Понятие ощущений, физиологический механизм
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой и является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Но осознаваемые ощущения есть только у живых существ, имеющих кору головного мозга. Низкоорганизованные животные отражают только отдельные имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. В первые недели жизни новорожденный также реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Следовательно, ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.
Физиологически первые чувственные знания об окружающих предметах, их свойствах обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы. Поэтому данные формы отражения присущи человеку и животным. Но следует отметить, что они не тождественны, в процессе развития человека были сформированы специфические человеческие ощущения. Ощущение является простейшим, далее неразложимым процессом, на котором основаны более сложные познавательные процессы.
Ощущение -это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. В более широком смысле ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системы значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.
Еще в конце прошлого века И.М.Сеченов в своей классической работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств.
Без ощущений невозможна психическая активность человека. Известны факты, когда человек, лишенный постоянного источника информации (например, отсутствие зрения, слуха, обоняния), впадает в сонное состояние. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем детстве, не обучать специальным приемам, которые компенсируют эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
Близкий к этому эффект достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
В связи с задачами освоения дна Мирового океана, космических пространств, Арктики и Антарктики проводятся исследования, выявляющие влияние сенсорной изоляции на психику и организм человека.
«Недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название «сенсорного голода». Если «информационный голод» обусловливается недостатком «пищи» для второй (словесной) сигнальной системы, то «сенсорный голод» - недостатком впечатлений от реальной действительности для первой сигнальной системы». Исследования показали, что многие здоровые люди не выдерживают полную сенсорную изоляцию, меньше чем через сутки наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи.
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств, главной частью которого являются рецепторы (от лат. «recipere» - принимать) - окончания чувствующего нерва. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия: свет, звук и т.п. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями (физическими, механическими, химическими и др.), а процесс этого воздействия - раздражением. В результате чего энергия внешнего раздражения превращается в нервный импульс - возбуждение в нервной ткани.
По афферентному (от лат. «afferentis» - приносящий) нерву этот импульс передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга, ответная реакция передается по эфферентному (от лат. «efferentis» - выносящий) нерву. Ощущение имеет рефлекторный характер.
Единая функциональная структура (рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга) называется анализатором(см. схему).
воздействие рецепторы проводящие отдел
нервы головного мозга
По определению И.П. Павлова это «есть сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимательным аппаратом и кончающийся в мозгу». Например, зрительный анализатор - это глаза, зрительные нервы и зрительные области коры головного мозга. Мы видим не только глазами, а всем зрительным анализатором в целом.
Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора. Если в коре головного мозга произойдет нарушение работы нервных клеток анализатора, человек может ослепнуть или оглохнуть даже при полной сохранности органов чувств.
Классификация ощущений
Пять основных органов чувств (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые) выделил еще Аристотель. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений по расположению рецепторов:
Классификация ощущений
По расположению рецепторов