Вопрос 3. Характеристика социального опыта как подструктуры личности
Подструктура социального опыта представляет собой приобретенные в личном опыте путем обучения знания, умения, навыки, привычки.
Ни у кого не вызывает сомнения, что знания предшествуют навыкам. Но вопрос: что раньше: навык или умение? был спорным и следы этих разногласий сохранились и сейчас.
Когда в 1938 году писали основной учебник психологии, психолог старшего поколения Е.В. Гурьянов утверждал: «Уменьем можно обладать, не владея еще соответствующим навыком».
Л.М. Шварц, работавший над теорией навыков, утверждал, что умения – это обобщения знаний не только с рядом гибких навыков, но и элементами творчества. Умение позволяет действовать в различных изменяющихся условиях. Но, к сожалению, работа не была закончена, так как Л.М. Шварц погиб на фронте во время Великой отечественной войны. В учебник вошла формулировка Е.В. Гурьянова и педагоги прислушались к этому мнению и стали говорить перечислять в следующей последовательности: «знания, умения, навыки».
В данной подструктуре удельный вес социального почти всегда значительно превышает биологическое. Но еще более важно, что на этом уровне появляются существенные различия между отдельными личностями в степени их социализации, проявляющиеся в уровне культуры.
Здесь особенно наглядно видно, что человек социален не только прирожденно, но и врожденно. Так, олигофрения, затрудняющая приобретение опыта ребенком, зачатого родителями-алкоголиками, не только биологична, но и социальна.
Тем более очевиден социальный момент и личности, которая формируется у ребенка хотя и на основе его врожденных индивидуально-психологических особенностей, но под влиянием общения с другими людьми. При этом интенсивность и глубина социализации личности оказывается различными у одного и того же человека в различные периоды его жизни.
Подструктура социального опыта заметно влияет на степень социализации человека в целом.
В структуре социального опыта выделяют следующие стереотипы поведения:
а) культурные стереотипы (как приветствовать других),
б) социальные стереотипы (образ представителя другой социальной группы - пример: образ милиционера разный у разных социальных групп);
в) оценочные стереотипы (что хорошее, что плохое).
Таким образом, подструктуры направленности личности и социального опыта являются в большей степени духовными, моральными регуляторами поведения личности: в них меньше биологического и больше социального.
Что касается следующей подструктуры личности - форм отражения действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля), их подробная характеристика была дана в одной из предыдущих лекций. Следовательно, сразу переходим к рассмотрению Я-концепции и понятию самоконтроля.
Каждый человек является неповторимым и обладает относительно устойчивой Я-концепцией (Self-conception) или системой «Я». Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожие на него, но никогда не существовало точно такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой.
Самоуважение тесно связано с самооценкой и производно от нее. Люди с пониженным самоуважением неустойчивы, ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Болезненно реагируют на смех, порицание, критику, часто одиноки, в общении чувствуют себя неловко, снижается и социальная активность их личности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить. Ставя перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.
Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Часто они - лидеры в группах. Положительно относясь к себе, они обычно «принимают» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям.
Самоконтроль есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. То есть тесная связь самоконтроля и саморегуляции, их взаимодействие и взаимодополняемость.
Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники.
Самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним. Человек может ругать, хвалить, оправдывать или прощать самого себя точно так же, как и другого человека.
Если некто делает то, что обычно не одобряется, он ожидает, что его выругают, и часто люди сами ругают себя за собственные проступки и даже прежде, чем о них узнают другие. Человек начинает осознавать себя как особую единицу в процессе принятия ролей. Он реагирует на свою собственную деятельность так, как если бы он был кем-то другим. Способность формировать Я-образы, следовательно, делает возможными самокритику и самоконтроль.
Самоконтроль невозможен без Я-образов. До тех пор, пока человек не способен относиться к себе как к перцентуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия.
Когда же человек сформировал Я-образ происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. Он может в таком случае манипулировать собой и другими, научаясь в какой-то мере контролировать ситуацию.
Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности. Поскольку человек определил ситуацию и свое место в ней, исходя из конвенциальных ролей, он осознает экспектации (ожидания) относительно шаблонов поведения как для самого себя, так и для других участников.
Все сказанное приводит к выводу, что социальный контроль в значительной мере основывается на самоконтроле. Человеческое общество - это непрерывный процесс, в котором каждый участник постоянно сверяет свое поведение с реальными или предполагаемыми реакциями других людей. Согласованные действия зависят от добровольного вклада индивидуальных участников, но, поскольку каждый человек создает Я-образ с точки зрения картины мира, разделяемой группой, индивидуальные вклады объединяются в организованный социальный шаблон.