Вопрос 2. Характеристика направленности как подструктуры личности
Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека, сложная система соподчинения и взаимодействия следующих блоков:
- потребности;
- мотивы;
- цели;
- ценностные ориентации;
- интересы;
- идеалы;
- убеждения;
- мировоззрения.
Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая характеризуется следующими признаками:
- любая потребность имеет свой предмет, т.е. наличие нужды в чем-то;
- всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется;
- потребность обладает способностью воспроизводиться.
Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и духовных ценностей. Они источник активности человека. Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи.
Потребности определенным образом влияют на переживания, мышления и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способов их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями, в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.
Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.
Классификация уровней потребностей:
К витальным (жизненным, физиологическим или органическим) потребностям относятся голод, жажда, половое влечение и другие.
Потребность в безопасности представляет собой желание чувствовать себя защищенным, избавиться от чувства страха, неудач, агрессивности.
К потребностям в общении относятся принадлежность к общности, нахождение рядом с людьми.
Потребность в статусе – достижение определенного успеха, признание, авторитет и одобрение окружающих.
Потребность в самореализации (самоактуализации) – достижение своих целей, реализация способностей, развитие собственной личности.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии между собой. Так, потребность в пище - это витальная потребность, но потребность в застолье это уже потребность в общении, где нужен определенный набор блюд (например икра), а это уже потребность в статусе (у меня есть икра, и я уважаю сам себя), т.е. пища в данном случае стала средством самореализации. Так может быть рассмотрена каждая витальная потребность (в одежде и т.п.).
Осознанная потребность становится мотивом.
При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей (и инстинктов) как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего. произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.
Но мотив - это не цель, которая формируется в зависимости от мотивов, установок и других составных, о чем мы скажем ниже.
Существует тесная связь не только между потребностями и мотивами, но и между потребностями и интересами.
Интерес -это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.
Интересы - это прежде всего активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность при положительном эмоциональном отношении к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевать трудности и препятствия (интерес к учебе, к технике, музыке, театру, шахматам и т.д. - (интерес к театру может стать потребностью посещать спектакли).
Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.
По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т.п.).
По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.
Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.
По устойчивости выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).
Однако человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувствию долга, общественными обязанностями и т.д.
Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.
Идеал- это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Идеал отражает жизнь. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Вместе с тем в идеале всегда есть частичка фантазии, т.е. переконструированной действительности., когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного , подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.
С идеалами тесно связаны убеждения.
Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые человек верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.
Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека, т.е. мировоззрение- система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.
Существует мировоззрение общества и мировоззрение личности, при этом мировоззрение общества влияет на формирование мировоззрения личности, а также наблюдается и обратное воздействие, т.е. личностный вклад - взаимодействие мировоззрения общества и личности.
Мировоззрение служит как бы высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мировоззренческими взглядами человека и соответственно санкционируется или затормаживается ими. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы.
Выработка (наличие) мировоззрения - существенный показатель зрелости личности (социальной группы). Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характера - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, то для нас крайне важный аспект - а именно: поведение людей.
Ценностные ориентации - это глобальные цели, которые человек пытается реализовать, в ЦО можно выделить два компонента:
- ценности-цели;
- ценности-средства.
Прежде чем говорить о целях, необходимо рассмотреть блок направленности, мировоззрение личности в другом аспекте, важном для нас с профессиональной стороны.
Поведения людей определяется примерно на 90% традиционным, бытовым мировоззрением. В настоящее время религиозность – с одной стороны, мода, с другой – потребность. Существует много различных взглядов (плюрализм мнений), но сама по себе система верований (не в религиозном смысле) человека очень важна, как и система идеалов (либо они есть, остались, либо они нарушены, вакуума быть не должно и не может).
Например, изменение системы верований: до недавнего времени верили в коммунизм, но его (или о нем) не знали; сейчас эта система верований разрушена, и необходимо заполнить вакуум. Сейчас это особо чувствуется, ибо масс-культура не дает идеалов, а только - подражание. Много говорится о христианских ценностях, но они дрейфуют (не убий! Но: кого? не укради! Но у кого? и т.п.).
Необходимо знать, как человек поведет себя в кризисной ситуации, как поступит? Т.е. все - это уже очень психологично, крайне важно профессионально для нас. Долг (чувство долга) - тоже компонент направленности. Сотрудник, как и всякий человек, тоже выбирает в своем поведении, а это тоже направленность - для него тоже существуют ценности-цели и ценности-средства.
А как только образуется в системе направленности, верований - вакуум (пусть даже кратковременный) тогда в человеке просыпается все самое дикое и темное, наследие палеолита.
Итак, для чего и ради чего человек проявляет активность, действует?
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. Это важно для сотрудников ОВД, так как соединяет вопросы поведения и ответственности.
Далее рассмотрим основные компоненты конкретного поведенческого акта:
П – потребность;
М – мотив;
У – установка (готовность человека действовать в определенном направлении, выбор средств);
Ц – цель;
СО - социальный опыт (знаний, умений, стереотипов, привычек, норм поведения);
ЦО - ценностные ориентации;
С – ситуация (объективные ограничения, которые есть в данный момент, или ситуативные ограничения в деятельности).