Особенности психического отражения
Понятие отражения имеет всеобщее философское содержание и определяется как «всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности (правильности, точности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов».
Отражение присуще всей материи, но характеристики его качественно различаются на разных условиях организации материи. Так, в неорганической природе примером отражения является след, произведенный воздействием одного предмета на другой (механическое изменение структуры, формы предметов, взаимодействие магнитных и электрических полей и т.п.).
Если в неживой природе предмет, отражающий воздействие, пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают «самостоятельной силой реагирования», т.е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже на самых низких ступенях психического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций.
У растений и простейших организмов отражение проявляется в раздражимости – способности реагировать изменением своего состояния или движения на внешние воздействия (амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т.д.; подсолнух поворачивается вслед за солнцем и т.п.)
У более сложных организмов (гидра, медуза, черви, насекомые) появляется простейшая нервная система, характеризующаяся чувствительностью – способностью живого существа реагировать на биологически нейтральный, но имеющий сигнальное значение раздражитель (механизм образования условных рефлексов).
У позвоночных животных наблюдается более сложный вид нервной системы – центральная, для которой характерно выделение головного и спинного мозга. Различают три основные формы поведения животных:
· инстинкт (врожденная, шаблонная, жестко организованная видовая форма поведения);
· навык (индивидуально приобретенная, изменяющаяся форма поведения, формируемая методом проб и ошибок);
· интеллектуальная форма поведения (высший тип поведения животных, наблюдаемая у высших обезьян и дельфинов).
Психика (от греч. psichikos – душевный) – «системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и ….. саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности». Другими словами, психика – субъективное отражение объективного мира.
Основные функции психики
Регуляция поведения
Отражение и деятельности
У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие. Психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества:
· изобретение орудий труда;
· производство предметов материальной и духовной культуры;
· возникновение языка и речи.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
Психическое отражение придает организму качественно иной характер регуляции поведения, поскольку позволяет опережать и прогнозировать события в окружающей среде. На уровне человека эта способность преобразуется в сознательное планирование поступков и предвосхищение их возможных последствий, что дает основание говорить об ответственности человека за совершаемые деяния.
Сознание человека
Высшей ступенью развития психики является сознание, которое представляет собой «непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».
Основными характеристиками сознания являются:
а) взаимосвязь сознания и деятельности – деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру;
б) моделирование и целеполагание деятельности в сознании;
в) предвидение последствий действий;
г) контроль и управление поведением человека;
д) дифференцирование образцов мира объективного и субъективного, выделение себя;
е) активность сознания – способность планировать поведение даже вопреки объективным обстоятельствам, определенная независимость от них, что позволяет квалифицировать преступления как сознательные деяния, а значит и ставить вопрос об ответственности за них. В отсутствии активности сознания человек оказался бы игрушкой обстоятельств и, следовательно, не мог бы нести ответственности за свои действия;
ж) самосознание – познание самого себя, своих типичных и индивидуальных особенностей, что открывает возможность совершенствования себя, самоконтроля и самовоспитания.
Существуют три уровня психического отражения действительности человеком: сознательный, подсознательный, бессознательный.
Уровни отражения
С о з н а т е л ь н ы й
П о д с о з н а т е л ь н ы й
Б е с с о з н а т е л ь н ы й
В зоне ясного сознания (сознательный уровень) находит свое отражение лишь часть всех приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. И именно эта часть сигналов используется человеком для осознанного управления своим поведением.
Остальные же сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Наблюдение психологов и психиатров показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом, осознаются. Осознание способствует нахождению нового режима регулирования или иного способа решения, но как только они найдены, управление передается в подсознание и действия выполняются на уровне автоматизмов (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д. ), что позволяет разгрузить сознание то рутинных операций и освободить его для решения вновь возникающих проблем.
Сознание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы.
Если же происходит обратное – привлечение сознания к элементам уже вполне автоматизированной действительности, - то это ухудшает качество ее выполнения. Например, в сказке О. Уайльда о сороконожке ее спросили, как она ходит: какую ногу ставит сначала, а какую потом. Она задумалась…и разучилась ходить.
Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Классический вариант бессознательного уровня в преступном поведении фиксируется в понятии невменяемости. Однако в последнее время дискутируется вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости, когда у человека нарушаются процессы осознания действительности. Нарушение сознания, в частности суждений, когда определенные признаки ситуации не осознаются субъектом, могут наступать в результате аффектов, что традиционно учитывается при определении степени виновности обвиняемого. Неосознаваемость определенных признаков ситуации имеет место и при так называемых неосторожных преступлениях. Однако в этих случаях имеется в виду то, что активность сознания не была использована субъектом в должной мере в силу присущих ему качеств личности.
Три уровня отражения в психике человека тесно переплетаются, определяя многоуровневость внутренней регуляции его поведения.