Психология юношеского возраста

Юношеский возраст — этап формирования самосозна­ния и собственного мировоззрения, этап принятия ответ­ственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Это самый романтический возраст. Многое, что усваивается нами в юности, оказывает огромное влияние на то, как в дальнейшем складывается наша жизнь.

После изучения данной темы студент должен

знать:новообразования возраста, основные возрастные психологические особенности индивида; направления становления самосознания; особенности личностной, когнитивной и эмоциональной сфер;

основные понятия: интроспекция, ведущий тип деятельности.

уметь: проанализировать поведение индивида с позиций возрастных особенностей, определить тактику воспитательных воздействий.

Развитие самосознания

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоци­ональное отношение к самому себе, самооценка своей внеш­ности, умственных, моральных, волевых качеств, осозна­ние своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершен­ствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усво­енную ранее значительную сумму знаний и сформировав­шуюся способность к абстрактно-теоретическому мышле­нию, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3)стремление заново и критически ос­мыслить все окружающее, самоутвердитьсвою самостоя­тельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т, п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеоб­разныйэгоцентризм мышления: разрабатывая свои тео­рии, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительнос­ти.

Стремления доказать свою независимость и самобыт­ность сопровождаютсятипичными поведенческими реак­циями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к стар­шим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на мо­ральную поддержку ровесников, и это приводит к типич­ной реакции«повышенной подверженности» (неосознан­ная внушаемость, сознательный конформизм) —влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жар­гон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «тре­тий мир», существующий между детством и взрослостью, т. к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность вы­ступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей осо­бенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2)появляетсяосознание необратимости време­ни, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерь­еззадуматься о смысле жизни» о своих перспективах, о своем будущем» о своих целях. Постепенно, из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недо­сягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, меж­ду которыми предстоит выбрать. Жизненный план охва­тывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профес­сии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.

3) Формируетсяцелостное представление о самом себе,отношение к себе, причем вначале осознаются и оценива­ются человеком особенности своего тела, внешности, при­влекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений + ничтожество»). На основе ана­лиза достигнутых результатов в разных видах деятельнос­ти, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши фор­мируется самоуважение — обобщенное отношение к себе.

4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Остановимся подробнее на важнейших психологических процессах юношеского возраста.

4.2 Физические изменения и самооценка

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакций окружающих, так и отношения представителей другого пола. Внимательное наблюдение, за физическими изменениями, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности.

Актуальным становится сравнение со сверстниками. Посколь­ку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызывать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы объединяются понятием «комплекс Терсита», под которым подразумевают психопатологические отклонения, особенно сни­жение самооценки, обусловленные действительным или мни­мым телесным несовершенством

Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Юноши весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повы­шенная чувствительность может вызывать конфликтные ре­акции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в юношеском возрасте угри.

Повышенное внимание к собственному телу и сравнение с другими людьми часто заставляет молодых людей переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки и может приводить к невротическим аномалиям развития (комплекс Терсита). Оно предрасполагает также к переживаниям дереализации и депер­сонализации, достигающим пика своей частоты именно в этот период. Наконец, интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии, также остающейся в рамках депрессивных реакций.

Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого че­ловека. Если зрелая половая любовь взрослых людей пред­ставляет собой гармоническое единство чувственно-сексу­ального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юнос­ти эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки рань­ше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близос­ти. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно сексуальное влечение к физичес­кой близости, и значительно позднее возникает потреб­ность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объек­ты. По образному выражению одного ученого-сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не влечет сексуально к де­вушке, которую он любит, у него целомудренное отноше­ние к девушке, вызывающей у него нежные чувства».

Исходя из различных особенностей сексуального созре­вания девушек и юношей, могут возникать взаимное непо­нимание, напрасные иллюзии и затем разочарование. Пос­кольку у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуальная, то, как правило, в свой первый добровольный сексуальный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей действительно нравится, в кото­рого она влюблена. О других судят обычно по себе, поэ­тому многие девушки думают, что и парень влюблен в нее, вступая с ней в сексуальную близость. Но у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опережает этап духовной потребности в любви, поэтому порой при сильных сексуальных желаниях мужчина готов на сексуальный контакт с женщиной, которая ему безраз­лична или даже неприятна как человек. Вследствие этого сексуальные отношения юноши могут не сочетаться с влюбленностью, причем он предполагает, что и девушка вступает в сексуальную связь потому, что испытывает физиологические потребности секса, а не чувство любви. В такой ситуации несовпадения психосексуальных особен­ностей юношей и девушек часто наступают взаимные ра­зочарования, когда девушка думает, что «он — подлец, бросил меня, обманул мою любовь», а юноша искренне возмущен: «Я ей ничего не обещал. Мы просто вместе занимались сексом, причем тут любовь и замужество».

Влюб­ленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате «своеобразных ловушек влюб­ленности»:

1) ловушка «обоюдного актерства», чтоб вы­глядеть значительнее, интереснее в глазах друг друга;

2) ловушка «уязвленного самолюбия»;

3) ловушка «интимной удачи»;

4) ловушка «простоты отношений» и пр.

В юношеском возрасте многим приходятся столкнуть­ся с подобными «ловушками», но каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение к зародившейся сексуаль­ной чувственности — это важный компонент юношеского самосознания. Отношение молодых людей к своим сексу­альным устремлениям может быть различно:

1) преувели­чение физических аспектов сексуальности, разрядка сек­суального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анекдотов и т.п.;

2) аскетизм, подчеркнуто пре­зрительное отношение к сексуальной чувственности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуаль­ное влечение;

3) интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;

4) разрядка сексуаль­ных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юно­шеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрез­мерный онанизм может ослаблять организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому воз­буждению»);

5) начало половой жизни вследствие:

а) по­явления влюбленности, либо

б) сильных сексуальных желаний, либо

в) как средство доказательства своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.

Итак, формирова­ние отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.

Основной сферой жизнедеятельности в юности остается учеба. При этом в сравнении с подростковым возрастом отмечается изменение внутренней позиции, отношения к школе, к процессу обучения, педагогам, одноклассникам, которые характеризуются ростом сознательности. Круг интересов выходит далеко за пределы школы, а учебная деятельность становится все больше профессионально направленной. Повышается интерес к теоретическим проблемам, способам познания. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием, и приобретающие все больший личностный смысл.

4.3 Когнитивное развитие

Многие особенности поведения молодого человека сильно зависят от его когнитивного развития в этот период жизни. Обсудим новые когнитивные структуры, появляющиеся в этот период. Они тесно взаимосвязаны с развитие общего интеллекта, усиливают и расширяют возможности интроспекции (самонаблюдения), а благодаря этому обогащают спектр эмоционального поведения. Изменения в когнитивной области служат основой развития важных сторон личности.

К 15 годам жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Комбинируя предметы, явления, теперь можно систематически познавать мир, обнаруживать возможные в нем изменения. Однако молодые люди пока еще с трудом выражают формулами скрывающиеся за этим математические закономерности. Однако сам принцип такого описания уже найден и осознан.

Возможность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и законам формальной логики, позволяет выдвигать гипотезы, делать из них выводы и экспериментально проверять их правильность. Построение гипотез сходно с формированием идеальных представлений, которые зачастую не поддаются проверке или противоречат фактам. Таким образом, некоторые конфликты данного возраста могут отчасти объясняться и изменениями когнитивной структуры.

Несмотря на структурные изменения в когнитивной области интеллектуальные функции не подвержены резким «возрастным» сдвигам. Происходит скорее постепенное развитие тенденций, наблюдавшихся уже в предыдущей фазе.

Важная приобретаемая в юности черта — способность к интроспекции (самонаблюдению). Предпосылкой к этому слу­жит описанное изменение когнитивных структур, включающее в круг предметов мысленного рассмотрения собственные мысли, чувства и поступки наблюдателя. Для этого необходимо разде­ление самого себя на субъект и объект. Молодые люди вполне сознательно наблюдают и регистрируют как собственные реакции, так и реакции окружающих на свое поведение. Так как в это время с юношей происходит масса физических изменений, особую важность приобретают для него внешний вид, фигура и впечатление, производимое на других людей. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию недостатков собственной личности, которая часто сильно отличается от представлений о себе самом. Идеальное и реальное Я не совпадают. Не в последнюю очередь именно по этой причине для некоторых молодых людей становится особенно ясным их отставание от сверстников. Оно все более осознается, сравнивается с доступными возможностями, недо­статочными для преодоления разрыва и нередко ведет к депрессивным расстройствам.

Другой важный аспект интроспекции — способность разли­чать противоречия между мыслями, словами и поступками. Мыслительный процесс использует новые возможности для создания идеалов, которые не обязательно излагать или претво­рять в действие. Можно думать одно, а говорить другое; можно что-то выдумать и сравнить это с действительностью. Можно, выработав идеалы семьи, законодательства и государственного устройства и сравнив их с несовершенной действительностью, попытаться осуществить свои мечты в жизни. Претензии к миру взрослых и бунт против него — в значительной мере результат этой новой способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Поскольку взрослые как представители господствующих в жизни отношений сильно не дотягивают до идеальных представлений, им адресуются упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Хотя подобные мысли во многом обоснованны, они часто страдают чрезмерной обобщен­ностью.

Идеализация не ограничивается абстрактными представле­ниями, но переносится и на конкретных людей, которые превращаются в образцы для подражания. Поскольку любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям, в большинстве случаев он довольно быстро вызывает сильное разочарование.

Отношения с учителями все более дифференцируются и усложняются. На первый план выходят его индивидуальные человеческие качества, такие как способность понимать, сопереживать, сочувствовать. Далее следует уровень профессиональной компетенции, качество преподавания. Отношения с учителями строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Столкновение идеалов с действительностью особенно долго и тяжело переживается молодыми людьми, которые в ходе воспитания мало сталкивались с практическими профессио­нальными проблемами. Это прежде всего относится к студен­честву. Знакомясь с условиями работы и видя ограниченность как ее масштабов, так и своих собственных способностей и возможностей, молодые люди начинают лучше понимать и то и другое. В ходе приспособления к действительности молодой человек утрачивает значительную часть идеализма.

Эмоционально-волевая сфера

Несмотря на многочисленные и часто резкие перемены, происходящие с индивидом в период юности, развитие личности идет скорее плавно, нежели скачками.

Непрерывность развития личности проявляется двояким образом: с одной стороны, процесс личностного созревания идет постепенно, и эмоциональные изменения никак не сопоставимы с резким ускорением роста или гормональной перестройки; с другой стороны, несмотря на взросление индивид сохраняет важные особенности и признаки своей личности. В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенно обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонения от норм социального поведения.

Многие потребности в период юности возникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат уже описанные выше биологические и когнитивные перемены. Потребностная сфера юноши может быть описана следующим образом:

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделя­ется стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.

2. Потребность в безопасности. Многочисленные биологи­ческие и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у референтной группы взрослых в семье и за ее пределами.

3. Потребность в независимости. Наступление зрелости и требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливается благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столк­новение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникают и семейные конфликты. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.

4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к неза­висимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его — потребность в сексуальной активности, а наряду с этим — в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окру­жающими широко распространено у подрастающего поколения, хотя наблюдается не у всех молодых людей, а сравнение различных культур не подтверждает его универсаль­ного характера.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стрем­ления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т. д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе (в возрасте 8—10 лет) не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский период собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. В западной культуре (а теперь и у нас) здесь ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация и развитие собственного «Я» означают проявление своих способ­ностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере коррелирует с формированием благоприят­ного представления о себе самом. Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. За то время как у подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном конформизме, это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности.

Проявление указанных потребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность в безопасности, прояв­ляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей, групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются в зави­симости от эпохи.

Претерпевает изменения и эмоциональная сфера. Индивидуальная изменчивость эмоционального поведения в юности сильно выражена. Можно выделить три типа реагиро­вания.

1. Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере, как и в когнитивной, еще сохраняется значительная неуверен­ность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризу­ется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой — столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие втягивает молодых людей в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции.

2. Нападение или отступление. Описанная ситуация может способствовать как агрессивному поведению, так и тенденции избежать столкновения. Первое проявляется в несогласии с существующим порядком, в противодействии законам и пра­вилам социального окружения. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в самого себя, обусловленный чувством непонятости.

3. Идеализм. Изменения в области мышления способствуют формированию идеальных представлений. Идеализм, иногда с идеологической окраской — характерная черта взросления. Подобные настроения часто ведут к так называемому конфликту поколений.

Ценностная сфера

Развитие ценностных взглядов в период юности характеризуется их усложнением, деперсонификацией, возрастающей либерализацией и ростом личной независимости. Их содержание непрерывно изменяется в соответствии с этими общими принципами. Несмотря на различия в представлениях разных авторов и в результатах исследований, можно выделить следующие общие черты, характерные для периода взросления в ценностной сфере.

1. Пересмотр ценностных представлений: их все большая деперсонификация. С этим связан отрыв от референтных личностей. Родители, как образец для подражания, все больше отступают на задний план, все большее значение приобретают ценностные представления сами по себе. В связи с этим идет созревание собственного «Я».

2. Либерализация ценностных представлений. С освобождением от персонифицированных образцов в ходе продолжающегося когнитивного развития ценностные представления утрачивают свою конкретную «референтность», приобретая более абстрактные значимость и силу, а также иерархическую организацию. Кроме того, когнитивные изменения позволяют развиться собственной иерархии ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведение.

3. Перенос функции образца с родителей на референтную группу: «обесценивание» родителейкакморального эталона и все возрастающее признание абстрактных ценностных представлений, однако без полного отрицания личностей и групп, олицетворяющих моральные принципы. Скорее прежняя лояльность к родителям все больше переносится на (референтную) группу ровесников. Это приводит к «более холодному» восприятию ценностных представлений, поскольку с группой не существует такой тесной эмоциональной взаимо­связи, как с родителями. С другой стороны, усиливается конформизм в отношении признаваемых ценностей, постепенно ослабевающий к концу юношеской фазы. Влияние референтной группы не ведет к существенному изменению воспринятых в родительском доме ценностных представлений, но ослабляет их связь с личностью родителей. Группы сверстников в период взросления возникают внутри определенных слоев общества, так что система ценностей, усвоенная в детстве, во многом сохраняется и в группе «равных по положению» юношей.

4. Ассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традиции. После фазы тревоги, протеста и мятежа молодые люди признают большинство ценностей, свойственных их культурному окружению.

5. Принцип взаимности моральных обязательств выступает по мере взросления и отказа от эгоцентризма на "первый план. Освобождение от эгоцентризма означает формирование особых способностей:

- применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим;

- использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других;

- способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные.

Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи — обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после дости­жения молодыми людьми независимости. Общение со взрослыми подразумевает диалогичный, доверительный характер. В целом юношеская общительность характеризуется выраженной эгоцентричностью: стремление к раскрытию собственных переживаний, потребность в эмоционально насыщенном общении соседствует отсутствием интереса к чувствам и переживаниям других людей. Юноши невнимательны к родителям, и часто склонны видеть в них больше недостатков, нежели достоинств. При этом достаточно сильна тенденция отождествлять себя со взрослыми и в первую очередь, с родителями.

С окончанием школы юноши проходят второй этап отделения от семьи – вступают в самостоятельную общественную жизнь. Они приобретают большую материальную независимость, приступают к реализации личных жизненных планов. Процесс адаптации к новой жизни сопровождается множеством трудностей. Именно в этот период растет внутренняя неуверенность, сопровождающаяся всплесками агрессивности, нередки разочарования в жизненном выборе. Трудности как правило, связаны с расхождением идеальных представлений с реальным миром.

Кризис юности по сути становится кризисом смысла жизни, поиска своего места, переживания утраты прежних ценностей и интересов и формирования подлинно собственного отношения к реальности.

В возрасте 18-23 лет человек становится взрослым в биологическом и социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд. Идеалы, лишенные иллюзорности становятся ориентирами в практической жизни. Начинается процесс активного освоения профессиональной деятельности, социальных ролей, поиск спутника жизни, участие в общественной жизни.

Итак, можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

3. Установление новых и более зрелых отношений с ровес­никами обоих полов. Важным становится влияние группы.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.

5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо или косвенно нацелено на освоение про­фессии.

6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.

7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формиро­ванию самостоятельной структуры цен­ностей как руководства к действиям.

Рекомендуемая литература

1. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 c.

2. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 511 c.

3. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 174 c.

4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

5. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов /2-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

6. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.

7. Ольхова, Р.Г. Детская психология (для бакалавров) / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

8. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 48 c.

9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.

10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.

11. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 c.

12. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.

13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.

Задания для самоконтроля

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Для юношеского возраста актуально:

а) в оценке собственного поведения сравнение себя со сверстниками,

б) следование собственным представлениям о моральных нормах,

в) отрицание общепринятых норм морали.

2. В отношениях со взрослыми решающую роль играют:

а) индивидуальные человеческие качества,

б) профессиональная компетентность взрослых,

в) материальный и социальный статус взрослых.

3. Для юношеского возраста характерными являются следующие типы эмоционального реагирования:

а) эмоциональная неустойчивость,

б) эмоциональная устойчивость,

в) эмоциональное приспособление,

г) эмоциональная отрешённость.

4. Потребности в юношеском возрасте определяются:

а) ориентацией на потребности возраста,

б) стремлением к индивидуальности,

в) стремлением к групповой идентичности,

г) стремлением к самореализации.

5. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является:

а) общественно-полезная деятельность,

б) профессиональная деятельность,

в) учебно-профессиональная деятельность,

г) эмоциональное общение.

6. Ранний юношеский возраст является сенситивным для:

а) физического и волевого самовоспитания,

б) духовного и морального самовоспитания,

в) формирования двигательных навыков,

г) интеллектуального развития.

Ответьте на вопросы:

1. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юноше­ском возрасте?

На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности? В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

2. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в юношеском возрасте?

3. В чем разница между формирующейся сексуальностью юношей и подростков?

4. Что происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?

5. Каким образом становление самосознания влияет на развитие всех сфер личности?

6. Каким образом проявление способности к интроспекции влияет на ход когнитивного развития юноши?

7. Чем вы объясните степень выраженности различных потребностей у юношей и девушек в период юности?

8. Какое влияние оказывают изменения в эмоциональной сфере на особенности общения в юношеский период?

9. Какие изменения претерпевает система ценностных взглядов, какими причинами они обусловлены?

10. В чем отличие процессов становления самосознания в подростковом возрасте и юности?

11. Какие из задач развития в юношеский период «выходят на авансцену» впервые. А какие уже имели место в предыдущие возрастные периоды?

12. Какова сущность профессионального самоопределения?

13. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?

Наши рекомендации