Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития
При психологическом обследовании обучающихся младшего дошкольного возраста наблюдаются психофизические особенности, характерные для этой возрастной группы. У многих обучающихся группы выявлено нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (в основном речь) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Одной из целей наблюдения детей данной группы является выявление причин такого нарушения. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие
Эмоциональное состояние детей данной группы обусловлено процессом адаптации к ДОУ. Наблюдается повышенная тревожность, возбудимость, некоторая моторная расторможенность, эмоционально-мышечное напряжение. Случаются реакции негативизма, агрессивные проявления.
Все дети отзываются на имя, адекватно реагируют на словесные обращения, способны к установлению визуального, речевого, и мимического контакта, доступны общению. Лишь несколько обучающихся играет вместе, остальные дети практически не вступают во взаимодействие, а спокойно играют рядом. В некоторых случаях проявляется наблюдение за игрой сверстника.
Дети стремятся к общению с педагогами и специалистами группы, включаются в совместную деятельность, организованную взрослым, стараются подчиняться понятным правилам поведения и выполнять полученные от педагога задания.
Развитие эмоционального интеллекта в процессе формирования. Базовые эмоции сформированы, проявляются внешне, не озвучиваются. Эмоциональные проявления непроизвольны, спонтанны.
Поведение обучающихся адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых. Некоторые нуждаются в непрерывном контроле поведения со стороны взрослого.
Познавательное развитие
Дети активны в исследовании окружающей предметно-пространственной среды. Игровые действия носят характер специфических манипуляций. Часть детей не удерживает внимание на одном из предметов, а непроизвольно переключает внимание с одного объекта на другой, не задерживаясь и не совершая манипуляций.
У обучающихся формируется наглядно-действенное мышление. Наблюдаются перцептивные и орудийные действия. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной и ориентировочно-исследовательской деятельности, снижена скорость выполнения перцептивных операций. У некоторых детей не сформированы сенсорные эталоны. Большинство детей способны показать на картинке названный предмет по заданию. Лишь малая часть обучающихся называет базовые цвета или основные фигуры. Представления об окружающем в основном ограничены предметно-бытовой средой.
Большинство детей испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Большинство из них в диалоге со взрослым умеют услышать и понять заданный вопрос, проявляют любознательность. Многие охотно включаются в общую деятельность, связанную с познанием в игре.
Речевое развитие
Все дети группы понимают обращенную речь. Активная речь у небольшой части детей фразовая, в большинстве – неразборчивая, состоящая из очень ограниченного количества отдельных слов, у остальных – не фиксируется. В единичных случаях присутствует диалоговая речь. Налаживание контакта с использованием речи в группе в основном не проявлено. Не все дети называют своё имя, пол, возраст. Говорящие обучающиеся очень мало используют речь по собственной инициативе. Обучающиеся затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями, выражать дружеское отношение или просьбу.
Художественно-эстетическое развитие
Большинство детей способны непродолжительное время фиксировать внимание на музыкальном или художественном произведении, проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций. Изобразительно-графическая деятельность у части детей развита недостаточно. Большинство обучающихся умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен и упрощен (головоног). У части детей рисунок в стадии чирканья.
Физическое развитие
Все дети проявляют самостоятельную двигательную активность. В процессе двигательной деятельности заметна положительная эмоциональная реакция. Многие из обучающихся удерживают знакомый алгоритм взаимодействия в простой подвижной игре ("На лесной лужайке", "Мишка косолапый", "Прятки" и т.п.), для совместного участия в подвижных играх и физических упражнениях нуждаются в организующей и направляющей помощи. Практически все обучающиеся умеют подражать действиям взрослого. Обучающиеся данной группы не имеют навыков согласованного движения и передвижения в пространстве. Сложным для многих детей является построение в круг, ходьба в заданном направлении, особенно в парах, соблюдение очерёдности движений.
Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся соответствует более раннему возрасту. Дети затрудняются не только в организации собственной деятельности при одевании, но и в реализации самих операций надевания даже несложных предметов гардероба. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Другим очень трудно сосредоточиться на процессе одевания в достаточной степени, не потерять эту задачу. Необходима организующая, направляющая и практическая помощь.
Заключение
Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей благоприятной адаптации к условиям ДОУ и расширения среды возможного ближайшего развития до достаточной возрастной нормы, что позволит более объективно оценить и проанализировать особенности их развития и причины выявленных отклонений, а также наиболее адекватно выбрать дальнейший образовательный маршрут. В группе возможны совместные коммуникативные игры, а также игры и упражнения, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, формированию сенсорных эталонов и развитию всех психических процессов.
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы
Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.
Планируемые результаты освоения программы детьми группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития
Направления развития образования ребёнка | Планируемые результаты освоения программы |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Социальное развитие | Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру. |
Проявляет уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, и его любят. | |
Проявляет уважение и терпимость к другим детям и взрослым. | |
Обращается за помощью к взрослому, оказывает посильную помощь по просьбе взрослого. | |
Проявляет желание договориться, меняется игрушками. | |
Соблюдает очерёдность. | |
Правильно отвечает на вопрос о гендерной принадлежности. | |
Устанавливать новые контакты. | |
Присоединяется к игре, вовлекает в игру сверстника или взрослого | |
Проявляет уважение к правилам группы, желание их соблюдать. | |
Открыто самовыражается через движение, речь, продуктивное творчество. | |
Проявляет принятие режимных моментов ДОУ. | |
Умеет проявлять симпатию, доброжелательное отношение. | |
Ручной труд | Проявляет желание самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности |
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда | |
Хозяйственно-бытовой труд | Проявляет ценностное отношение к хозяйственно-бытовому труду |
Помогает в труде взрослого | |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Сенсорное восприятие | Выбирает по заданию, соотносит и называет предметы по внешнему признаку: цвет, форма, размер, ориентируясь зрительно. |
Мышление | Устанавливает элементарные причинно-следственные связи. |
Использует предметы по назначению. | |
Обобщает предметы и картинки по внешнему признаку. | |
Организация деятельности | Удерживает задание до получения результата. |
Проявляет интерес к познавательной деятельности и чувства радости её результатам. | |
Обучение игре | Разыгрывает элементы сюжета в игровой среде |
Участвует в ролевом взаимодействии при организации педагога | |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие импрессивной речи | Понимает названия базовых эмоциональных состояний. |
Внимательно слушает собеседника, не перебивая. | |
Развитие экспрессивной речи | Обращается за помощью и поддержкой при необходимости. |
Называет базовые и социальные эмоциональные состояния. | |
Объясняет причину собственного настроения. | |
Делится переживаниями, рассказывает о событиях. | |
Поддерживает диалог. | |
Развитие моторики кистей и пальцев рук | Умеет подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики. |
Умеет управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками. | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Музыкальное воспитание | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. |
Различает весёлые и грустные мелодии. | |
Художественное творчество | Умеет изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека. |
Выражает настроение в рисунке и описывает его. | |
Ознакомление с художественной литературой | С удовольствием воспринимает литературные произведения. |
Участвует в драматизации, организованной взрослым. | |
Отвечает на вопросы о содержании сказки, опираясь на иллюстрации. | |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Развитие двигательных навыков | Подражает движениям взрослого. |
Проявляет раскованность движений мимики и пантомимики. | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | Понимает важность культурно-гигиенических навыков |
Проявляет желание действовать самостоятельно. |