Внутренние условия и средства деятельности профессионала.
Профессионал - система, имеющая не только внешние, легко наблюдаемые функции (отдачу), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические свойства, функции.
К внутренним условиям (обстоятельствам) относятся и построение образа будущего результата деятельности, и некоторое “вынашивание” представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональная преднастройка к работе, и общее сознание защищёности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворённость ситуацией в семье, дома, и стойкие особенности темперамента и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. Недооценка подобного рода обстоятельств закономерно ведёт к взаимонепониманию и конфликту организатора со специалистом.
Одним из психологических условий деятельности является образ цели, которыйнадо отличать от внешне заданной цели, поставленной с достаточной определённостью (например, геологу - “найти месторождение”, аварийной бригаде ремонтников - “ликвидировать аварию”, психологу-профконсультанту - “помочь человеку выбрать дело по душе и по плечу”), так как работники сами лучше знают, что им делать.
При производстве вещественных продуктов цель может быть задана в виде количественных требований, чертежа, образца и пр. (в этих случаях творчество субъекта труда может проявиться только в способах достижения результата, а не в его “облике”). Но и в данном производстве продуктов труда порой приходится руководствоваться такими экспертными оценками - “красиво-некрасиво”, “кисловато-пресновато”, “грубовато” и пр. Что же касается сложных процессуальных, информационных продуктов, то требования к ним могут быть сформированы лишь в самом общем виде.
В результате не всегда нормативно задаваемая цель совпадает с той, которой реально регулируется деятельность данного работника или группы их, и получается, что профессионал преследует не ту цель, которую ожидают окружающие, общественность.
Cуществуют три разновидности целей профессиональной деятельности:
распознать(разобраться, диагностировать, оценить, подвести под известное понятие, определить “сорт” и пр.);
преобразовать (включая и “сохранить”, поскольку всякое сохранение при ближайшем рассмотрении требует некоторых преобразующих действий. Так, художник-реставратор многие месяцы кропотливо подклеивает волокна, пропитывает, грунтует, тонирует и т.д.);
изыскать(найти нечто неизвестное, нетривиальное, например, оптимальный вариант раскроя металлического листа, дать новое решение организаторской задачи).
О внутренних средствах деятельности профессионала.Каждый из вас встречался с людьми, которым, к примеру, при неисправности радиоаппаратуры или ЭВМ под силу провести диагностику неисправности и осуществить ремонт радиоаппаратуры буквально голыми руками, не имея ни амперметра, ни вольтметра, ни паяльника. Но где-то проверил на искру, что-то почистил подвернувшимися ножницами, что-то пошевелил, переставил какие-то провода - и готово, приёмник “заговорил”, ПЭВМ работает нормально.
Нельзя же сказать, что важным средством труда писателя является авторучка: А.С.Пушкин писал гусиным пером, сейчас некоторые пишут на компьютерах.
Средства деятельности могут быть не тольковещественными, но процессуальными ифункциональными. Последние могут быть не тольковнешними, но ивнутренними.
Системы средств деятельности (внешних и внутренних) складываются, в частности, с учётом специфики предметной области труда.
При работе с техническими системами часто требуется высокая метрическая точность оценок отдельных признаков объектов, поэтому здесь много приборных, инструментальных средств измерений параметров технических объектов.
При работе с людьми, социальными системами особое значение приобретают средства оформления, передачи, распространения информации (она - рычаг воздействия на сознание и поведение людей), а также средства организации делового общения. В некоторых профессиях (педагог, руководитель) значительная доля мастерства приходится на область построения процессов общения.
При работе с информационными, знаковыми системами, в свою очередь, приобретают особый вес средства хранения, поиска, отбора, преобразования разных сведений, средства вычислительной техники.
Итак, мы обратили внимание на психологические средства труда, которые часто недооцениваются и даже не осознаются, но подчас именно в овладении ими коренятся секреты мастерства и успеха профессионала. Что касается внешних, и в особенности вещественных, средств деятельности (инструментов, приборов, усиливающих наши функции исполнения и познания), то представления о них детально разработаны в технике, технологии, понимаемых в широком смысле.