассистентом профессора в Университете Мэриленда. В 1946 году Келли стал профессором и руководителем отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. С 1965 года Келли - профессор кафедры наук о поведении Университета Брандейса. До самой смерти он составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он сделал в предыдущее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опублико-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
К
ван посмертно в 1969 году. Самый известный научный труд Кел-ли- «Психология личностных конструктов» в 2-х томах (1955).
Кемпинский (Kepinsky) Антон
1918—1972
Выдающийся польский психиатр, психолог и философ. В 1939 году студент медицинского факультета Ягеллонского Университета в Кракове А. Кемпинский стал солдатом польской армии и принимал участие в первых сражениях Второй Мировой Войны. После разгрома Польши он вместе с отступающими польскими частями оказался во Франции, где служил в артиллерии. После поражения Франции он попал в Испанию, где был интернирован и оказался в испанском концлагере. В 1943 году ему удалось перебраться в Англию, где он служил пилотом в Британских ВВС. Сразу после окончания войны Кемпинский окончил медицинский факультет Эдинбургского Университета, затем еще год проходил стажировку в британских психиатрических клиниках. После возвращения в Польшу он работал в психиатрической клинике Краковской медицинской академии, а с 1969 года стал ее руководителем. Получив докторскую степень и диплом профессора, Кемпинский преподавал психиатрию на медицинском факультете Ягеллонского Университета в Кракове и, одновременно, вел свой курс на философском факультете.
В Польше он первым использовал новые гуманистические идеи Роджерса и Маслоу. В своих научных работах, очень скоро получивших мировую известность, Кемпинский охватывал широкий круг проблем, относящихся не только к психопатологии, нейрофизиологии, психофармакологии, но и психологии, философии, социологии и этнографии. Позицию Кемпинского можно назвать плюралистическим гуманизмом, признающим человека как величайшую ценность и учитывающим множественность интерпретаций человеческого существования. Его подход к пациенту можно назвать холистическим. Кемпинский 118
считал науку лишь «первым томом» врачебных знаний; «вторым томом» с его точки зрения является «не вмещающаяся в научные формулы традиция, переходящая от одного поколения врачей к другому». Личный опыт контактов врача с чиром больных — это содержание «третьего тома». Кемпинский выделяет два подхода к пациенту - как к субъекту и как к объекту. Он выдвинул «теорию информационного метаболизма» в которой рассматривал психику человека в норме и патологии с позиций теории информации. Процесс взаимодействия внешнего мира и внутреннего мира индивида протекает по законам селекции, предполагающим две основных тенденции — ассимиляцию и элиминацию. Ассимиляция внешних воздействий приводит к формированию функциональных структур, обуславливающих те или иные психические реакции. Такая организация приводит к отрицательной энтропии. Ассимиляция достигает максимальной выраженности в сексуальных реакциях, направленных на продолжение рода. Тенденция к элиминации рассматривается как выражение агрессии и может иметь не только индивидуальное, но и социальное значение. Психические нарушения Кемпинский рассматривал как патологию границы, через которую осуществляется обмен информацией между внутренним и внешним миром. С этой точки зрения им рассматривался генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений. Он описал характерный для неврозов симптом «заколдованно-ш круга», который состоит в замыкании невротической цепи -причины и следствия. Следует заметить, что Кемпинский был одним из первых исследователей, которого заинтересовали психологические проблемы бывших узников фашистских концлагерей. Свой исключительно богатый материал он обобщил в серии статей, в которых показал, каким образом в конщшере подавляется «рефлекс свободы» и человек превращается в «автомат». В отличие от многих психологов, Кемпинский считал, что большинство тех, кто реализовывал чудовищные программы уничтожения «неполноценных» с их точки зрения народов
к |
Классики Мировой Психологии
(евреев и др.), вовсе не были садистами или психически больными людьми. Они были продуктами тоталитарной системы, превращавшей людей в узко запрограммированных «зомби», способных, не задумываясь, выполнить любой бредовый приказ своего вождя. В работах, посвященных психологии и психотерапии Кемпинский проводил глубокий анализ различных подходов к решению ключевых проблем в познании внутреннего мира человека. Кемпинский был настоящим ученым-энциклопедистом, т. е. тем типом ученого, который почти утерян в наше узкоспециализированное время. Его статьи и книги отличаются оригинальностью и проницательностью в описании ситуаций и феноменов, удачным подбором аргументов и феноменов, а также блестящим литературным стилем и силой убеждения. Он является автором около ста научных статей и следующих книг: «Ритм жизни» (большая часть этой книги издана в России под названием «Экзистенциальная психиатрия» в 1998 году); «Психопатология неврозов» (была издана на русском языке в 1976 году); «Шизофрения» (была издана в России под названием «Психология шизофрении» в 1998 году), «К психопатологии сексуальной жизни», «Меланхолия», «Страх», «Психопатии», «Познание больного» (была издана на русском языке в Минске в 1998 году). Почти все книги были написаны Кемпин-ским в последние два года его жизни, когда он был смертельно болен.
Кеттелл(Cattell) Джеймс Маккии
25.05.1860 Итон. США-20.01.1944 Ланкастер. США
Американский психолог. Получил образование в Университете Дж.Хопкинса, затем уехал в Лейпциг к В. Вундту. Он занялся изучением влияния индивидуальных различий на время реакции, но Вундт к этим исследованиям отнесся отрицательно. В 1886 году Кеттелл оказался в лаборатории Ф. Гальтона, в Лондоне. Именно здесь он провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахи-120
К |
Классики Мировой Психологии
отоскопическом предъявлении объекта. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. В 1890 году Кеттелл опубликовал програмную статью «Умственные тесты и измерения» в журнале «Mind», где он впервые научно обосновал применение психометрических методов». Послесловие к ней написал Ф. Гальтон. Кеттелл создал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.). Он стал первым в мире профессором психологии. Произошло это в Пенсильванском университете. В i 895 году его избрали президентом Американской психологической ассоциации, а в 1929 году он был председателем IX Международного психологического конгресса, который впервые проводился в США.
Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард
Род. 20.03.1905 Стаффордшир. Англия Англо-американский психолог. Создатель оригинальной факторной теории черт личности. В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Кеттел решил посвятить свою будущую карьеру психологии. В 1929 году он получил звание доктора философии в Лондонском университете. Кетелл был ассистентом Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа. После получения докторского звания в области психологии, он был директором психологической клиники в Англии (1932-1937), после чего уехал в Нью-Йорк, где работал в Колумбийском университете вместе с Э. Торндайком. В 1938 года он перешел в Университет Кларка, где в то время профессором психологии был Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занял дол-
Классики Мировой Психологии
жность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится профессором-консультантом Гавайского университета, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды. Кеттел - автор около 35 книг и 400 статей. Наиболее известны следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987). В своем основном труде «Personality and Learning Theory», 2 vol. (Личность и теория обучения в 2-х томах, 1979-80) он выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспекты личности с окружением, обстановкой и культуральными влияниями.
Клагес(Klages) Людвиг
10.12.1872 Ганновер-29.07.1956 Килберг,близ Цюриха
Немецкий психолог и философ, занимался характерологией и физиогномикой. Основатель современной графологии. Закончил Мюнхенский университет. Он считал, что всякое физиог-номистическое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. Связь тела и души он рассматривал не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах. Из противоположности выразительных движений и воли он делает вывод о противоположности души и тела. Подчинить жизнь, полярностями которой являются душа и тело, уму - это требо-122
К |
Классики Мировой Психологии
ванне сначала бессознательного, а затем сознательной воли все более высокой мысли. Клагес был лидером немецкого витализма (1895-1915), согласно взглядам которого законы физики и химии не могут полностью объяснить жизнь. В 1905 году он основал в Монако Центр изучения характера, который он в 1919 году переместил в Килберг, близ Цюриха. Клагес полагал, что люди отличаются от других животных «духом» (Geist), который лежит в основе человеческой способности мыслить и существовать. Эта способность является источником человеческого отчуждения из мира и - началом эго и желания бессмертия. Основные работы: «Prinzipien der Charakterologie» (1910; «Principles of Cliaracterology»), «Geist und Leben» (1935; «Spirit and Life»), and «Die Sprache als Quell der Seelenkunde» (1948; «Language as the Source of Knowledge of the Soul»).
Кляйн(Klein) Мелани
30.03.1882 Вена-22.09.1960 Лондон Британский психоаналитик, известная своими работами с маленькими детьми, в которых наблюдения свободной игры позволили проникнуть в бессознательную жизнь фантазии ребенка, и расширили возможности психоанализа у детей двух — трех лет. Мелани Кляйн была младшим ребенком в семье венского стоматолога. Она рано проявила интерес к медицине, но оставила свои планы, когда в 21 год вышла замуж. В результате этого несчастливого брака у нее родилось трое детей. Она заинтересовалась психоанализом в Будапеште за несколько лет до начала II Мировой войны. Ее анализировал Шандор Ференци. Он же убедил Кляйн заняться психоанализом маленьких детей, и в 1919 она написала первую статью на эту тему. С 1921 по 1926 г.г. она работала в Берлинском Психоаналитическом Институте, а затем переехала в Лондон. В книге «The Psychoanalysis of Children» (1932) она представила свои наблюдения и теорию детского анализа. Считая, что детская игра является символическим путем управления тревогой, она использовала свобод-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии^
К
ную игру с игрушками как средство для определения психологических импульсов и идей, связанных с ранними годами жизни. Ее теория связывала развитие Эго в течение этого периода с опытом, получаемым при контакте с различными объектами, причем физические объекты ассоциируются с психическими представлениями. Так Кляйн выяснила, что в раннем периоде развития развитии, ребенок проявляет интерес скорее к части, чем к законченному объекту) - например, к груди скорее чем матери. Этот примитивный способ идентификации она назвала параноидально - шизоидным. Следующий период развития -депрессивное состояние, в котором ребенок пребывает, когда начинает распознавать целые объекты, например мать или отца. Кляйн считала, что тревога в параноидально - шизоидном состоянии связана со страхом самоуничтожения, в то время как тревога в депрессивном состоянии связана со страхом младенца, что его собственные деструктивные импульсы могут нанести вред любящим объектам. Для того чтобы расширить и прояснить свои гипотезы развития ребенка в раннем возрасте и детской тревоги Кляйн с 1934 года работала со взрослыми пациентами,. На основе этих исследований она написала книгу «Envy and Gratitude» (1957). Ее последняя работа, изданная посмертно в 1961, «Narrative of a Child Analysis».
Кнопкин Олег Александрович
Род. в 1931
Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, исследователь психологических механизмов умственной деятельности. Его теория близка к концепции «Самоуправления» Е.Л. Григоренко и Р. Дж. Стернберга.
Основные работы: «Психологические механизмы умственной деятельности». (М., 1980); «Функциональная структура деятельности и поведения// Психология личности в социалистическом обществе»/ Под ред. Б.Ф. Ломова и К.А. Абульхано-вой. М., 1989. 124
Коломинский Яков Львович
Род. в 1934
Известный отечественный социальный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Один из основателей современной отечественной возрастной и педагогической психологии. Автор более трехсот научных работ.
Основные работы: «Человек, психология» (1980, 1986); «Психология общения» (1974); «Познай самого себя» (1981).
Кон Игорь Семенович
Род. в 1928
Доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, академик РАО. Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Почетный доктор Корнельского университета. Член международной академии сексологических исследований. Занимается проблемами социологии, теории личности, психологии юношеского возраста, антропологии детства и сексологии. Автор первой в России монографии по сексологии.
Основные работы: «Открытие Я» (1976); « В поисках себя» (1984); «Ребенок и общество» (1988); «Введение в сексологию» (1988); «Вкус запретного плода» (1992); «Сексуальная культура в России: Клубничка на березке» (1997); «Вкус запретного плода. Сексология для всех» (1998); «Лунный свет на заре. Лики и маски одинокой любви» (1998).
Корзибски Альфред
1879—1950
Польско-американский ученый, создатель общей семантики — системы лингвистической философии, которая пытается увеличить человеческую способность передавать идеи от поколения к поколению. Во время I Мировой Войны Корзибски. работавший в разведывательном отделе Российской армии, в 1915 был послан со специальной военной миссией в США и Канаду. После падения царс-
к
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
кого режима в 1917 году, он остался в США и служил секретарем Французско - Польской военной миссии, позже он получил американское гражданство. Корзибски и его последователи С. И. Хайяка-ва, Уэнделл Джонсон, и другие рассма!ривали язык как представления реальности. Теория Корзибски была направлена на улучшение адаптации к окружающей среде. Используя теорию относительности, квантовую механику, и математическую логику, Корзибски и его последователи искали научное, не аристотелевское основание для ясного понимания различий между символом (словом) и действительностью (referent) и пути, которыми слова непосредственно могут влиять (или манипулировать) и ограничивать человеческую способность к мышлению. Общая семантика была направлена на практическое обучение методам развития способности к анализу. Взгляды Корзибски оказали влияние на современную психотерапию, (например НЛП). Главная работа Корзибски по общей семантике — «Science and Sanity» (1933; 3-е издание, 1948). Международное Общество Общей Семантики (основанное в 1942 году) издает ежеквартальный журнал «Review of General Semantics».
Коффка (Kofflta) Курт i
18.03.1886 Берлин -22.11.1941 Нортхемптон. Массачусетс. США
Немецкий психолог. Закончил Берлинский университет. Ученик К.Штумпфа. Защитил докторскую диссертацию в 1909 году. Работал ассистентом у О. КюльпеиК.МарбевВюрцбурге, с 1910 : г - у Ф. Шумана во Франкфурте. В 1911-1924 гг. работал в каче- I стве приват-доцента в университете Гессена, с 1927 г. — профес- ] сор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Верт- : геймером и В. Келером являегся основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Занимался проблемами психического развития ребенка. Автор книги «Принципы гештальпсихологии» (1935). Издатель журнала «Psychologische Forschung». 126
Кохут(Kohut) Хайнц
03.05.1913 Вена-08.09.1981 Чикаго Австро-американский психоаналитик. Основатель Чикагской школы психотерапии, считавшей, что в основе психического расстройства лежит не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение). Единственный сын в богатой австро-еврейской семье, Кохут получил блестящее и разностороннее образование (искусство, иностранные языки). После окончания в 1932 г. Деблингерской гимназии в Вене, закончил Венский университет (доктор медицины, 1938).В 1939г.эмиг-рировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940 г. - - в США (получил гражданство в 1945 г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое образование получил в Чикаго. Работал в Чикагском университете, с 1957 г. — профессор психиатрии, член правления Чикагского института психоанализа. Защитил докторскую диссертацию в университете Цинциннати (1973). Вице-президент Интернациональной психоаналитической ассоциации, президент Чикагской психоаналитической ассоциации (! 963-1964), президент Американского психоаналитического общества (1964-1965). Кохут стремившийся быть не только последователем, но и официальным преемником З.Фрейда, в 1946 г. обрушился с яростной критикой на Ф. Александера, отошедшего от классического психоанализа и развивавшего свою теорию о соответствии органических заболеваний типам эмоциональных конфликтов.
Большое влияние на Кохута имели А. Фрейд, Г. Гартман, П. Крамер, К, Эйсслер, но они без энтузиазма встретили его интерпретации работ Фрейда. С 1959 г. он начал развивать свою психологическую теорию «Я», что было инициировано работой с пациентами с «нарциссизмом» (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции,
Классики Мировой Психологии
потеря смысла бытия), которые неподдавались традиционному психоанализу. Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается а неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности другим. Он выдвинул свою теорию, в которой «Я» рассматривалось как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения. При этом по своей структуре «Я» было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся «претензии Я» (потребность в господстве, в достижениях), на другом — «идеализированный образ родителей» (идеализированные ценности). В своей работе «Анализ самости» («The Analysis of the Self, a Systematic Approach to the Psychoanalitic Treatment of Narcissistic Personality Disordes», 1971) на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости.
Кречмер (Kretschmer) Эрнст
08.10.1888 Вюстенрот. Вюртемберг — 08.02.1964 Тюбинген
Немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета, директор неврологических клиник в Марбурге (1926) и Тюбингене (1946), почетный член многих научных и медицинских организаций. Его работы неоднократно удостаивались высших международных наград. Широко известен своей классификацией характеров, атакже исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. В дальнейшем американский врач и психолог, директор лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета Уильям Шелдон предложил свою типологию характера, в которой, подобно Кречмеру попытался установить связь между конституцией и особенностями характера.
Сочинения: «Строение тела и характер», М., Л., 1924; «Geniale Meuschen», 1929; «Медицинская психология», М.. Л., 1927; «Об истерии», М., Л., 1928; «Hysteric, Reflex und In- stinkt Psychotherapeut. - Studien, Die Sensitive Beziehnigswahn», 1918. 128
Л |
Ладд Георг Трамбл
19.01.1842 Пейнесвилль. Штат Огайо -08.08.1921 НьюХэвен. Штат Коннектикут Американский философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии в США. С 1881 до 1905 он был профессором в Йельском университете, где основал первую Американскую лабораторию экспериментальной психологии. Он был автором книги «Elements of Physiological Psychology» (Элементы Физиологической Психологии, 1887), первого такого руководства на английском языке. В его капитальном труде «Psychology, Descriptive and Explanatory» (Психология, Описательная и Объяснительная, 1894) предлагается теоретическая система функциональной психологии, рассматривающая человека как мыслящий организм, целеустремленно решающим возникающие проблемы и приспосабливающийся к изменяющимся условиям внешней среды.
Лазарус (Lazarus)Арнольд
Род, в 1932 Йоханнесбург. ЮАР Известный южноафриканский психолог и психотерапевт. Закончил университет Витватерсренда (докторская степень в I960). Почетный президент Латиноамериканского общества новых наук о поведении, обладатель награды «Выдающемуся психологу» Отдела психотерапии АРА за 1992 год. Член ред-колсгий нескольких известных международных психологических и психотерапевтических журналов. Арнольд Лазарус в 1958 году ввел в психологический обиход термины «поведенческая терапия» и «поведенческий терапевт». Он является автором мультимодальной терапии - ММТ, своеобразного направления
л
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Л
психотерапии, сочетающего системный анализ поведения и прагматический выбор техник с холистическим подходом. ММТ обеспечивает возможность интегративной оценки проблем и эффективную психотерапевтическую стратегию, учитывающую уникальность и целостность личности. ММТ находит применение и в семейной, и в групповой психотерапии. Для оценки различных аспектов личности и жизни пациента Лазарус выделил семь категорий, (английская аббревиатура BASIC I.D).
В (Behavior) Поведение: действия, реакции, привычки
A (Affect) Аффект: чувства, эмоциональные реакции
S (Sensation) Ощущения: влияние визуальных, аудиальных, тактильных и т.п. стимулов; проприоцепция, сексуальность.
Т (Imagery) Воображение: визуализации, внутренние образы, фантазии, символы
С (Cognition) Когнитивная сфера: мысли, убеждения, мнения, ценности, цели
I (Interpersonal) Межличностные отношения: взаимодействие с другими людьми.
D (Drugs/biology) Физиология/ препараты: диета, физические нагрузки, режим, прием лекарств, использование психоактивных веществ.
Сюда включаются социокультурные и политические факторы, не входящие в BASIC I.D. (Lazarus, 1981). Оценка всех этих факторов осуществляется либо посредством структурированного интервью, либо с помощью мультимодального опросника истории жизни (Lazarus & Lazarus, 1991), который заполняется пациентом дома, обычно после первого сеанса. Быстрый опрос включает следующие темы (Lazarus, 1997):
В Поведение: Какие действия мешают человеку достич! удовлетворения в жизни, счастья (неадаптивное поведение, саморазрушительные действия)? Какое поведение необходимс усилить или ослабить? Что он (или она) должен перестать делать или начать делать?
А Аффект: Какие эмоции доминируют? Имеем ли мы дело с гневом, тревогой, депрессией или их комбинациями и до какой степени (т.е. ярость или раздражение, грусть или черная меланхолия и т.д.)? Что может порождать соответствующие чувства -конкретные мысли, образы, межличностные конфликты («Что заставляет Вас смеяться, плакать?»)? Как человек ведет себя, испытывая определенные чувства?
S Ощущения:Есть ли какие-либо специфические жалобы на ощущения (напряжение, хроническая боль, тремор)? Какие чувства, мысли и поведение связаны с этими ощущениями? Какие можно выделить позитивные ощущения? Здесь рассматривается и чувственное, сексуальное удовлетворение.
I Воображение: Какие фантазии и образы доминируют? Какой образ себя сложился у человека (в частности, образ тела)? Имеются ли специфические образы успеха или неудачи? Каковы образы ближайшего или отдаленного будущего? Появляются ли негативные, навязчивые образы (вспышки травматических воспоминаний)? Как эти образы связаны с поведением, эмоциями, мыслями?
С Когнитивпаясфера: Можно ли определить важнейшие принципы, ценности, убеждения, интересы? Есть ли представление о том, что должен делать человек? Имеются ли определенные дисфункциональные убеждения, иррациональные идеи? Можно ли выявить какие-либо автоматические, непроизвольные мысли, влияющие на деятельность человека?
I Межличностные отношения: Значимые другие в жизни человека - кто они? Что он или она хочет, ожидает и получает от них; что, в свою очередь, дает им, делает для них? Какие отношения приносят наибольшее удовлетворение, а какие - наибольшее страдание?
D Физиология/ препараты: Насколько здоров человек и как относится к своему здоровью? Особенности относящиеся к диете, весу, сну, физическим нагрузкам. Потребляет ли алкоголь или наркотики? Прописаны ли какие- либо лекарства?
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Л
Важно также выяснить как взаимодействуют модальности. У конкретного человека те или иные модальности могут доминировать всегда или в каких-то особых ситуациях. Есть «делатели», «чувствователи», «мыслители» и т.д. Здесь речь идет лишь о тенденциях, а не о типологии. Информация такого рода образует структурный профиль пациента и позволяет выбрать индивидуальную психотерапевтическую стратегию. Для выявления структурного профиля Лазарус использует свой опросник из 35-ти пунктов (Lazarus, 1997). В кратком варианте предлагается оценить каждую модальность по 7-балльной шкале, отвечая на следующие вопросы (Lazarus, 1997):
Поведение. Насколько Вы активны? Насколько Вас можно назвать «делателем»? Нравится ли Вам быть занятым?
Аффект. Насколько Вы эмоциональны? Насколько глубоко Вы чувствуете? Склонны ли Вы к спокойствию или бурным внутренним реакциям?
Ощущения. Насколько сильно Вы фокусируетесь на удовольствии или боли, которые ощущаете? Насколько Вы вовлечены в телесные ощущения, связанные с едой, сексом, музыкой, искусством?
Воображение. Насколько живое у Вас воображение? Вовлекаетесь ли Вы в мечты и фантазии? Думаете ли «картинками»?
Ко