Профессиональная пригодность.
Прежде чем перейдём к рассмотрению вопроса о понятии профессиональной пригодности, давайте мысленно отойдём от некоторых распространённых предрассудков.
Один из них состоит в том, что для любой конкретной профессии достаточно единственного комплекта личных качеств. Нередко при этом имеют в виду какой-нибудь конкретный образец профессионала - живой личный пример, историческую личность, литературно-художественную идеализацию. Профессионал хорош тем, что он сознательно или не сознаваемо, но максимально использует свои личные качества, содействующие успеху и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют. Поэтому важно постоянное самоизучение, саморегуляция - поиск “себя”, своего индивидуального стиля, оптимального почерка в работе.
Другой из распространённых предрассудков состоит в том, что профессиональную пригодность считают неизменной характеристикой человека и думают, что очень важно как можно раньше её обнаружить, диагностировать. Но человек как субъект труда и личность - система развивающаяся. Главное в том, что пригодность к деятельности формируется именно в самой деятельности. Так что до включения человека в деятельность неправомерно и ожидать у него готовую профпригодность. B наличии могут быть только отдельные, разрозненные качества, которые затем смогут составить “стройматериал” для всей системы профпригодности.
Третий предрассудок состоит в том, что свойство пригодности приписывают работающему субъекту, но в то же время негодной может быть объектная сторона труда (плохо сконструированная техника, непродуманная организация производства). Свойство профпригодности присуще системе “субъект - объект” (если заменить красно-жёлто-зелёные светофоры на какие-нибудь пульсирующие монохромные сигналы, то дальтоники (не различающие красное и зелёное) станут вполне пригодными к водительским профессиям).
Факт “соответствия-несоответствия” человека требованиям трудового поста имеет непростую структуру. Наиболее очевидны признаки физической тяжести работы, пространственных и временных её ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных и иных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Если приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжёлые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то факты “соответствия-несоответствия” человека и работы замечаются сравнительно легко как самим субъектом труда, так и окружающими. Менее очевидны факты познавательной деятельности. Например, человеку практического склада ума решать теоретические задачи, да ещё находиться среди теоретиков.
Ещё менее очевидны факты “соответствия-несоответствия” работы и работника в связи с характеристиками его личностных качеств - его идеалами, убеждениями, потребностями, характером, хотя именно эти психологические составляющие существенным образом влияют на профессиональном жизненном пути человека. От плохой досягаемости кнопки на пульте или “тугой” рукоятки никто менять профессию не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования тех или иных взглядов, моральных понятий, представлений - да.
Наиболее общим признаком соответствия человека работе являются её успешность и его удовлетворённость избранным трудовым путём, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).
Основные структурные компоненты пригодности человека к работеследующие:
а) гражданские качества (отношение к обществу, моральный облик). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
б)отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда(коротко - профессионально-трудовая направленность личности). Если нет интереса к биологии, физиологии животных, - не годишься к работе по проектированию животноводческих помещений, хотя сам по себе и не плохой проектировщик (чтобы грубо не ошибаться, человеку надо любить своё дело, а не просто денежное вознаграждение). Учитель - не просто знающий человек, а тот, кому интересно с детьми;
в)дееспособность общая(физическая и умственная). Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;
г) единичные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определённых видах деятельности: память на ароматы для кулинара; звуковысотный слух для музыканта; способность мысленно представлять пространственный предмет, “вертеть” его в уме - для конструктора и др. Сами по себе они ещё не делают “автоматически” человека “асом”, но необходимы в общей системе профпригодности;
д)навыки, опыт, выучка. Это тоже компонент профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.
Таким образом, во-первых, можно сказать, что творцом профпригодности в немалой степени является сам субъект деятельности, которому важно уметь ориентироваться в разнообразии и в тонкостях личных качеств людей.
Во-вторых, профпригодность не создаётся за счёт какого-либо одного ценного психологического качества человека. Талантливый выдумщик технических изделий может не состояться как профессионал, если ему лень одолевать премудрости черчения. И, наоборот, есть много примеров, когда сильно мотивированные и целеустремлённые люди “делали себя”, несмотря на явные нехватки в арсенале личных качеств (в Древней Греции Демосфен был вначале косноязычен, но, работая над собой, стал признанным оратором).