Формы эмоциональных переживаний
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее на протяжении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Оно бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Может быть стеническим и астеническим. Вызывается событиями, обстоятельствами, физическим самочувствием. Причины часто не определяются человеком, и у него возникает мнение о том, что настроение беспричинно. Настроением можно и должно управлять.
Аффект (лат. душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва (вспышка гнева – ярость; горя – отчаяние; радости – восторг; страха – ужас). Аффекты сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут вызывать и оцепенение, заторможенность речи, полное безучастие. Вызываются аффекты сильными раздражителями: словами, поведением других людей, обстоятельствами. Склонны к аффектам представители неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения. Аффективные реакции являются чаще всего следствием недостаточной воспитанности человека, слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Необдуманные поступки, как правило, есть следствие временной потери контроля над своим поведением.
Для предотвращения аффекта очень важно не дать начаться аффективной реакции (сосчитать до 20; Л.Н. Толстой советовал провести языком 10 раз справа налево и обратно по внутренней стороне зубов).
Страсти – скорее чувство, чем эмоции. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана со стремлением, интересами, деятельностью, и она направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной (к искусству, знаниям, творчеству, спорту и т.д.) и отрицательной – направленной на недостойные цели (к наркотикам, алкоголю, к обогащению за счет других, воровству). Эти страсти носят общественно вредный характер.
Стресс (англ. – напряжение) – состояние, близкое к аффекту, а по длительности протекания – к настроению. Возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др. Стрессы приводят к физиологическим изменениям (учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления) и нарушениям поведения (общая реакция возбуждения, дезорганизация поведения, рассеянность, трудности в переключении внимания). При стрессе возможны ошибки памяти, восприятия, мышления. Человек постепенно привыкает (адаптируется) к повторяющимся стрессам. Быстрее это происходит при сильном типе нервной системы.
Фрустрация (дезорганизация сознания и поведения) – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание. Возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. Фрустрации подтверждены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, люди с отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не «закаленные в битвах жизни», с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.
В состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервное потрясение, крайнюю досаду, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самолюбие. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться.
Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях (объектом разрядки могут быть совершенно невинные люди, друзья, товарищи, члены семьи и т.д.). Увлекательное дело выводит человека из этого состояния.
Виды высших чувств
Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные (нравственные) – они отражают отношение человека к человеку, к обществу, его нормам. Они регулируют поведение человека во всех сферах его общественной жизни. К высшим чувствам относятся: любовь, доброта, искренность, сострадание, гуманность, преданность, ответственность, долг, патриотизм и др.
Интеллектуальные – чувства, связанные с умственной, познавательной деятельностью: чувство удивления, любопытства, любознательности, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства.
Эстетические чувства, представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве: восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание. Эстетически воспитанный человек всегда может отличить прекрасное от безобразного, трагическое от комического.
Индивидуальные различия в области чувств характеризуются:
– направленностью чувств, которая определяет предмет наших переживаний;
– глубиной и силой чувств: чувство захватывает всего человека и руководит его поведением. «Я не умею наполовину ненавидеть или наполовину любить. Я не могу отдать лишь половину души. Я могу отдать всю душу или не отдать ничего»;
– устойчивостью;
– действенностью – активное проявление чувства.
Воля
Сущность воли заключается в том, что она является потребностью в преодолении препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных – в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных – в случае победы над собой. Выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений. Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, своей лени, находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Качество, противоположное воле, есть внушаемость.
Удовольствие от преодоления препятствий, помех – наиболее яркий показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде.
Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, – это волевое действие.
Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Поэтому желание – это и целенаправленное стремление.
Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы.
Структура волевого действия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения;
7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Психологическая структура волевого акта представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Психологическая структура волевого акта
Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.
Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.
Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст,
ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, — значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».
2. Каковы особенности эмоций и чувств?
3. Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете?
4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне?
5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их.
6. Дайте понятие воли. В чем ее сущность?
7. Какие качества личности относятся к волевым?
8. Что вы знаете о структурных компонентах волевых действий?
9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности?
10. Какую роль играет волевая регуляция в учебной деятельности?
Задания для самостоятельной работы:
1. На основе собственных наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения.
2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.
3. Проанализируйте ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.
Планы семинарских занятий
Семинар 1