Гарднер (Gardner) Говард Эрл
Род. в 1943 Скрантон. Пенсильвания. США Известный американский психолог. Закончил Гарвардский университет и получил докторскую степень в 1971 году. В детстве он был талантливым пианистом и мечтал о музыкальной карьере, С 1958 по 1969 он даже преподавал игру на фортепьяно, н не yi ратил интереса к искусству и в годы своего обучения в Гарвардском университете, где в то время преподавали Эрик Эриксон и Джером Бруннер. Его прежде всего интересовали проблемы развития познания и творческих способностей. Он с 1971 года участвует в «проекте Зеро», посвященному изучению искусства. «Проект Зеро» продолжается и сейчас, а Гарднер является его председателем. Революционные работы Гарднера (более 20 книг и 400 научных статей) изменили взгляды психологов и педагогов на интеллект и творчество. В 1983 году он опубликовал книгу « Frames of Mind, The Theory of Multiple Intelligences», в которой выдвинул гипотезу о том, что интеллект скорее мно! огранен, нежели является функцией глобальной когнитивной структуры или фактором общей способности. Гуманитарный интеллект, например, отличается от естественнонаучного. Его книга «The Mind s New Science A History of theCogniti've Revolution», вышедшая в 1985 году, посвящена междисциплинарной связи когнитивных наук как многообещающей области для интеграции различных отраслей знания, существенно важных для понимания процессов творчества. Его книги получили большое признание и переведены почти на все иностранные языки.
Основные работы: «The Unschooled Mind How Children Think» (Basic Books 1991); 1993 «Multiple Intelligences. The Theory into Practice» (Basic Books 1993); Creating Minds. An Anatomy of Creativity Seen Through the Lives of Freud, Einstein. Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. (Basic Books 1993); Leading Minds" An Anatomy of Leadership. (E. Laskin ed. Basic Books, 1995).
г
Классики Мировой Психологии
Мировой Психологии
Гезелл .(Gesell) Арнольд
21.06.1880 Альма. Висконсин. США -29.05.1961 Нью-Хевен. Коннектикуг
Выдающийся американский психолог и педиатр, впервые использовавший киносъемку для изучения физического и умственного развития ребенка. Его книги повлияли на воспитание детей в США. Гезелл изучал психологию в Университете Кларка у Гренвилла Стенли Холла, который одним из первых психологов начал начал исследования развития детей. В 1906 Гезелл поступил к нему в докторантуру, а в 19! I возглавил Йель-скую Психо-клинику (позже Клиника Детского Развития) в Нъю-Хевене. Убедившись, что медицинское образование было необходимо для его исследований детского развития, Гезелл изучал медицину в Йельском университете. С 1926 года кинокамера стала его основным инструментом исследования. Приблизительно 12000 детей различных возрасгов и уровней развития снимались на кинопленку через одностороннее зеркало. Причем исследования были лонгитюдньши, то есть прослеживалось развитие каждого ребенка от рождения до подросткового возраста. В ходе этой гигантской работы Гезел пришел к выводу, что дети должны достигнуть определенных стадий в развитии прежде, чем обучение начнет влиять на их поведение. Наследственность имела определенное значение в формировании моторных и социальных навыков, адаптивного поведения, развития языка, и чертличности. В книге «Infancy and Human Growth» (Ранняя стадия развития и Человеческий Рост, 1928), он представил график развития, основанный на этой теории, используя 195 показателей поведения, для оценки развития младенцев между 3 и 30 месяцами. В 1938 году Гезелл и Элен Томпсон представили график развития для оценки детей начиная с четырех недель после рождения. Хотя его графики критиковались некоторыми экспертами, они широко использовались. Гезелл также рассматривал такие вопросы как влияние психологичес-
ких факторов усыновления и преждевременных родов на ум-ствершое развитие. Он считал что проницательное руководство, скорее чем чрезмерное разрешение или твердые правила, является лучшим подходом к воспитанию детей. С 1948 года и до самой смерти он был научным консультантом Института Детского Развития в Нью Хевене, названного его именем, который продолжил работу ЙельскоЙ клиники.
Основные работы: «Atlas of Infant Behavior» (Атлас Поведения Младенца, 1934); «Аи Introduction to the Study of Human Growth. with Frances L. IIg» (Детское Развитие: Введение к Изучению Человеческого Роста, 1949): «The Child from Five to Ten» (Ребенок от Пяти до Десяти, 1946); «Youth: The Years from Ten to Sixteen» (Юность: Годы от Десяти до Шестнадцати, 1956).