Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени
При обследовании и наблюдении детей выявляются нарушения психофизического развития, как характерные для детей данной группы, так и индивидуальные. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие
В целом эмоциональные проявления детей данных групп адекватно ситуации. Эмоциональное состояние большинства детей данных групп можно охарактеризовать как неустойчивое, лабильное, непластичное, импульсивное. Наблюдается повышенная тревожность, ранимость, возбудимость. У некоторых детей часто случаются реакции активного негативизма, неадекватные проявления гнева, астеничные состояния с плаксивостью и капризами. При выявленном очень низком развитии произвольности всех психических процессов, а также значительно сниженной критичностью восприятия как ситуации, так и собственного поведения, возникают большие трудности в социализации и адаптации к условиям ДОУ, проявленные у большинства обучающихся.
Не все дети отзываются на имя и реагируют на словесные обращения адекватно. Некоторые из обучающихся не способны к установлению визуального и речевого контакта. Многие дети группы с радостью воспринимают взаимодействие со взрослым, однако организация совместной деятельности обучающихся затруднена по причине их неумения согласовывать свои действия с действиями других людей, а также сниженной мотивации общения со сверстником и мотивации социально-одобряемого поведения.
Игровая деятельность носит в основном предметно-манипулятивный характер, некоторые обучающиеся могут принимать ненадолго роль и выстраивать несложную процессуальную деятельность (кормить кукол, ловить рыбку, строить гараж для машины). Во всех случаях игра в данных группах не предусматривает продуктивного и конструктивного контакта детей между собой. При организации ролевого взаимодействия со стороны взрослого многие дети вовлекаются и принимают собственную роль. Однако взаимодействие в ролевых парах возможно лишь при организующей помощи педагога. Иначе большинство обучающихся теряют роль и игровую задачу, а остальные продолжают действовать в одиночку. Игра рядом нередко перетекает в агрессивные действия «соседей» из-за неумения согласовывать действия, делить пространство и предметы, а также по причине моторной расторможенности. Игра нескольких детей, освоивших сюжетно-ролевого уровня, отличается стереотипностью, скудностью и негибкостью сюжета, небольшим набором атрибутов, комментариев и реплик.
Развитие эмоционального интеллекта затруднено по причине очень низкого уровня развития самосознания и саморегуляции. Многие дети способны выбрать по заданию картинку с определённым эмоциональным состоянием (базовые эмоции). Некоторые могут называть настроение на картинке словом. Собственное настроение неосознанно и не озвучивается. Часть детей соотносит своё настроение с картинкой по заданию. Для большинства детей собственные чувства не понятны и нераздельны с поведением, неконструктивным в негативном их проявлении. Эмоциональные проявления импульсивны, спонтанны.
Поведение обучающихся в большинстве случаев адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых, нуждается в непрерывном контроле со стороны взрослого. Дети затрудняются в удержании алгоритма действий в течении режимных моментов, принятии и усвоении групповых норм и правил.
Познавательное развитие
Все дети проявляют активность в исследовании предметно-пространственной среды. Часть детей внимательно рассматривает предметы, совершает специфические манипуляции, другие дети могут перебирать игрушки, взаимодействовать с ними неспецифическим образом. У большинства обучающихся наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдает зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка объектов по различным признакам. У некоторых детей не сформированы сенсорные эталоны. Большинство детей способны показать на картинке названный предмет по заданию. Часть обучающихся называет базовые цвета и основные фигуры. Представления об окружающем в основном ограничены предметно-бытовой средой. Память обучающихся в основном снижена, особенно вербальная.
Дети затрудняются в организации собственной деятельности, действуют нецеленаправленно, спонтанно, порой хаотически. Не все обучающиеся принимают задание, многие теряют задачу в процессе выполнения. Несколько детей способны переносить алгоритм действий на подобную задачу, исправлять ошибки. Многие дети остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.
Мышление детей отличается слабой способностью к оперированию представлениями и созданию новых образов, к переносу имеющихся знаний в новые условия, к обобщению и сравнению (установлению сходства и различия) по существенным признакам и т. п., неумением решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, не критичностью. Дети затрудняются в понимании смысла рассказа, установлению причинно-следственных связей по серии сюжетных картин.
Некоторые дети испытывают положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Графо-моторные навыки у большинства обучающихся не сформированы.
Речевое развитие
У многих детей данных групп выявлено грубое недоразвитие речи и всех ее функций: слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность, недоразвитие понимания речи. Активная речь у небольшой части детей фразовая, в большинстве – неразборчивая, состоящая из очень ограниченного количества отдельных слов, у остальных – не фиксируется. В единичных случаях присутствует диалоговая речь. Налаживание контакта с использованием речи в группе в основном не проявлено.
Не все дети называют своё имя, пол, возраст. Говорящие обучающиеся очень мало используют речь по собственной инициативе. Обучающиеся затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями, выражать дружеское отношение или просьбу.
У многих детей игра сопровождается звукоподражанием. Другие лишь иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Большинство детей оживляются при восприятии знакомой музыки, наблюдают за игрушками или би-ба-бо во время театрализации, способны непродолжительное время фиксировать внимание на иллюстрированном художественном произведении. Изобразительно-графическая деятельность у большей части детей развита недостаточно: умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен и упрощен (головоног). У части детей рисунок в стадии чирканья. Всем детям очень нравится рисовать линии и раскрашивать фигуры явкой краской, работать с цветным тестом, рваной аппликацией.
Многие дети групп старшего возраста владеют элементарным конструированием по подражанию и образцу, некоторые способны конструировать по памяти. Постройки часть детей обыгрывает при незначительной организующей деятельности взрослого.
Физическое развитие
Все дети проявляют самостоятельную двигательную активность. Движения в основном характеризуются как скованные, неритмичные, хаотичные, неловкие, расторможенные. Обучающиеся испытывают трудности при перемещении в пространстве, не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям. Наблюдается очень низкий контроль движений, страдает подражание, воспроизведение по заданию. Тонкая моторика развивается медленно, движения ладоней и пальцев рук у большинства детей неточные, несогласованные, слабые.
Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся соответствует более раннему возрасту. Уровень развития тонкой и общей моторики, а также нарушение зрительно-моторной координации, саморегуляции и моторная расторможенность не позволяет реализовать многие операции в одевании. Кроме этого дети затрудняются в организации собственной деятельности. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Необходима организующая, направляющая и практическая помощь.
Заключение
Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей социализации, посредством развития социально-бытовых навыков, конструктивных моделей поведения, основой освоения которых может являться повышение уровня развития произвольности всех психических процессов и познавательной сферы. В группе возможны совместные коммуникативные игры, а также игры и упражнения, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, формированию сенсорных эталонов, игровой и других видов детской деятельности, развитию всех психических процессов.
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы
Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.
Планируемые результаты освоения программы детьми групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени
Направления развития образования ребёнка | Планируемые результаты освоения программы |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Социальное развитие | Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру. |
Участвует в совместной деятельности. Организованной взрослым. | |
Обращается за помощью. | |
Выражает негативные эмоции социально-приемлемым способом. | |
Устанавливает новые контакты. | |
Знает свой пол. | |
Умеет приветствовать и прощаться. | |
Умеет присоединяться к игре, вовлекать в игру сверстника или взрослого. | |
Старается соблюдать правила. | |
Регулирует собственное поведение согласно требованиям взрослого. | |
Проявляет доброжелательное отношение. | |
Ручной труд | С удовольствием участвует в продуктивной деятельности. |
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Участвует в уборке игрушек после игры при организации взрослым. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Сенсорное восприятие | Выбирает, соотносит предметы по величине, форме и цвету. |
Мышление | Устанавливает элементарные причинно-следственные связи. |
Использует предметы по назначению. | |
Обобщает предметы и картинки по внешнему виду и функциональному признаку. | |
Организация деятельности | Понимает задание. |
Удерживает задание до получения результата. | |
Радуется познавательной деятельности и её результатам. | |
Обучение игре | Выполняет специфические действия с игрушками. |
Организует процессуальные действия с игрушками. | |
Использует ролевые атрибуты | |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие импрессивной речи | Отзывается на имя. |
Адекватно реагирует на обращенную речь, выполняет простые инструкции. | |
Выбирает карточку с базовым эмоциональным состоянием по заданию. | |
Развитие экспрессивной речи | Называет собственное имя. |
Устанавливает вербальный контакт в доступной форме. | |
Развитие альтернативных способов коммуникации (для неговорящего ребёнка) | Использует жест приветствия и прощания. |
Использует жесты "дай», «возьми", "пойдём". | |
Использует жесты "хорошо", "плохо". | |
Использует жесты согласия и отрицания. | |
Использует жесты "кушать", "спать", "гулять". | |
Использует жесты и мимику для выражения собственного настроения, и отношения к происходящему. | |
Развитие моторики кистей и пальцев рук | Подражает движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики. |
Управляет движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками. | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Музыкальное воспитание | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений |
Художественное творчество | Участвует в творческой продуктивной деятельности |
Ознакомление с художественной литературой | Внимательно слушает сказки и рассказы, рассматривая иллюстрации |
Участвует в драматизации сказки при организации педагогом. | |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Развитие двигательных навыков | Произвольно меняет темп двигательной активности по заданию взрослого «двигаемся», «остановились». |
Участвует в совместной двигательной деятельности. | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | Старается осваивать культурно-гигиенические навыки. |
Стремится к самостоятельности |