Сценарий методической разработки учебной лекции
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).
2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).
II. Формы организации лекции.
1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
2. Цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющая все предметное содержание).
3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монолог с элементами эвристической беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог – дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).
III. Содержание лекции.
1) План и конспект содержания лекции.
2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3) Эмоционально – выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Схема подготовки лектора к выступлению
Рассмотреть, что ожидают слушатели любой аудитории от выступления, что для них характерно. Например:
¾ им нравится, когда в них пробуждают интерес;
¾ они не любят тратить время впустую, им важно, чтобы в конце встречи с вами они что-то получили;
¾ если у них есть вопросы, они хотят получить на них конкретные ответы;
¾ с уважением относятся к организованному выступлению и не любят хаос;
¾ не любят разговоры на общие темы, им нужны разъяснения и конкретные примеры.
Вопросы для анализа аудитории.
¾ Кто они?
¾ Сколько их?
¾ Где они работают? Какова их сфера деятельности?
¾ Каков их уровень образования?
¾ Почему они пришли на Ваше выступление (им это интересно, из вежливости, по принуждению)?
¾ Что они уже знают по этому предмету?
¾ Что они хотят узнать? Какова их цель?
¾ Что Вы хотите, чтобы они узнали?
¾ Что в теме Вашего выступления представляет для них больший интерес?
¾ Есть ли у них уже сложившееся впечатление об этой теме?
¾ Что бы Вы хотели, чтобы они вынесли из Вашего выступления?
Задание. Проанализировав ответы на предложенные выше вопросы, одному из участников подготовить выступлению по заранее заготовленному фрагменту текста. После выступления проанализировать, насколько все эти пункты были учтены.
Рассмотреть вопросы, которые могут возникнуть при технической подготовке выступления.
Рассмотреть план подготовки и организации выступления.
Рассмотреть стратегию построения выступления.
Для того, чтобы донести до слушателей информацию сложного характера, само сообщение должно иметь четкую структуру. Ваше выступление, не зависимо от его продолжительности, должно состоять из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление (15% всего времени). Эта часть выступления направлена на то, чтобы завоевать внимание слушателей и сориентировать их в выступлении. Она состоит из четырех элементов: сигналов внимания, изложения цели, основной идеи, указания на содержание выступления.
Основная часть (75% времени).
Заключение (10% времени).
Закончите Ваше выступление:
- еще раз повторив основную идею;
- суммировав ключевые моменты;
- призывом к действию/ постановкой новой задачи.