Иенсен (Jensen) Артур Роберт

Род. в 1923 Сан-Диего. Калифорния. США Американский психолог. Окончил Калифорнийский универ­ситет. Докторскую степень получил в Колумбийском универси­тете. Профессор психологии образования в Калифорнийском университете в Беркли. Большой резонанс получили его иссле­дования в области психологии индивидуальных различий. Иен­сен занимался проблемой взаимосвязи индивидуальных, куль­турных, классовых и расовых различий и успеваемости. Он пы­тался понять, почему представители различных меньшинств в школе учатся хуже, чем представители белого большинства Его статья посвященная этой проблеме «Haw much can we boost scholastic achievement?» б «Harvard Educational Rev» 39,1-123. (1969) вызвала бурю эмоций в научном мире и американском обществе, так как в ней он высказал предположение, что поми­мо влияния на интеллект факторов окружающей среды и куль­туры, следует учитывать влияние расовых различий на средний уровень общего интеллекта, поскольку подобные различия мо­гут быть генетически обусловлены благодаря действию есте­ственного отбора. Эти предположения в политическом аспекте были крайне болезненными, потому что затрагивали эффектив­ность образовательных программ и ставили под сомнение эга­литарные принципы американского общества. Появилось даже своеобразное ругательство «йенсенизм». Однако дальнейшие исследования других ученых подтвердили что на многие инди­видуальные различия генетические факторы действительно ока­зывают существенное влияние. Его книга «Bias in Mental Tests» (1980) посвящена происхождению предубеждений в подходе к тестированию. Иенсен также занимался разработкой инфор­мационной теорией интеллекта и сумел экспериментально до-

Классики Мировой Психологии

казать существование связи между общим интеллектом и изме­нением времени реакции в ситуациях выбора.

К



Йеркс (Yerkes) Роберт

1876 Бредисвилл. Пенсильвания - 1956 Нью Хевен. Коннектикут

Выдающийся американский психолог, зоопсихолог и этолог. После окончания Гарвадского Университета и получения док­торской степени по философии в 1902 году, Йеркс был профес­сором психологии в Гарварде до 1917 года. Благодаря исследо­ваниям, описанным в его первой книге «The Dancing Mouse» (1907), мыши и крысы стали использоваться как стандартные лабораторные животные в психологических лабораториях. Он заинтересовался психологическим тестированием и способ­ствовал широкому внедрению интеллектуальных, тестов (1915). В течение I Мировой войны он возглавлял первую программу массового тестирования, при реализации которой было обсле­довано 1,726,000 человек. Когда Йеркс получил место профес­сора в Йельском университете в 1924 году, он возобновил свои исследования по изучению поведения приматов. Его главная работа «The Great Apes» (1929; в соавторстве с его женой, Адой Ваттерсон Йеркс) долгое время оставалась классическим иссле­дованием на психологии и физиологии этих животных. В 1929 отт основал Йельскую Лабораторию Биологии Приматов в Orange Park, во Флориде. Этот уникальный центр изучения поведения приматов был переименован в Йеркскую Лабораторию Биоло­гии Приматов после его отставки с поста директора в 1941 году. Он экспериментально доказал, что сильная мотивация препят­ствует выработке навыков различения сложных стимулов, но благоприятна для различения простых (Закон Иеркса-Додсона). Его последней большой книгой была «Chimpanzees» (1943). Он ушел с поста профессора Йельского университета в 1944 году.




Канеман (Kahneman) Даниэл

Род. в 1934 Тель-Авив. Израиль

Известный израильский психолог. Окончил Иерусалимский университет (1954). Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Докторскую степень получил там же (1961). Совместно с Амосом Тверски занимался проблемами эвристики. В своих исследованиях они рассматривали эвристи­ческие черты вероятностного мышления, такие как доступность, репрезентативность, закрепление (постановка «якоря») и кор­ректировка. Канеман и Тверски доказали, что люди склонны преувеличивать вероятность доступных событий и оценивают ее, исходя из того в какой степени эти события соотносится с привычной психической моделью. Закрепление и корректиров­ка происходит в процессе формирования общего суждения, при котором генерированный ответ действует как «якорь», а допол­нительна информация корректирует этот ответ. Классические исследования Канемана и Тверски позволили проникнуть в сущ­ность психологических процессов, управляющих процессом формирования суждений и принятия решений. Их совместные работы публиковались в известных научных журналах.

Карнеги (Karnegie) Дейл

1888—1955

Карнеги родился в бедной семье на ферме в Миссури. Пос­ле окончания средней школы работал продавцом в Штате Не­браска и актером в Нью-Йорке и наконец начал читать лекции в АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ ХРИСТИАН (YMCA). Его выс­тупления пользовались большой популярностью. Он издал се­рию брошюр, которые впоследствии объединил в книгу: «А

к

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

К



Practical Course for Business Men» (1926; also published as «Public Speaking and Influencing Men in Business»), «Практический курс для деловых людей» (1926; другое название - «Публичные вы­ступления и влияние на людей в бизнесе»). Затем он опублико­вал книгу «Little Known Facts About Well Known People» («Не­которые факты из жизни знаменитых людей)?, 1934). Его книга «How To Win Friends and Influence People» («Как завоевывать Друзей и оказывать Влияние на людей», 1936) мгновенно стала бестселлером и принесла автору мировую известность. Подоб­но большинству его книг, она не содержит почти ничего нового о человеческой психологии, но подчеркивает значение актив­ности, целеустремленности и оптимизма в преодолении жиз­ненных препятствий на пути к успеху. Другая известная его книга «How to Stop Worrying and Start Living» (1948) «Как пере­стать беспокоиться и начать жить» (! 948), является прежде все­го коллекцией уловок здравого смысла, направленных на пре­дотвращение напряжения.

Келер(Kohler) Вольфганг

21.01.1887 Ревель (Таллин). Эстония - 11.06.1967 Энфильд. США

Немецкий психолог один из основателей гештальтпсихоло-гии. Окончил Берлинский университет (1909). Профессор пси­хологии и философии в Геттингемском (1921) и Берлинском (с 1922) университетах, директор психологического института в Берлине (1922 - 1935), после эмиграции в США - профессор Суотморского колледжа в Пристоне (1935 - 1957). С 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер был директором антропоидной стан­ции на Канарских островах (о. Тенериф), где проводил обшир­ные исследования интеллектуального поведения человекоподоб­ных обезьян. В этих исследованиях, имевших решающее значе­ние для критики механистических подходов к анализу поведе­ния животных, были заложены новые методические принципы

экспериментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, выделены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. На основании полученных результатов Келером была предложена так называ­емая полевая теория поведения, я также одно из фундаменталь­ных понятий гештальтпсихологии - понятие «инсайта».

Основная работа: «Gestalt psyhology», New-York, Liveright, 1947.

Келли(Kelly) Джордж Александер

28,04.1905 Канзас- 1967Бостон

Известный американский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Окончил Канзасский университет. В 1929 году работал в Эдинбургском университете. Докторскую степень по психологии получил в Государственном универси­тете штата Айова (1931). Преподавал экспериментальную пси­хологию в Форт-Хейском колледже штата Канзас. В течение своей работы в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал про­грамму передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к психоте­рапии. Его опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе боль­ше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и эко­номических трудностей, а не от сил либидо. Во время Второй мировой войны он в работал психологом в Военно-Морской авиации США. В 1945 году он был назначен ассистентом про­фессора в Университете Мэриленда. В 1946 году Келли стал профессором и руководителем отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. С 1965 года Келли - профессор кафедры наук о поведении Уни­верситета Брандейса. До самой смерти он составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он сделал в предыдущее де­сятилетие. Исправленный вариант этой работы был опублико-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

К



ван посмертно в 1969 году. Самый известный научный труд Кел-ли- «Психология личностных конструктов» в 2-х томах (1955).

Кемпинский (Kepinsky) Антон

1918—1972

Выдающийся польский психиатр, психолог и философ. В 1939 году студент медицинского факультета Ягеллонского Уни­верситета в Кракове А. Кемпинский стал солдатом польской армии и принимал участие в первых сражениях Второй Миро­вой Войны. После разгрома Польши он вместе с отступающи­ми польскими частями оказался во Франции, где служил в ар­тиллерии. После поражения Франции он попал в Испанию, где был интернирован и оказался в испанском концлагере. В 1943 году ему удалось перебраться в Англию, где он служил пило­том в Британских ВВС. Сразу после окончания войны Кемпин­ский окончил медицинский факультет Эдинбургского Универ­ситета, затем еще год проходил стажировку в британских пси­хиатрических клиниках. После возвращения в Польшу он ра­ботал в психиатрической клинике Краковской медицинской ака­демии, а с 1969 года стал ее руководителем. Получив докторс­кую степень и диплом профессора, Кемпинский преподавал психиатрию на медицинском факультете Ягеллонского Универ­ситета в Кракове и, одновременно, вел свой курс на философс­ком факультете.

В Польше он первым использовал новые гуманистические идеи Роджерса и Маслоу. В своих научных работах, очень ско­ро получивших мировую известность, Кемпинский охватывал широкий круг проблем, относящихся не только к психопатоло­гии, нейрофизиологии, психофармакологии, но и психологии, философии, социологии и этнографии. Позицию Кемпинского можно назвать плюралистическим гуманизмом, признающим человека как величайшую ценность и учитывающим множе­ственность интерпретаций человеческого существования. Его подход к пациенту можно назвать холистическим. Кемпинский 118

считал науку лишь «первым томом» врачебных знаний; «вто­рым томом» с его точки зрения является «не вмещающаяся в научные формулы традиция, переходящая от одного поколения врачей к другому». Личный опыт контактов врача с чиром боль­ных — это содержание «третьего тома». Кемпинский выделяет два подхода к пациенту - как к субъекту и как к объекту. Он выдвинул «теорию информационного метаболизма» в которой рассматривал психику человека в норме и патологии с позиций теории информации. Процесс взаимодействия внешнего мира и внутреннего мира индивида протекает по законам селекции, предполагающим две основных тенденции — ассимиляцию и элиминацию. Ассимиляция внешних воздействий приводит к формированию функциональных структур, обуславливающих те или иные психические реакции. Такая организация приво­дит к отрицательной энтропии. Ассимиляция достигает макси­мальной выраженности в сексуальных реакциях, направленных на продолжение рода. Тенденция к элиминации рассматривает­ся как выражение агрессии и может иметь не только индивиду­альное, но и социальное значение. Психические нарушения Кемпинский рассматривал как патологию границы, через кото­рую осуществляется обмен информацией между внутренним и внешним миром. С этой точки зрения им рассматривался генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений. Он описал характерный для неврозов симптом «заколдованно-ш круга», который состоит в замыкании невротической цепи -причины и следствия. Следует заметить, что Кемпинский был одним из первых исследователей, которого заинтересовали пси­хологические проблемы бывших узников фашистских концла­герей. Свой исключительно богатый материал он обобщил в серии статей, в которых показал, каким образом в конщшере подавляется «рефлекс свободы» и человек превращается в «ав­томат». В отличие от многих психологов, Кемпинский считал, что большинство тех, кто реализовывал чудовищные програм­мы уничтожения «неполноценных» с их точки зрения народов


к

Классики Мировой Психологии

(евреев и др.), вовсе не были садистами или психически боль­ными людьми. Они были продуктами тоталитарной системы, превращавшей людей в узко запрограммированных «зомби», способных, не задумываясь, выполнить любой бредовый при­каз своего вождя. В работах, посвященных психологии и пси­хотерапии Кемпинский проводил глубокий анализ различных подходов к решению ключевых проблем в познании внутрен­него мира человека. Кемпинский был настоящим ученым-эн­циклопедистом, т. е. тем типом ученого, который почти утерян в наше узкоспециализированное время. Его статьи и книги от­личаются оригинальностью и проницательностью в описании ситуаций и феноменов, удачным подбором аргументов и фено­менов, а также блестящим литературным стилем и силой убеж­дения. Он является автором около ста научных статей и следу­ющих книг: «Ритм жизни» (большая часть этой книги издана в России под названием «Экзистенциальная психиатрия» в 1998 году); «Психопатология неврозов» (была издана на русском язы­ке в 1976 году); «Шизофрения» (была издана в России под на­званием «Психология шизофрении» в 1998 году), «К психопа­тологии сексуальной жизни», «Меланхолия», «Страх», «Психо­патии», «Познание больного» (была издана на русском языке в Минске в 1998 году). Почти все книги были написаны Кемпин-ским в последние два года его жизни, когда он был смертельно болен.

Кеттелл(Cattell) Джеймс Маккии

25.05.1860 Итон. США-20.01.1944 Ланкастер. США

Американский психолог. Получил образование в Универси­тете Дж.Хопкинса, затем уехал в Лейпциг к В. Вундту. Он за­нялся изучением влияния индивидуальных различий на время реакции, но Вундт к этим исследованиям отнесся отрицатель­но. В 1886 году Кеттелл оказался в лаборатории Ф. Гальтона, в Лондоне. Именно здесь он провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахи-120


К

Классики Мировой Психологии

отоскопическом предъявлении объекта. Он был одним из осно­вателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. В 1890 году Кеттелл опубликовал програмную статью «Умственные тесты и измере­ния» в журнале «Mind», где он впервые научно обосновал при­менение психометрических методов». Послесловие к ней напи­сал Ф. Гальтон. Кеттелл создал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.). Он стал первым в мире профессором психологии. Произошло это в Пенсильванском университете. В i 895 году его избрали президентом Американ­ской психологической ассоциации, а в 1929 году он был пред­седателем IX Международного психологического конгресса, который впервые проводился в США.

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард

Род. 20.03.1905 Стаффордшир. Англия Англо-американский психолог. Создатель оригинальной фак­торной теории черт личности. В 16 лет Кеттел поступил в Коро­левский колледж Лондонского университета, где обучался глав­ным образом физике и химии. За несколько месяцев до оконча­ния и получения диплома с отличием он обнаружил, что про­фессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Кеттел ре­шил посвятить свою будущую карьеру психологии. В 1929 году он получил звание доктора философии в Лондонском универ­ситете. Кетелл был ассистентом Чарльза Спирмена, знамени­того британского психолога, разработавшего метод факторного анализа. После получения докторского звания в области психо­логии, он был директором психологической клиники в Англии (1932-1937), после чего уехал в Нью-Йорк, где работал в Ко­лумбийском университете вместе с Э. Торндайком. В 1938 года он перешел в Университет Кларка, где в то время профессором психологии был Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занял дол-

Классики Мировой Психологии

жность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел пе­решел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение по­чти 30 лет в должности директора лаборатории личности и груп­пового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и само­реализации. С 1977 года он становится профессором-консуль­тантом Гавайского университета, а также почетным профессо­ром в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследова­тельской работе и пишет научные труды. Кеттел - автор около 35 книг и 400 статей. Наиболее известны следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: систем­ное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Науч­ный анализ личности» (1965); «Наследование личности и спо­собностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987). В своем основном труде «Personality and Learning Theory», 2 vol. (Личность и теория обучения в 2-х томах, 1979-80) он выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспекты личности с окру­жением, обстановкой и культуральными влияниями.

Клагес(Klages) Людвиг

10.12.1872 Ганновер-29.07.1956 Килберг,близ Цюриха

Немецкий психолог и философ, занимался характерологией и физиогномикой. Основатель современной графологии. Закон­чил Мюнхенский университет. Он считал, что всякое физиог-номистическое наблюдение должно исходить из свободно из­меняющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. Связь тела и души он рассматривал не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах. Из противоположности выразительных движений и воли он дела­ет вывод о противоположности души и тела. Подчинить жизнь, полярностями которой являются душа и тело, уму - это требо-122


К

Классики Мировой Психологии

ванне сначала бессознательного, а затем сознательной воли все более высокой мысли. Клагес был лидером немецкого витализ­ма (1895-1915), согласно взглядам которого законы физики и химии не могут полностью объяснить жизнь. В 1905 году он основал в Монако Центр изучения характера, который он в 1919 году переместил в Килберг, близ Цюриха. Клагес полагал, что люди отличаются от других животных «духом» (Geist), кото­рый лежит в основе человеческой способности мыслить и су­ществовать. Эта способность является источником человечес­кого отчуждения из мира и - началом эго и желания бессмертия. Основные работы: «Prinzipien der Charakterologie» (1910; «Principles of Cliaracterology»), «Geist und Leben» (1935; «Spirit and Life»), and «Die Sprache als Quell der Seelenkunde» (1948; «Language as the Source of Knowledge of the Soul»).

Кляйн(Klein) Мелани

30.03.1882 Вена-22.09.1960 Лондон Британский психоаналитик, известная своими работами с маленькими детьми, в которых наблюдения свободной игры позволили проникнуть в бессознательную жизнь фантазии ре­бенка, и расширили возможности психоанализа у детей двух — трех лет. Мелани Кляйн была младшим ребенком в семье венс­кого стоматолога. Она рано проявила интерес к медицине, но оставила свои планы, когда в 21 год вышла замуж. В результате этого несчастливого брака у нее родилось трое детей. Она заин­тересовалась психоанализом в Будапеште за несколько лет до начала II Мировой войны. Ее анализировал Шандор Ференци. Он же убедил Кляйн заняться психоанализом маленьких детей, и в 1919 она написала первую статью на эту тему. С 1921 по 1926 г.г. она работала в Берлинском Психоаналитическом Ин­ституте, а затем переехала в Лондон. В книге «The Psychoanalysis of Children» (1932) она представила свои наблюдения и теорию детского анализа. Считая, что детская игра является символи­ческим путем управления тревогой, она использовала свобод-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии^

К



ную игру с игрушками как средство для определения психоло­гических импульсов и идей, связанных с ранними годами жиз­ни. Ее теория связывала развитие Эго в течение этого периода с опытом, получаемым при контакте с различными объектами, причем физические объекты ассоциируются с психическими представлениями. Так Кляйн выяснила, что в раннем периоде развития развитии, ребенок проявляет интерес скорее к части, чем к законченному объекту) - например, к груди скорее чем матери. Этот примитивный способ идентификации она назвала параноидально - шизоидным. Следующий период развития -депрессивное состояние, в котором ребенок пребывает, когда начинает распознавать целые объекты, например мать или отца. Кляйн считала, что тревога в параноидально - шизоидном со­стоянии связана со страхом самоуничтожения, в то время как тревога в депрессивном состоянии связана со страхом младен­ца, что его собственные деструктивные импульсы могут нанес­ти вред любящим объектам. Для того чтобы расширить и про­яснить свои гипотезы развития ребенка в раннем возрасте и дет­ской тревоги Кляйн с 1934 года работала со взрослыми паци­ентами,. На основе этих исследований она написала книгу «Envy and Gratitude» (1957). Ее последняя работа, изданная посмерт­но в 1961, «Narrative of a Child Analysis».

Кнопкин Олег Александрович

Род. в 1931

Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, исследователь психологических механизмов умствен­ной деятельности. Его теория близка к концепции «Самоуправ­ления» Е.Л. Григоренко и Р. Дж. Стернберга.

Основные работы: «Психологические механизмы умствен­ной деятельности». (М., 1980); «Функциональная структура деятельности и поведения// Психология личности в социалис­тическом обществе»/ Под ред. Б.Ф. Ломова и К.А. Абульхано-вой. М., 1989. 124

Коломинский Яков Львович

Род. в 1934

Известный отечественный социальный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Один из основателей совре­менной отечественной возрастной и педагогической психоло­гии. Автор более трехсот научных работ.

Основные работы: «Человек, психология» (1980, 1986); «Пси­хология общения» (1974); «Познай самого себя» (1981).

Кон Игорь Семенович

Род. в 1928

Доктор философских наук, кандидат исторических наук, про­фессор, академик РАО. Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Почетный доктор Корнельского университета. Член международной академии сексологических исследований. Занимается проблемами социологии, теории лич­ности, психологии юношеского возраста, антропологии детства и сексологии. Автор первой в России монографии по сексологии.

Основные работы: «Открытие Я» (1976); « В поисках себя» (1984); «Ребенок и общество» (1988); «Введение в сексологию» (1988); «Вкус запретного плода» (1992); «Сексуальная культура в России: Клубничка на березке» (1997); «Вкус запретного пло­да. Сексология для всех» (1998); «Лунный свет на заре. Лики и маски одинокой любви» (1998).

Корзибски Альфред

1879—1950

Польско-американский ученый, создатель общей семантики — системы лингвистической философии, которая пытается увеличить человеческую способность передавать идеи от поколения к поколе­нию. Во время I Мировой Войны Корзибски. работавший в разве­дывательном отделе Российской армии, в 1915 был послан со спе­циальной военной миссией в США и Канаду. После падения царс-



к

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



кого режима в 1917 году, он остался в США и служил секретарем Французско - Польской военной миссии, позже он получил амери­канское гражданство. Корзибски и его последователи С. И. Хайяка-ва, Уэнделл Джонсон, и другие рассма!ривали язык как представле­ния реальности. Теория Корзибски была направлена на улучшение адаптации к окружающей среде. Используя теорию относительнос­ти, квантовую механику, и математическую логику, Корзибски и его последователи искали научное, не аристотелевское основание для ясного понимания различий между символом (словом) и действи­тельностью (referent) и пути, которыми слова непосредственно мо­гут влиять (или манипулировать) и ограничивать человеческую спо­собность к мышлению. Общая семантика была направлена на прак­тическое обучение методам развития способности к анализу. Взгля­ды Корзибски оказали влияние на современную психотерапию, (на­пример НЛП). Главная работа Корзибски по общей семантике — «Science and Sanity» (1933; 3-е издание, 1948). Международное Об­щество Общей Семантики (основанное в 1942 году) издает ежек­вартальный журнал «Review of General Semantics».

Коффка (Kofflta) Курт i

18.03.1886 Берлин -22.11.1941 Нортхемптон. Массачусетс. США

Немецкий психолог. Закончил Берлинский университет. Уче­ник К.Штумпфа. Защитил докторскую диссертацию в 1909 году. Работал ассистентом у О. КюльпеиК.МарбевВюрцбурге, с 1910 : г - у Ф. Шумана во Франкфурте. В 1911-1924 гг. работал в каче- I стве приват-доцента в университете Гессена, с 1927 г. — профес- ] сор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Верт- : геймером и В. Келером являегся основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов геш­тальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психи­ки, социальных взаимоотношений. Занимался проблемами психи­ческого развития ребенка. Автор книги «Принципы гештальпси­хологии» (1935). Издатель журнала «Psychologische Forschung». 126


 

Кохут(Kohut) Хайнц

03.05.1913 Вена-08.09.1981 Чикаго Австро-американский психоаналитик. Основатель Чикагской школы психотерапии, считавшей, что в основе психического рас­стройства лежит не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходи­мо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение). Единственный сын в богатой австро-еврейской семье, Кохут получил блестящее и разностороннее образование (искусство, иностранные языки). После окончания в 1932 г. Деблингерской гимназии в Вене, закон­чил Венский университет (доктор медицины, 1938).В 1939г.эмиг-рировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лаге­ре для перемещенных лиц, затем в 1940 г. - - в США (получил гражданство в 1945 г.). Дальнейшее неврологическое и психоана­литическое образование получил в Чикаго. Работал в Чикагском университете, с 1957 г. — профессор психиатрии, член правления Чикагского института психоанализа. Защитил докторскую диссер­тацию в университете Цинциннати (1973). Вице-президент Ин­тернациональной психоаналитической ассоциации, президент Чикагской психоаналитической ассоциации (! 963-1964), президент Американского психоаналитического общества (1964-1965). Ко­хут стремившийся быть не только последователем, но и офици­альным преемником З.Фрейда, в 1946 г. обрушился с яростной критикой на Ф. Александера, отошедшего от классического пси­хоанализа и развивавшего свою теорию о соответствии органи­ческих заболеваний типам эмоциональных конфликтов.

Большое влияние на Кохута имели А. Фрейд, Г. Гартман, П. Крамер, К, Эйсслер, но они без энтузиазма встретили его интерпретации работ Фрейда. С 1959 г. он начал развивать свою психологическую теорию «Я», что было инициировано рабо­той с пациентами с «нарциссизмом» (неадекватная самооцен­ка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции,



 
 
 

Классики Мировой Психологии

потеря смысла бытия), которые неподдавались традиционно­му психоанализу. Кохут обнаружил, что основная проблема та­ких пациентов заключается а неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности другим. Он выдвинул свою теорию, в которой «Я» рассматривалось как рефлексив­ная структура, выполняющая роль самоотображения и самоот­ношения. При этом по своей структуре «Я» было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся «претензии Я» (потребность в господстве, в достижениях), на другом — «идеализированный образ родите­лей» (идеализированные ценности). В своей работе «Анализ самости» («The Analysis of the Self, a Systematic Approach to the Psychoanalitic Treatment of Narcissistic Personality Disordes», 1971) на основе тщательных наблюдений предложил план но­вой психологии и психоанализа самости.

 

Кречмер (Kretschmer) Эрнст

08.10.1888 Вюстенрот. Вюртемберг — 08.02.1964 Тюбинген

Немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского уни­верситета, директор неврологических клиник в Марбурге (1926) и Тюбингене (1946), почетный член многих научных и медицинских организаций. Его работы неоднократно удостаивались высших меж­дународных наград. Широко известен своей классификацией харак­теров, атакже исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. В дальнейшем американский врач и психолог, ди­ректор лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета Уильям Шелдон предложил свою типологию харак­тера, в которой, подобно Кречмеру попытался установить связь между конституцией и особенностями характера.

Сочинения: «Строение тела и характер», М., Л., 1924; «Geniale Meuschen», 1929; «Медицинская психология», М.. Л., 1927; «Об истерии», М., Л., 1928; «Hysteric, Reflex und In- stinkt Psychotherapeut. - Studien, Die Sensitive Beziehnigswahn», 1918. 128


Л

Ладд Георг Трамбл

19.01.1842 Пейнесвилль. Штат Огайо -08.08.1921 НьюХэвен. Штат Коннектикут Американский философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии в США. С 1881 до 1905 он был профессором в Йельском университете, где основал первую Американскую лабораторию экспериментальной психологии. Он был автором книги «Elements of Physiological Psychology» (Элементы Физиологической Психологии, 1887), первого тако­го руководства на английском языке. В его капитальном труде «Psychology, Descriptive and Explanatory» (Психология, Описа­тельная и Объяснительная, 1894) предлагается теоретическая система функциональной психологии, рассматривающая чело­века как мыслящий организм, целеустремленно решающим воз­никающие проблемы и приспосабливающийся к изменяющимся условиям внешней среды.

 

Лазарус (Lazarus)Арнольд

Род, в 1932 Йоханнесбург. ЮАР Известный южноафриканский психолог и психотерапевт. Закончил университет Витватерсренда (докторская степень в I960). Почетный президент Латиноамериканского общества новых наук о поведении, обладатель награды «Выдающемуся психологу» Отдела психотерапии АРА за 1992 год. Член ред-колсгий нескольких известных международных психологичес­ких и психотерапевтических журналов. Арнольд Лазарус в 1958 году ввел в психологический обиход термины «поведенческая терапия» и «поведенческий терапевт». Он является автором мультимодальной терапии - ММТ, своеобразного направления

л

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Л



психотерапии, сочетающего системный анализ поведения и прагматический выбор техник с холистическим подходом. ММТ обеспечивает возможность интегративной оценки про­блем и эффективную психотерапевтическую стратегию, учи­тывающую уникальность и целостность личности. ММТ на­ходит применение и в семейной, и в групповой психотерапии. Для оценки различных аспектов личности и жизни пациента Лазарус выделил семь категорий, (английская аббревиатура BASIC I.D).

В (Behavior) Поведение: действия, реакции, привычки

A (Affect) Аффект: чувства, эмоциональные реакции

S (Sensation) Ощущения: влияние визуальных, аудиальных, тактильных и т.п. стимулов; проприоцепция, сексуальность.

Т (Imagery) Воображение: визуализации, внутренние обра­зы, фантазии, символы

С (Cognition) Когнитивная сфера: мысли, убеждения, мне­ния, ценности, цели

I (Interpersonal) Межличностные отношения: взаимодействие с другими людьми.

D (Drugs/biology) Физиология/ препараты: диета, физичес­кие нагрузки, режим, прием лекарств, использование психоак­тивных веществ.

Сюда включаются социокультурные и политические факто­ры, не входящие в BASIC I.D. (Lazarus, 1981). Оценка всех этих факторов осуществляется либо посредством структурированно­го интервью, либо с помощью мультимодального опросника истории жизни (Lazarus & Lazarus, 1991), который заполняется пациентом дома, обычно после первого сеанса. Быстрый опрос включает следующие темы (Lazarus, 1997):

В Поведение: Какие действия мешают человеку достич! удовлетворения в жизни, счастья (неадаптивное поведение, са­моразрушительные действия)? Какое поведение необходимс усилить или ослабить? Что он (или она) должен перестать де­лать или начать делать?

А Аффект: Какие эмоции доминируют? Имеем ли мы дело с гневом, тревогой, депрессией или их комбинациями и до какой степени (т.е. ярость или раздражение, грусть или черная мелан­холия и т.д.)? Что может порождать соответствующие чувства -конкретные мысли, образы, межличностные конфликты («Что заставляет Вас смеяться, плакать?»)? Как человек ведет себя, испытывая определенные чувства?

S Ощущения:Есть ли какие-либо специфические жалобы на ощущения (напряжение, хроническая боль, тремор)? Какие чувства, мысли и поведение связаны с этими ощущениями? Какие можно выделить позитивные ощущения? Здесь рассмат­ривается и чувственное, сексуальное удовлетворение.

I Воображение: Какие фантазии и образы доминируют? Ка­кой образ себя сложился у человека (в частности, образ тела)? Имеются ли специфические образы успеха или неудачи? Како­вы образы ближайшего или отдаленного будущего? Появляют­ся ли негативные, навязчивые образы (вспышки травматичес­ких воспоминаний)? Как эти образы связаны с поведением, эмо­циями, мыслями?

С Когнитивпаясфера: Можно ли определить важнейшие принципы, ценности, убеждения, интересы? Есть ли представ­ление о том, что должен делать человек? Имеются ли опреде­ленные дисфункциональные убеждения, иррациональные идеи? Можно ли выявить какие-либо автоматические, непроизволь­ные мысли, влияющие на деятельность человека?

I Межличностные отношения: Значимые другие в жизни человека - кто они? Что он или она хочет, ожидает и получает от них; что, в свою очередь, дает им, делает для них? Какие отно­шения приносят наибольшее удовлетворение, а какие - наиболь­шее страдание?

D Физиология/ препараты: Насколько здоров человек и как относится к своему здоровью? Особенности относящиеся к ди­ете, весу, сну, физическим нагрузкам. Потребляет ли алкоголь или наркотики? Прописаны ли какие- либо лекарства?



Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Л



Важно также выяснить как взаимодействуют модальности. У конкретного человека те или иные модальности могут доми­нировать всегда или в каких-то особых ситуациях. Есть «дела­тели», «чувствователи», «мыслители» и т.д. Здесь речь идет лишь о тенденциях, а не о типологии. Информация такого рода обра­зует структурный профиль пациента и позволяет выбрать ин­дивидуальную психотерапевтическую стратегию. Для выявле­ния структурного профиля Лазарус использует свой опрос­ник из 35-ти пунктов (Lazarus, 1997). В кратком варианте пред­лагается оценить каждую модальность по 7-балльной шкале, отвечая на следующие вопросы (Lazarus, 1997):

Поведение. Насколько Вы активны? Насколько Вас можно назвать «делателем»? Нравится ли Вам быть занятым?

Аффект. Насколько Вы эмоциональны? Насколько глубоко Вы чувствуете? Склонны ли Вы к спокойствию или бурным внутренним реакциям?

Ощущения. Насколько сильно Вы фокусируетесь на удо­вольствии или боли, которые ощущаете? Насколько Вы вовле­чены в телесные ощущения, связанные с едой, сексом, музы­кой, искусством?

Воображение. Насколько живое у Вас воображение? Вовле­каетесь ли Вы в мечты и фантазии? Думаете ли «картинками»?

Ко

Наши рекомендации